Ощущения и восприятие, как процессы непосредственно

ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ

для студентов дневного отделения

Ростов-на-Дону

2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ………………………………………3

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ…………………… 28

МЕЖСЕССИОННЫЕ ЗАДАНИЯ………………………………29

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ………….....35

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………36

Краткий курс лекций

Лекция 1

ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ, КАК ПРОЦЕССЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО

Лекция 2

Лекция 3

СЛУХОВАЯ ПЕРЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА

Природа слуховых ощущений.

Слуховые ощущения возникают в результате воздействия механических колебаний окружающей среды, которые преобразуются и по проводящим путям поступают в слуховые центры коры. Таким образом, слуховые ощущения – субъективное психическое отражение воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются колеблющимся телом и порождают собой попеременное сгущение и разряжение воздуха.

Звук

Звуковые волны распространяются в воздухе от колеблющегося тела. Расстояние между соседними областями уплотнения или разряжения называют длиной волны. Величину максимального сжатия или разрежения называют амплитудой волны. Интервал времени между моментами максимального сжатия или разрежения – называется периодом звуковой волны. Число, показывающее, сколько длин волн «пробежало» в одну секунду называют частотой. Частота и период – обратно пропорциональные величины. Давление звуковой волны на единицу поверхности измеряют в децибелах. В зависимости от сложности акустического сигнала, воспринимаемые звуки могут быть простыми и сложными. Простые – синусоидальные колебания, физическими характеристиками которых являются амплитуда, частота, интенсивность. Сложные – представляют собой комбинацию колебаний различной формы. Диапазон воспринимаемых частот: 20 – 20000 Гц., в среднем. Зависит от возраста (младенец: 16 – более 20000 Гц.) и от особенностей организма. Звук по частоте ниже границ слышимости – инфразвук, выше границ – ультразвук. Нижний (верхний) звуковой порог определяется частотой и амплитудой.

Субъективные качества слуховых ощущений.

1. Высота тона – субъективное качество слухового ощущения, позволяющее располагать звуки по шкале от низких до высоких. Высота тона зависит от частоты и интенсивности.

2. Громкость - субъективное качество слухового ощущения, позволяющее располагать звуки по шкале от тихих до громких. Громкость зависит главным образом от интенсивности.

3. Объемностью называется ощущение полноты звука, в большей или меньшей степени заполняющего пространство.

4. Плотность – качество звука, позволяющее различать плотный, сгущенный или диффузный рассеянный звук. Звук чем выше, тем кажется плотнее. Плотность возрастает и с увеличением громкости.

5. Тембр. Определяется как такое качество слухового ощущения, пользуясь которым мы можем судить о различии двух звуков при одинаковой громкости и высоте. Тембр зависит от амплитуд гармоник сложного звука.

Гармонические колебания.

Сложность состава звуковых колебаний выражается в том, что к основной частоте, обладающей определенной амплитудой, примешиваются дополнительные колебания, имеющие меньшую амплитуду. Дополнительные колебания, частота которых превышает частоту основного колебания в кратное количество раз, называются гармониками и дают ощущение музыкального тона, то есть создают тембральную окраску звука.

Особый класс звуков образуют щелчки, продолжающиеся иногда всего лишь тысячные доли секунды.

В музыке одновременный комплект звуков называется аккордом. Если частоты колебаний, составляющих акустических сигналов кратны по частоте, то аккорд воспринимается как консонанс. (Обратное – диссонанс).

Пороги слуховых ощущений:

1. Нижний абсолютный.

2. Верхний абсолютный.

3. Порог различения.

КРИВАЯ СЛЫШИМОСТИ

 
  ощущения и восприятие, как процессы непосредственно - student2.ru

Из графика видно, что на разных частотах, для того чтобы мы услышали звук, необходима разная интенсивность, на краях частотного диапазона нижний и верхний абсолютные пороги сливаются.

ТЕОРИИ СЛУХА.

Периферические теории.

В основе рассматриваемых теорий лежит проблема места звуко-высотного различения - периферия или центр анализатора.

1. Резонансная теория Г. Гельмгольца.

