Игровая ситуация «фотоальбом»

Материалы: ножницы, клей, фломастеры, бумага, скотч.

Инструкция. Для проведения игры необходимо попросить родителей, чтобы они принесли семейные фотографии, на которых достаточно четко были бы изображены близкие родственники ребенка и по возможности жизненные ситуации, отражающие различные стороны его жизни.

Фотографии раскладывают на полу, чтобы все они были видны. Затем ребенку задаются вопросы, касающиеся изображенных на фотографиях людей, выявляются фотографии, которые ему не нравятся. У ребенка расспрашивается, что именно на них не нравится, и предлагается поправить их так, чтобы ему понравилось, — разрисовать, вырезать тех людей, которые ему не нравятся, приклеить тех, которые нравятся, и т. д. Если ребенок не обладает достаточными техническими навыками, педагог-психолог может помочь ему в изменении фотографий. Измененные фотографии складывают в отдельный фотоальбом.

Примечание. Эта техника позволяет не травмирующим для ребенка образом выяснить его чувства по отношению к определенным событиям и значимым для него лицам, а также помогает выразить свои чувства. Игру можно проводить несколько раз в течение всего процесса коррекции для отслеживания изменений в отношении ребенка к близким. Измененные фотографии служат информационным материалом. С разрешения ребенка фотоальбом показывается родителям.

Игровая ситуация «Спрятанные проблемы»

Материалы: пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка, баночка), фломастеры, бумага.

Инструкция. В крышке емкости проделывается отверстие, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Ребенку предлагается нарисовать, что (или кто) его тревожит (пугает), рассказать об этом, а потом бросить рисунок в «почтовый ящик», т. е. спрятать проблему.

Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в «почтовом ящике».

После занятия необходимо спросить ребенка, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если тот затрудняется с ответом, тогда нужно предложить варианты: выбросить, порвать, смять, сжечь.

Примечание. Большинство тревожных детей склонны держать в себе свои переживания. Эта техника позволит им проявить свои чувства, снизить уровень тревожности.

Игра «Вылеплялки»

Инструкция. Игра проводится перед большим зеркалом, установленным на подставке или прикрепленным к стене.

Часть I. Ребенку предлагается изобразить, какое у него бывает лицо, когда он сердится, боится, радуется. Если он затрудняется, педагог-психолог показывает образец, который ребенок должен скопировать. После закрепления за каждой мимической маской названия чувства можно переходить ко второй части игры.

Часть II. Ребенок садится перед зеркалом, педагог-психолог руками «лепит» на его лице мимическую маску. Задача ребенка — угадать, какое чувство изображает педагог-психолог на его лице. Затем можно поменяться ролями.

В конце игры необходимо дать установку ребенку: «Когда тебе плохо, ты можешь сам руками растянуть улыбку и посмотреть на себя в зеркало. Тогда настроение обязательно улучшится».

Примечание. В процессе данной игры ребенок учится распознавать чувства других по их мимике и также передавать свои чувства.

Кинезотерапия «В гостях у морского царя»

Цели: коррекция психоэмоционального состояния детей, снятие мышечных зажимов, эмоционального напряжения, создание радостного настроения средствами свободного движения и воображения.

Оборудование:коврики. Необходимо музыкальное сопровождение, соответствующее теме.

Инструкция. Педагог-психолог выясняет у детей, что они знают о подводном мире, какие движения характерны для морских обитателей, сравнивает эти движения с движениями существ, живущих на суше. Далее детям предлагается изобразить движения какого-либо морского обитателя, обсудить недостатки и достоинства изображенного. Затем под разную музыку дети изображают обитателей моря.

Упражнение «Рисунок в парах по очереди»

Цели:формирование умений преодолевать барьеры в общении, взаимодействовать с партнером, формирование чувства востребованности, развитие творческих способностей.

Материалы: листы бумаги А4, краски, карандаши.

Инструкция. Педагог-психолог уточняет представления детей о партнерстве, взаимовыручке, востребованности. Просит привести конкретные примеры. После этого предлагает двум детям на одном листе по очереди что-нибудь нарисовать. При этом 2 минуты отводится на то, чтобы дети договорились, что будут рисовать. Затем через каждые две минуты (по сигналу педагога-психолога) они передают лист друг другу (всего 8 раз). После выполнения задания рисунок надо раскрасить (5 мин). По завершении каждая пара рассказывает о своем рисунке и отвечает на вопрос «Трудно ли было выполнять задание?».



Наши рекомендации