Структура педагогических воздействий

Одна из проблем, с которой сталкиваются молодые педагоги при взаимодействии с учащимися, — это дисциплина на уроке. Беспорядок возникает там, где нет организации, то есть он не явля­ется следствием какой-то изначальной человеческой склонности.

Выделяют следующие виды воздействия: организующие, оценивающие и дисциплинирующие. Организующее воздейст­вие предполагает представление субъектов деятельности, целей и задач, выполняемых в течение урока, определенные правила взаимодействия друг между другом, контроль, и в частности са­моконтроль, за соблюдением этих правил. В основу оцениваю­щего вида воздействия положена оценка деятельности: правиль­ное действие награждается высокой положительной оценкой, не­выполнение — неудовлетворительной оценкой. Дисциплинирующее воздействие связано с дисциплинарными методами взыскания, то есть лишения чего-либо, наказания. Если педагог не уделяет достаточного внимания организации деятель­ности учащихся, то впоследствии ему приходится тратить силы и время на поддержание дисциплины.

В исследовании С.В. Кондратьевой изучалась взаимосвязь между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воздействий. Было установ­лено, что среднее количество воздействующих мер у преподава­теля высокого уровня составило 17 раз за одно занятие. У препо­давателей низкого уровня — 69, то есть за 45 минут они не пре­кращают «раздачу» замечаний и указаний, таким образом осуществляя педагогическое руководство. Большое количество энергии тратится на отрицательные эмоции.

Как оказалось, репертуар вербальных воздействий, исполь­зуемых педагогом, также связан с уровнем деятельности учителя и с уровнем понимания им личности учащегося. Установлено, что в репертуаре учителя высокого уровня содержится в среднем 34 вида воздействий, а в репертуаре учителя низкого уровня — всего 24 (С.В. Кондратьева, 1984).

Система вербальных воздействий преподавателей высокого и низкого уровней отличается не только количественно, но и каче­ственно. Так, Кондратьевой установлено, что у преподавателей высокого уровня наиболее часто используемыми формами вер­бального воздействия являются: инструктирование, повышение интонации, называние имени, поощрение, юмор. Для преподава­телей низкого уровня характерно называние фамилий, повыше­ние интонации, замечания.

7.4. Практическая работа

Задания для индивидуальной работы

Задание 1. Определите направленность своей личности по методи­ке Б. Басса.

Инструкция: Из утверждений опросника выберите один ответ, ко­торый в наибольшей степени выражает ваше мнение или соответствует реальности.

Опросник

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

а) одобрения моей работы;

б) осознания того, что работа сделана хорошо;

в) сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

а) тренером, который разрабатывает тактику игры;

б) известным игроком;

в) выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуаль­

ный подход;

б) вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием

углубляют свои знания в этом предмете;

в) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

а) радуются выполненной работе;

б) с удовольствием работают в коллективе;

в) стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представля­

ются возможности;

б) были верны и преданы мне;

в) были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;

б) на кого всегда можно положиться;

в) кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

а) когда у меня что-то не получается;

б) когда портятся отношения с товарищами;

в) когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

б) вызывает дух соперничества в коллективе;

в) недостаточно хорошо знает свой предмет.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

а) проводить время с друзьями;

б) ощущение выполненных дел;

в) когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Яхотел бы быть похожим на тех, кто:

а) добился успеха в жизни;

б) по-настоящему увлечен своим делом;

в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;

б) развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;

в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

а) для общения с друзьями;

б) для отдыха и развлечений;

в) для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

а) работаю с людьми, которые мне симпатичны;

б) у меня интересная работа;

в) мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

а) другие люди меня ценят;

б) испытываю удовлетворение от выполненной работы;

в) приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

а) рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;

б) написали о моей деятельности;

в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

а) имеет ко мне индивидуальный подход;

б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

а) оскорбление личного достоинства;

б) неудача при выполнении важного дела;

в) потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

а) успех;

б) возможности хорошей совместной работы;

в) здоровый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

а) считают себя хуже других;

б) часто ссорятся и конфликтуют;

в) возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

а) работаешь над важным для всех делом;

б) имеешь много друзей;

в) вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

а) доступным;

б) авторитетным;

в) требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с

людьми;

б) о жизни знаменитых и интересных людей;

в) о последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

а) дирижером;

б) композитором;

в) солистом.

24. Мне бы хотелось:

а) придумать интересный конкурс;

б) победить в конкурсе;

в) организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

а) что я хочу сделать;

б) как достичь цели;

в) как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

а) другие были им довольны;

б) прежде всего выполнить свою задачу;

в) его не нужно было бы упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

а) в общении с друзьями;

б) просматривая развлекательные фильмы;

в) занимаясь своим любимым делом.