Согласно этой теории отдельные волокна основной мембраны представляют собой физические резонаторы, каждый из которых настроен на определенную частоту звукового колебания. Высокочастотные раздражители вызывают колебание участков мембраны вблизи овального окна, где она наиболее узка, а низкочастотные вблизи улитки, на участках с максимальной шириной основной мембраны. Волосковые клетки и связанные с ними нервные волокна передают в мозг информацию о том, какой из участков мембраны возбужден, а, следовательно, о частоте колебания.

В пользу этой теории говорят факты хирургического удаления частей мембраны и возникающая при этом избирательная глухота. Однако невозможно найти участка мембраны, который бы отвечал за восприятие низких тонов.

2. Теория Г. Флетчера.

На звуковые волны отвечают не отдельные волокна, а пре- и эндолимфа улитки, и резонансные свойства присущи не только волокнам, а всей механической системе улитки в целом. Под действием звука колеблется вся мембрана в целом и та или иная масса жидкости. Высокие тона приводят в движение лишь небольшую массу жидкости вблизи основания улитки. Низкие – большую массу вблизи вершины улитки. Громкость определяется суммарным числом нервных импульсов, приходящих к мозгу от всех возбужденных нервных волокон основной мембраны. Нервные волокна (из эксперимента) резонируют на частоты свыше 60-70 Гц. Флетчер предположил, что восприятие более низких тонов определяется ощущением комплекса гармонических составляющих.

3. Теория Г. Бекеши.

Колебания перепонки овального окна передаются эндолимфе и распространяются по основной мембране в виде бегущей волны, вызывая ее максимальное смещение на большем или меньшем расстоянии от вершины улитки, в зависимости от частоты.

Таким образом, в этой теории было выдвинуто предположение о том, что существует принцип связи высоты звука и места воздействия.

Принцип места характерен для всех периферических теорий.

Телефонные теории или теории центрального анализатора.

В основе всех этих теорий: звуковые колебания превращаются улиткой в некие синхронные волны (биоэлектрические колебания) и передаются коре, где собственно и происходит анализ высоты тона звукового колебания.

Лекция 4

R L

Реальный продольный гороптер, измеряемый отсутствием диплопии не совпадает с ним. Его определяют следующим образом: испытуемый фиксирует точку F или точку M. Экспериментатор двигает нить вперед или назад, тем самым, определяя момент исчезновения диплопии или линию гороптера. Вычленяется ряд омонимных или перекрестных порогов диплопии. Реальный продольный гороптер при малых расстояниях имеет вид эллипса, проходящего через центры зрачков глаз. При больших расстояниях, чем дальше линия гороптера, тем более она выпрямляется, где-то она становится прямой и далее выгибается в обратную сторону.

Линия гороптера – линия, на которой находится точка фиксации.

Стереоскопия.

1. Базовая линия – воображаемая линия, соединяющая центры зрачков глаз. Ее длина определяет межзрачковое расстояние (60 мм, в среднем).

2. Венечная плоскость – плоскость перпендикулярная к оси тела, проходящая через голову. Особую роль играет венечная плоскость, проходящая через базовую линию.

3. Медиальная плоскость – вертикальная плоскость симметрии головы. Базовая линия к ней перпендикулярна и делится ей на равные части.

4. Фронтальная плоскость – вертикальная плоскость, перпендикулярная к медиальной плоскости и параллельная базовой линии.

СЕТЧАТОЧНАЯ ДИСПАРАТНОСТЬ И СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ ОСТРОТА.

Монокулярное изображение представляет собой плоскую проекцию реального трехмерного объекта, расположенного в точке фиксации на некотором расстоянии от субъекта. Несмотря на наличие монокулярных признаков глубины, основную информацию нам дает то минимальное различие в этих плоских проекциях об объемах, глубине, рельефе воспринимаемого нами мира. Это минимальное различие носит название сетчаточной диспарантности.

ощущения и восприятие, как процессы непосредственно - student2.ru

Пусть точки А и В расположены неподалеку друг от друга, по обе стороны от медиальной плоскости, причем точка А находится на расстоянии d от глаз, а точка В на расстоянии равном d-Dd. Отрезок АВ виден левым глазом под углом U2, а правым под углом U1. Если точки А и В не располагаются на одном гороптере, тоих изображения будут формироваться на некорреспондирующих точках сетчатки. Возникает бинокулярная диспарантность или стереоскопический параллакс, определяющийся разницей U1-U2. Можно измерить воспринимаемый порог параллакса - стереоскопическую остроту - в среднем 5 угловых секунд. Это означает, что человек способен воспринимать изменение глубины 0,4 миллиметра на расстоянии одного метра. Объект, расположенный на расстоянии 2600 метров воспринимается как один объект, стоящий впереди другого.

Экспериментальные исследования диспаратности. Наилучшие доказательства роли сетчаточной диспарантности были получены при использовании специальных аппаратов, которые были названы стереоскопами. Диспаратность с помощью этих аппаратов варьировалась от 0 до бесконечности (формировалось изображение либо на корреспондирующих, либо на диспаратных точках). Получали изображение от плоского до бинокулярного соревнования.

Первый стереоскоп был сконструирован Уинстоном в 1831 году, и в дальнейших опытах, с различными модификациями получил широкое распространение.

СТЕРЕОСКОПЫ

ощущения и восприятие, как процессы непосредственно - student2.ru

рис.1 рис.2 рис.3 рис.4

Призматический стереоскоп (рис. 1). Две призмы А и В, и два предъявляемых объекта f1 и f2. Призмы расположены так, что преломление лучей от двух разных объектов создает иллюзию единого объекта. Если призмы фокусируются на корреспондирующие точки сетчатки, - объект видится плоским и единым; если на диспаратные и корреспондирующие - объемным и единым.

Зеркальный телестереоскоп (рис. 2). Зеркала M и N. При изменении угла зеркал можно добиться максимальной степени диспаратности (от некоторой величины до бесконечности).

Иконоскоп (рис. 3). Этот аппарат позволяет изменять степень диспаратности от некоторой величины до нуля. (Икона - плоское изображение).

Зеркальный псевдоскоп (рис. 4). Левый глаз видит то, что должен видеть правый глаз и наоборот. Этот эффект носит название: обратная диспаратность (мы видим картинку перевернутую наизнанку. То, что ближе кажется дальше, что дальше кажется ближе). Но часто при работе с псевдоскопом прошлый опыт берет верх над диспаратностью. Это объясняется двумя свойствами восприятия: контрастностью и апперцепцией.

МОНОКУЛЯРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА.

Наиболее важным при монокулярном восприятии рельефа является параллакс движений головы. Двигая головой справа налево или сверху вниз мы получаем различные изображения объекта. Таким образом, восприятие рельефа возникает из быстрой последовательности смены изображений на сетчатке одного глаза.

Другими явлениями такого рода являются изменение аккомодации и хроматическая аберрация. Глаз приспосабливается к средней зоне спектра частот, поблизости от желтого. Когда глаз фиксируется на объекте и аккомодируется так, чтобы видеть его как можно отчетливее, то всякое светлое пятно, расположенное немного впереди от точки фиксации будет иметь красный ореол, позади - зелено-голубой. (Полак, 1923).

К монокулярным признакам глубины так же относятся признаки, которые имеет действительность:

1. Перекрытие объектов.

2. Иллюзия сужения рельсов.

3. Относительные размеры объектов и т.д.

Эффект Пульфрика.

Вызывание искусственной диспаратности. Одному глазу предъявлялся объект через ровное чистое стекло, другому через затемненное. Маленький предмет на ниточке двигался по прямой вправо и влево во фронтальной плоскости. В обычных условиях это так и воспринималось, но стоило поставить к одному глазу темной стекло, то испытуемому казалось, что предмет проходит перед фронтальной плоскостью, а затем за ней. Механизм этой иллюзии основан на том, что возникает разность латентных периодов световых ощущений, возникающих в каждом глазу. Затемненный глаз воспринимает объект с запозданием. Два изображения одного объекта в один и ото же момент не попадают на корреспондирующие точки сетчатки, и эта диспаратность вызывает смещение объекта в глубину.