Обработка результатов

Каждой букве соответствует определенный тип направленности в соответствии с ключом ответов: «Я» — направленность на себя, «О» — направленность на общение, «Д» — направленность на дело. Рядом с выбранной буквой ответа поставьте соответствующую ей направлен­ность (таблица 10). Подсчитайте количество полученных «Я», «О», «Д». Наибольшее количество баллов соответствует типу вашей направленно­сти.

Таблица 10. Ключ

«Я» «О» «Д»
А В Б
Б В А
А В Б
В Б А
Б А В
В А Б
В Б А
А Б В
В А Б
А В Б
Б А В
Б А В
В А Б
А Б В
Б В А
А В Б
А В Б
А Б В
А Б В
В Б А
Б А В
Б А В
В А Б
Б В А
А В Б
В А Б
Б А В

Интерпретация результатов

1. Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграж­дение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрес­сивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничест­ву, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) — стремление при любых усло­виях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобре­ние, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоцио­нальных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела соб­ственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Задание 2. Разделите листок на две части (трудно—легко). Вспом­ните и запишите в левой колонке — что вам трудно (какие именно трудности вы испытываете) в ситуации, когда вы объясняете что-то другому человеку. Вспомните и запишите в правой колонке — что вам легко (в чем это проявляется) в ситуации, когда вы обучаете, объясняе­те, разъясняете что-то другому человеку. Попробуйте обсудить это с людьми, которые вас знают. Насколько они согласны с тем, что вы от­метили в списке?

Упражнения для групповой работы

Упражнение 1. Качества учителя, затрудняющие общение

Выберите 10 из 30 личностных качеств учителя, наиболее затруд­няющих, на ваш взгляд, педагогическое взаимодействие.

Упражнение выполняется в группах по 5 — 7 человек. В группе вырабатывается единство мнений по данному вопросу. Высказаться должен каждый, выдвигая аргументы в пользу выбора того или иного качества. После завершения обсуждения представитель каждой группы зачитывает групповой список выбранных качеств, аргументируя его.

Список 1: вспыльчивость, прямолинейность, торопливость, рез­кость, себялюбие, упрямство, обидчивость, мстительность, сухость, пе­дантичность, медлительность, необязательность, забывчивость, нереши­тельность, пристрастность, придирчивость, бестактность, лживость, беспринципность, двуличие, неискренность, раздражительность, благо­душие, амбициозность, злобность, агрессивность, подозрительность, злопамятство, притворство, равнодушие.

Упражнение 2. Качества педагога-профессиоиала

Отберите из списка 10 из 30 личностных качеств учителя, которые имеют решающее значение в преодолении педагогических конфликтов.

Упражнение выполняется индивидуально, а затем в группах по 5-7 че­ловек. В группе вырабатывается единство мнений по данному вопросу. Высказаться должен каждый, выдвигая аргументы в пользу выбора того или иного качества. После завершения обсуждения представитель каж­дой группы зачитывает групповой список выбранных качеств, аргумен­тируя его.

Список 2: справедливость, терпимость, тактичность, ответствен­ность, оптимизм, принципиальность, требовательность к себе, требова­тельность к ребенку, самоуважение, уважение личности ребенка, доб­рожелательность, эмоциональность, самообладание, уравновешенность, демократичность, уверенность в себе, инициативность, импровизацион- ность, решительность, доброжелательность, терпеливость, артистизм, эмпатийность, целеустремленность, любовь к детям, аккуратность, энергичность, деловитость, альтруизм, великодушие.

Упражнение 3. Резюме

Всем членам группы дается 3—5 минут на то, чтобы написать ре­зюме. Каждый пишет о себе, составляя психологический автопортрет, выделяя свои достоинства, которыми он мог бы заинтересовать потен­циальных работодателей. Затем все по очереди зачитывают свои резю­ме, а группа помогает добавлять то, что участник пропустил, то есть идет редактирование текстов резюме.

Вопросы для самопроверки

Структура педагогических воздействий - student2.ru 1. Какова тенденция изменения представлений учеников о «хорошем» преподавателе?

2. Перечислите основные функции педагогического общения.

3. Проанализируйте достоинства и недостатки моделей пове­дения учителей.

4. Перечислите основные виды педагогических воздействий на учащихся.

Структура педагогических воздействий - student2.ru Задания для саморазвития

1. Проанализируйте свои качества, которые, как вы считаете, могут затруднять процесс профессионального общения.

2. Скорректируйте программу развития профессио­нально-важных качеств личности.

Литература для более глубокого изучения темы

1. Абрамова Г.С.Введение в практическую психологию. М., 1994.

2. Батаршев А.В.Психодиагностика способности к общению. М., 2001.

3. Бодалев А.А.Психология общения. М., 2002.

4. Бороздина Г.В.Психология делового общения. М., 2003.

5. Кабаченко Т.С.Методы психологического воздействия. М., 2003.

6. Шейнов В.П.Искусство убеждать. М., 2001.

7. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995.

Наши рекомендации