Лекция 5

. . . . . . . .

Расстояние между 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6, 7 и 8 точками чуть меньше, чем расстояние между точками 2 и 3, 4 и 5, 6 и 7. Наблюдатель либо будет видеть все точки на одинаковом расстоянии, либо будет стремиться усилить различие и воспринимать пары точек. Равномерное распределение точек отличительно, но если наблюдатель группирует точки на основе, близости, то лучшая группировка наблюдается если он усилит различие в расстоянии в своем восприятии. И то и другое может быть название прегнантностью.

Маскировка.

Маскируют фигуру те направления, которые продолжают фигуру в прежних направлениях. Замкнутость фигуры - способ маскировки смыслообразующих частей.

Изменчивость перцептивной организации.

Возможна различная перцептивная организация одного и того же ретинального изображения. В каждом случае могут существовать различные факторы, нарушающие равновесие восприятия фигуры в ту или иную сторону. Лежащий в основе восприятия фигуры нейрофизиологический процесс подвержен самонасыщению. Обращение же фигур основано на процессе физиологического утомления, который, в свою очередь, приводит к изменению уровней активностей в различных долях коры. Возбуждение одной ассоциации нейронов приводит к одному восприятию, другой к другому. Если удерживать одно из двух возможных вариантов неоднозначного изобра­жения, то это облегчит обращение. Большинство испытуемых увидят в этом альтернативный вариант, который будет восприниматься более продолжительное время чем то, что воспринималось при предварительном обращении. Таким образом существует конфликт прошлого опыта, способствовавшего организации, которая только что воспринималась и насыщения, которая способствует новой организации. Обращению фигур так же способствует фактор знания о неоднозначности фигуры. Как только наблюдатель осознает возможность двух или более организаций, обращение становится неизбежным, то есть действует сознательная установка на обращение. Когда каждая из организаций одинаково хороша и правдоподобна происходит сознательное обращение.

В том случае, когда достигается организация с высокой вероятностью верного решения происходит стабилизация. Стабилизация так же происходит если в неоднозначной фигуре мы находим организацию знакомую или значимую для нас. Стабилизация означает предпочтение одной, более правдоподобной, более узнаваемой или значимой для нас организации.

Лекция 6

Иллюзии движения

Стробоскопический эффект

Как мы уже знаем, все сенсорные системы могут быть обмануты, однако наиболее устойчивый обман чувств возникает во время просмотра кинофильма. Это связано с двумя довольно различными зрительными явлениями. Первое состоит в инерции зрения, второе – в так называемом фи-феномене.

Инерция зрения представляет собою просто неспособность сетчатки отвечать на частые колебания яркости света и сигнализировать о них. Если свет включается и выключается сначала медленно, а затем все чаще, мы будем видеть мелькание света до тех пор, пока его частота не достигнет приблизительно 30 вспышек в секунду, после чего он будет казаться непрерывным. Если свет яркий, критическая частота слияния изображений, или критическая частота мельканий, значительно выше и может достигнуть порядка 50 вспышек в секунду.

Итак, в кино отдельные картины проецируются с частотой 24 кадра в секунду, однако, это значительно ниже критической частоты слияния изображений; можно спросить, почему же мы не видим мелькающих картин. В ранних фильмах это было действительно так, но современные кинопроекторы снабжены специальным перекрывающим устройством, благодаря которому каждое изображение показывается трижды в быстрой последовательности, так что, хотя показывается всего 24 изображения в секунду, частота мельканий составляет 72 вспышки света в секунду. Эта величина превышает критическую частоту мельканий для всех, кроме ярких участков изображений, попадающих на периферию сетчатки. Здесь могут быть видны отдельные мелькания.

Другое важное зрительное явление, на котором основано кино – это кажущееся движение известное как фи-феномен. Имеется обширная литература, посвященная экспериментальному исследованию этого явления. Обычно оно изучается в лабораторных условиях с помощью очень простого приспособления – двух источников света, выключение одного из которых вызывает включение другого. При точном соблюдении определенного расстояния между источниками света и определенного временного интервала между включением одного и другого можно видеть, как единое световое пятно движется от места первого светового источника света к месту второго.

Аутокинетический эффект

Этот эффект света, движущегося в темноте, известен как аутокинетический феномен. Для объяснения этого феномена привлекались самые различные теории. Важно уяснить себе следующее различие. То, что правильно для мира вещей и его наблюдения, не обязательно справедливо для ошибок наблюдения, или и иллюзий. Любой орган чувств может давать ложную информацию: давление на глаз может вызвать в темноте ощущение света, электрическая стимуляция окончаний чувствительных нервов вызовет ощущения, которые в обычных условиях возникают при адекватном раздражении органов чувств. Точно так же, если определенные нервные аппараты ответственны за восприятие движения, мы вправе ожидать появления иллюзий движения, если работа этих аппаратов нарушается.

Иллюзорные блуждающие движения при аутокинетическом эффекте (самовозбужденном эффекте), видимо, возникают в результате командных сигналов, поддерживающих фиксацию, несмотря на легкие спонтанные флуктуации в работе мышц, приводящих глаза в движение. Т.о. не движение глаз, а корректирующие сигналы, которые предотвращают это движение, являются причиной иллюзорного блуждания светового пятна в темноте.

Индуцированное движение

Когда мы смотрим на Луну или звезды во время езды на машине, нам кажется, что они движутся вместе с нами, но несколько медленнее. Мы видим, что она движется медленнее нас, однако она продолжает находиться рядом с нами, никогда не оказываясь позади. Это удивительное явление.

Луна находится так далеко, что мы можем считать это расстояние бесконечным. Когда машина движется, угол, под которым видна луна из машины, остается практически неизменным, он не изменится, хотя мы движемся относительно Луны. Нам кажется, что Луна находится на расстоянии всего нескольких сот метров. Мы заключаем об этом на основании ее видимой величины. Она видна под углом 1/2º, но, как нам кажется, по размерам соответствует объекту, который виден под таким углом, и находится в нескольких сотнях метров от нас. И поскольку Луну невозможно обогнать (потому что она фактически очень отдалена от нас), то единственный способ для перцептивной системы совместить эти факты – это интерпретировать Луну, как некий объект, движущийся параллельно с машиной. Т.о. видимая скорость движения Луны определяется кажущейся удаленностью ее от нас.

Интересное описание механизма можно встретить в гештальт-теории. В описанной выше ситуации Луна воспринимается нами как фигура, а облака – как фон. При этом, интерпретация движения фигуры (Луна) наиболее вероятна, так как фигура всегда движется по отношению к фону.

Аналогичная ситуация возникает когда мы находимся в купе неподвижно стоящего поезда, а напротив, за окном, начинает двигаться соседний поезд. У нас складывается впечатление, что движение начал наш состав.

Эффект водопада

Логично ожидать, что сходные иллюзии возникают и вследствие дефектов системы изображение/сетчатка, и действительно, такие иллюзии существуют. Они не ограничиваются ощущением движением всего поля: различные части поля могут казаться движущимися в различных направлениях и с различной скоростью; эти явления странны, и логически парадоксальны. Наиболее существенно, это нарушение демонстрируется в так называемом эффекте водопада.

Очень легко доказать, что этот эффект обусловлен исключительно нарушениями в системе изображение/сетчатка. Убедиться в этом можно быстро пробегая глазами из конца в конец движущуюся ленту с поперечными полосами, причем проделывая это несколько раз подряд. В этом случае непрерывное движение воспринимается с помощью системы глаз/голова, а не с помощью системы изображение/сетчатка. Когда движущаяся лента останавливается, последействия не возникает, следовательно, этот эффект не связан с работой системы восприятия движения глаз/голова.

Своеобразная особенность «эффекта водопада» заключается в том, что он вовсе не возникает, если движущийся объект закрывает целиком всю сетчатку и движется в виде сплошного поля. Эффект возникает лишь при относительном движении, т.е. при движении изображения лишь в одних частях сетчатки относительно других.

Лекция 7

ТЕОРИИ ВОСПРИЯТИЯ

Структуралистская теория.

Структурная психология считала предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними, выявляемые посредством специально тренируемой интроспекции. Основной метод исследования - аналитическая интроспекция.

Хохберг: В виду чрезвычайной сложности структуры коры головного мозга объяснение восприятия, как мозговой активности связано неизбежно с использованием аналогий и моделей.

Хэбб. Теория клеточных ансамблей.

Процесс восприятия - следствие возбуждения биоактивного нейрона или целой структуры нейронов. Некоторые из нейронов возбуждаются стимуляцией сенсорных органов, другие же просто стимулируют друг друга. Восприятие раскладывается на последовательное возбуждение клеточных ансамблей или организацию их в фазовые последовательности. То есть объективная реальность составляется из фрагментарных объектов, которые есть ни что иное, как элементарные ощущения в различных комбинациях. Основной тезис структуралистов:

Каждый раз, когда те же самые стимульные энергии попадают на ту же часть того же самого сенсорного органа с помощью тщательной аналитической интроспекции могут быть обнаружены одни и те же чистые ощущения.

Согласно этому тезису огромное множество воспринимаемых объектов внешнего мира представляют собой различные комбинации элементарных ощущений. Мир восприятия состоит из:

1. Ощущений, вызванных раздражением отдельных рецепторов.

2. Образов памяти, составившихся из следов прежних ощущений. Правильная компоновка этих ощущений объясняет все явления и вещи. Для этого структуралисты предлагают закон комбинаций, состоящий в том, что ощущения просто суммируются, а восприятие группы простых стимулов состоит из суммы тех ощущений, которые возникали бы при изолированных представлениях каждого стимула, плюс образы ассоциированные с ними. Например структуралистская теория восприятия пространства состоит в том, что наши пространственные ощущения не является зрительными, а состоят из кинестетических образов памяти, ассоциированных со зри­тельными стимулами в прошлом опыте.

Теория Брунера.

Эта теория относится к когнитивно-ориентированным теориям восприятия. Суть восприятия заключена не столько в деятельности сенсорных аппаратов, а в деятельности коры, которая позволяет воспринимать объект. В теории категоризации Брунера восприятие рассматривается как процесс категоризации - движение от признаков к категориям. И чем более адекватна система категорий, построенная для кодирования признаков, тем более истинно восприятие.

Брунер определил общие свойства восприятия как:

1. Процесс принятия решения,

2. Который основан на использовании отличительных признаков,

3. Который содержит операцию умозаключения,

4. Который содержит набор правил, определяющий класс, характер признаков, способ их комбинирования - то есть категорию.

Наряду со свойствами Брунер рассматривает механизм восприятия:

1. Группировка и интеграция, базирующаяся на нейро-физиологических факторах.

2. Упорядочивание готовности, которая вытекает из свойства восприятия "стимул-готовность".

3. Установление соответствий. Механизм этого процесса основан на умозаключениях.

4. Процессы блокировки входов. Механизм блокировки входов лежит в основе нейрофизиологической работы мозга (так например, активность одной клетки нейрона может вызывать как торможение, так и активацию другой клетки).

Теория Брунера - попытка исследовать механизм восприятия с точки зрения нейро-физиологической работы мозга. Эта теория несколько перекликается с теорией Гелъмгольца.

Теория А.Н. Леонтьева.

Рассматривая осязание Леонтьев делает вывод, что специфическая осо­бенность процесса механизма осязания заключается в том, что это есть механизм уподобления динамики процесса в рецептирующей системе свой­ствам внешнего воздействия.

Леонтьев ставит вопрос о том, может ли быть распространено это пони­мание также и на такие органы чувств, деятельность которых не включа­ет в свой состав двигательных процессов, контактирующих с объектом? Иначе говоря, главным является вопрос о возможности рассматривать уподобление процессов в рецептирующей системе как общий принципиаль­ный механизм непосредственно чувственного отражения природы воздейст­вующих свойств действительности.

Выдвигаемая гипотеза представляет собой попытку ответить на наиболее трудный вопрос теории ощущения: как возможно детектирование сигналов, приходящих от чувствительных экстероцептивных приборов, в результате которого происходит воспроизведение специфического качества раздражи­теля? Ведь первоначальная трансформация внешних воздействий в рецеп­торах есть их кодирование. При этом "частотный код" нервных процессов сохраняется на всем их пути, что составляет необходимое условие дея­тельности коры. При этом условии механизм воспроизведения специфичес­кого качества воздействия должен включать в себя также и такие про­цессы, которые способны выразить собой природу взаимодействующего свойства. Таковы, например, процессы ощупывания предметов, слежения взором, интонирование звуков, осуществляющиеся при участии мышц. Гипотеза Леонтьева рассматривает ощущения как процессы, которые, опо­средствуя связи с воздействующей предметной средой, выполняют ориен­тирующую, сигнальную и, вместе с тем, отражательную функцию. В гипотезе Леонтьева остается ещё много открытых вопросов, в частнос­ти вопрос об общебиологическом смысле и о происхождении самой функции уподобления.

Теория А. В. Запорожца.

Восприятие, ориентируя практическую деятельность субъекта, вместе с тем зависит в своем развитии от условий и характера деятельности. Развитие как деятельности в целом, так и входящих в ее состав перцеп­тивных процессов происходит не спонтанно. Оно определяется условиями жизни и обучения. В частности, специфически человеческое сенсорное обучение предполагает не только адаптацию перцептивных процессов к индивидуальным условиям существования, но и усвоение выработанных об­ществом систем сенсорных процессов.

Согласно теории Запорожца перцептивные действия не только отражают наличную ситуацию, но в известной мере предвосхищают те её преобразо­вания, которые могут произойти в результате практических действий. Необходимо изучить зависимость восприятия от характера деятельности:

1. В плане онтогенетического развития ребенка.

2. В ходе функционального развития (в процессе формирования тех или иных перцептивных действий под влиянием сенсорного обучения).

Исследования онтогенеза восприятия свидетельствуют о том, что между восприятием и действием существуют сложные и изменяющиеся в ходе раз­вития ребенка взаимоотношения:

1. Первые месяцы жизни. Развитие сенсорных функций опережает онтогенез соматических движений и оказывает существенное влияние на формиро­вание последних. На данной стадии ориентировочные движения достига­ют относительно высокого уровня, но выполняют лишь ориентировочно-установочную функцию. Ещё не происходит формирования константных, предметных образов, которые необходимы для управления сложными фор­мами поведения.

2. Начиная с 3-4 месяца жизни. Сенсорные функции включаются в обслужи­вание простейших практических действий, перестраиваются на их осно­ве и сани приобретают постепенно характер своеобразных ориентирово­чно-исследовательских перцептивных действий.

3. Начиная со 2 года жизни. Ребенок начинает овладевать простейшими орудиями. В связи с этим изменяется его восприятие. Образы восприя­тия теряют глобальность и фрагментарность, и приобретают более чет­кую и адекватную воспринимаемому предмету структурную организацию.

4. 0т 3 до 7 лет. Дети начинают овладевать некоторыми видами специфи­чески человеческой продуктивной деятельности, направленной на соз­дание новых объектов. Продуктивная деятельность ставит перед ребенком новые перцептивные задачи.

Естественно, развитие ребенка происходит не спонтанно, а под влиянием обучения:

1. Ha первом этапе формирования новых перцептивных действий процесс начинается с того, что проблема решается с помощью внешних матери­альных действий с предметами. На данном этапе начинает складываться как бы внешний, материальный прототип будущего идеального перцеп­тивного действия.

2. На втором этапе сенсорные процессы, перестроившись под влиянием практической деятельности сами превращаются в своеобразные перцеп­тивные действия, которые осуществляются с помощью движений рецеп-торных аппаратов и предвосхищают последующие практические действия.

3. На третьем этапе перцептивные действия свертываются, время их про­текания сокращается, их эффекторные звенья оттормаживаются, и вос­приятие начинает производить впечатление пассивного, бездействен­ного процесса.

Предполагается, что на данном этапе внешнее ориентировочно-исследо­вательское действие превращается в действие идеальное, в движение внимания по полю восприятия.

Примерная тематика рефератов

1. Ощущения и восприятие как процессы непосред­ственно-чувственного отражения действительности

2. Адаптация и ее биологическое значение.

3. Взаимодействие органов чувств.

4. Общая характеристика восприятия.

5. Проблема константности в различных теориях восприятия.

6. Органические ощущения.

7. Статические и кинестетические ощущения.

8. Кожные ощущения.

9. Обонятельные и вкусовые ощущения.

10. Слуховая перцептивная система.

11. Зрительная перцептивная система.

12. Восприятие пространства.

13. Восприятие фигуры и перцептивная организация.

14. Восприятие движения.

15. Восприятие времени.

16. Врожденные и приобретенные свойства восприятия.

17. Структуралистическая теория восприятия.

18. Теория бессознательных умозаключений Г.Гельмгольца.

19. Теория восприятия в гештальтпсихологии.

20. Теория восприятия Дж.Брунера.

21. Психофизическая теория восприятия Дж.Гибсона.

22. Гипотеза уподобления А.Н.Леонтьева.

23. Теория перцептивных действий А.В.Запорожца.

24. Концепция сенсорно-перцептивного единства Б.Г.Ананьева.

межсессионные задания

ТЕМА I. Общие вопросы теории ощущений. (2часа).

1. Ощущения и восприятие как процессы непосредственно-чувст­венного отражения, философский и психологический аспекты изуче­ния процессов отражения.

2. Классификация ощущений и сенсорных систем. Различные основания классификации.

3. Рецепторная теория. Закон специфических энергий органов чувств И. Мюллера и его критика.

4. Рефлекторная теория. Вклад И.М. Сеченова в создание реф­лекторной теории. Современные представления о рефлекторной природе сенсорных процессов.

Литература:

1. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М., МГУ, 1973, стр.5-22, 40-58.

2. Кравков С.В. Очерк общей психофизиологии органов чувств. М.-Л., АН СССР, 1946, гл. 1, 2, стр. 5-31.

3. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Соч. т. 18, гл. 4, §6.

4. Леонтьев А.Н. Ощущения и восприятие как образы предметного мира. В сб. Познавательные процессы: опущения, восприятие. М. Пе­дагогика, 1982,стр.32-36.

5. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие, 1975, стр. 4-15, 21-25.

6. Психология. Словарь. / Под ред. В.П. Зинченко – М., 1999.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1, М.: Педагогика, 1989, стр. 208.

8. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., МГУ, 1975, стр. 9-19.

ТЕМА 2. Динамика чувствительности. (2 часа).

1. Адаптация и ее биологическое значение. Общая характеристи­ка адаптации: направление изменения чувствительности, его скорость, глубина. Краткая характеристика адаптации в различных сенсорных системах. Физиологические механизмы адаптации (опыты Раштона, Бо­гословского).

2. Явление сенсибилизации. Механизмы сенсибилизации.

3. Взаимодействие органов чувств. Направление изменения чувст­вительности при взаимодействии. Синестезии.

4. Резервы чувствительности. Упражняемость органов чувств.

Литература:

1. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А. Р. Психология восприятия. М., МГУ, 1973, стр. 54-58, 83-90.

2. Кравков С.В. Очерк общей, психофизиологии органов, чувств. М.-Л., 1946, гл.7, 8, 9, стр. 48-70.

3. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М., МГУ, 1975, стр. 33-42.

4. Психология. Словарь. / Под ред. В.П. Зинченко – М., 1999.

5. Раштон У. Зрительные пигменты человека, в сб. Восприятие. Механизмы и модели. М., "Мир", 1974, стр.142-154.

ТЕМА 3. Основные свойства и феномены восприятия. (2 часа).

1. Общая характеристика восприятия и его основных свойств; активность, историчность, обобщенность, предметность, осмыслен­ность, избирательность, зависимость от прошлого опыта или ап­перцепция, структурность, изменчивость, влияние установки.

2. Константность восприятия. Виды константности. Проблема константности в различных теориях восприятия.

Литература:

Наши рекомендации