Учебная деятельность и особенности межличностного

Взаимодействия школьников

Учебная деятельность младшего школьника.

С поступлением ребенка в школу система «ребенок — учи­тель» становится центром жизни ребенка, от нее зависит сово­купность всех благоприятных для жизни условий: впервые отно­шение «ребенок — учитель» становится отношением «ребенок — общество». В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. Ситуация «ребенок — учитель» пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо, — значит, и дома хорошо, и с детьми тоже хорошо.

Эта новая социальная ситуация развития ребенка связана с появлением в его жизни учебной деятельности. Общение непо­средственно включено в нее, протекает в процессе ее, при обсуж­дении результатов, и в межличностных отношениях, возникаю­щих в данной деятельности.

Учебная деятельность непосредственно направлена на ус­воение знаний из различных наук и культуры. Главное в ней — это обращение человека на самого себя: стал ли он для самого себя изменяющимся субъектом. Развитие учебной деятельности происходит в процессе передачи знаний от учителя к ученику.

Совместная деятельность — необходимый этап развития индивидуальной деятельности. Взаимоотношения при распреде­лении действий и взаимный обмен способами их осуществления составляют психологическую основу и являются движущей си­лой развития собственной активности индивида.

Для лучшего усвоения учебного материала необходима со­вместная работа со сверстниками. В группе сверстников от­ношения равноправные, а между ребенком и взрослым — иерар­хические. Ж. Пиаже утверждал, что такие качества, как критич­ность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой.

В отношениях ребенка и взрослого неизбежно разделение функций: взрослый ставит цели, контролирует и оценивает дей­ствия ребенка. Так, любое действие ребенок совершает сначала со взрослым, постепенно мера помощи взрослого уменьшается и сходит на нет, тогда действие интериоризируется (переводится во внутренний план), и ребенок начинает выполнять его само­стоятельно. Возникает замкнутый круг: без взрослого ребенок не может освоить новое действие, но при соучастии взрослого не может полностью освоить действие, поскольку некоторые его компоненты (контроль и оценка) так и остаются за взрослым. По­этому помощь взрослого недостаточна для интериоризации всех аспектов предметных действий.

При кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает ребенку опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. В.В. Рубцов на основе экспериментальных иссле­дований заключает, что кооперация со сверстниками и координа­ция точек зрения — основа происхождения интеллектуальных структур психики ребенка. Форма кооперации (тип распределе­ния деятельности) выполняет функцию моделирования содержа­ния интеллектуальной структуры в составе отношений участни­ков деятельности. Развитая форма учебной деятельности — это та, в которой субъект ставит перед собой задачи собственного изменения.

Учебная деятельность и игра.

При переходе от дошкольного к младшему школьному воз­расту становятся более значимыми игры с достижением извест­ного результата (например, спортивные и интеллектуальные). Роль игры долго недооценивалась в психологии детей школьного возраста в связи с тем, что она носит скрытый характер: происхо­дит переход от игр, совершаемых во внешних действиях, к играм в воображаемом плане.

Новые формы игровой деятельности способствуют понима­нию сущности вещей и их назначения. С помощью игры ребенок приближает к себе смысл их существования. В младшем школь­ном возрасте игра помогает овладевать нравственными мотивами поведения.

Итак, основные психологические новообразования младше­го школьного возраста — это произвольность и осознанность

большинства действий ребенка, их интеллектуализация. К кон­цу этого периода у ребенка возникают новые психологические возможности, но у него еще нет знания, что он собой представля­ет. Решение вопроса «Кто я?» может быть найдено только при осознании разнообразных взаимодействий с действительностью. Находясь в своей микросреде (семья, класс, товарищи по двору, по секции, кружку и т.д.), ребенок постоянно испытывает ее влияние на свой внутренний мир. В этих условиях возрастает роль школы не только в определении социально ценных психоло­гических свойств, которые могут и должны быть сформированы у школьников, но и в координации и корректировке влияний на учащихся других социальных групп, создающих микросреду его развития.

Психологические особенности подросткового возраста.

Психическая жизнь подростка характеризуется появлением обостренного интереса к своему внутреннему миру, возникает потребность в самоосознании и понимании своей личностной уникальности. Все это выражается в направленности его не на внешний мир, а на самого себя. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в трудностях отношений со взрос­лыми, что сказывается в его негативизме, упрямстве, безразличии к оценке успехов, уходу из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы — в поисках друга, детских ком­паний и того, кто может тебя понять.

Самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически, затем подкрепляется физиологическими изме­нениями. Подросток начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что обладает большими правами. Центральное новообразование этого возраста — возникновение чувства взрослости: он отвергает свою принад­лежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, пол­ноценной взрослости, однако есть огромная потребность в при­знании его взрослости окружающими.

Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества подростка и взрослого в разных видах деятельности, где он зани­мает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Забота о близких, их благополу­чии принимает характер жизненной ценности. Психологи под­черкивают необходимость использования помощи подростков в соответствующих занятиях взрослых.

Интеллектуальная взрослость подростка выражается в его стремлении что-то знать и уметь по-настоящему. Это стиму­лирует развитие познавательной деятельности, содержание кото­рой выходит за пределы школьной программы (посещение круж­ков, музеев и т.п.). Значительный объем знаний у подростков — результат самостоятельной работы. Учение приобретает для та­ких школьников личностный смысл и превращается в самообра­зование.

Стремление подростка быть взрослым вызывает сопротивле­ние у окружающих людей. На самом деле существует расхожде­ние между его возможностями и желаниями, стремлениями, по­этому никакого места в системе отношений со взрослыми он еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе. Общение со своими сверстниками — ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Именно на этом этапе развития лично­сти осваиваются нормы социального поведения, морали, устанав­ливаются дружеские отношения.

В этот период учебная деятельность для подростка отсту­пает на задний план. Центр жизни переносится из учебной дея­тельности, хотя она остается преобладающей, в деятельность об­щения. По-другому складывается система отношений с учителем: то место, которое подросток занимает внутри коллектива, стано­вится даже важнее оценки учителя. В общении реализуется от­ношение к нему как к личности. Деятельность общения чрезвы­чайно важна для формирования личности подростка. Под влия­нием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают зани­мать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приво­дит к стабилизации качеств личности.

В конце учебы в школе подросток стоит перед необходимо­стью решать проблему своего будущего. Самоопределение осно­вывается на устойчиво сложившихся его интересах и стремлени­ях, предполагает учет собственных возможностей и внешних об­стоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя, но и пониманием своего места в обществе и назна­чения в жизни.

В учебной и воспитательной деятельности велика роль субъ- ект-субъектного общения педагогов и учащихся, в основе которо­го лежит диалог, а не манипуляция с чужой психикой и не авто­ритетное давление на нее. А.С. Макаренко говорил: «Вынуть личность из отношений невозможно, каковы отношения — тако­ва и личность».

Подростковый период знаменует собой переход к взросло­сти, и особенности его протекания сказываются в дальнейшей жизни.

Практическая работа

Задания для индивидуальной работы

Задание 1. Познакомьтесь с методикой «Самооценка», выполните ее.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей челове­ка — потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окру­жающих и в своем собственном мнении. Самооценка формируется в онтогенезе под влиянием оценки окружающих. У личности постепенно складывается собственное отношение к себе, ее самооценка в целом, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятель­ности, переживаний.

В методике «Самооценка» содержатся четыре блока качеств, каж­дый из которых отражает один из уровней активности личности:

I.Межличностные отношения, общение.

II.Поведение.

III.Деятельность.

IV.Переживания, чувства.

Внимательно прочитайте набор качеств. Выделите наиболее цен­ные (идеальные) для вас качества. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Внимательно рассмотрите качества личности, выделенные вами, и подчеркните среди них такие, которыми вы обладаете, то есть реальные качества.

I.Межличностные отношения, общение.

1.Вежливость — соблюдение правил приличия, учтивость.

2.Заботливость — мысли или действия, направленные на благопо­лучие людей; попечение, уход.

3.Искренность — выражение подлинных чувств, правдивость, от­кровенность.

4.Коллективизм — способность поддерживать общую работу, об­щие интересы, коллективное начало.

5.Отзывчивость — готовность отозваться на чужие нужды.

6.Радушие — сердечное, ласковое отношение, соединенное с гос­теприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.

7.Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к пережива­ниям, несчастью людей.

8.Тактичность — чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.

9.Терпимость — умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам.

10.Чуткость — отзывчивость, сочувствие, способность легко по­нимать людей.

11.Доброжелательность — желание добра людям, готовность со­действовать их благополучию.

12.Приветливость — способность выражать чувство личной при­язни.

13.Обаятельность — способность очаровывать, притягивать к себе.

14.Общительность — способность легко входить в общение.

15.Обязательность — верность слову, долгу, обещанию.

16.Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.

17.Откровенность — открытость, доступность для людей.

18.Справедливость — объективная оценка людей в соответствии с истиной.

19.Совместимость — умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.

20.Требовательность — строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

II.Поведение.

1.Активность — проявление заинтересованного отношения к ок­ружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные по­ступки и действия.

2.Гордость — чувство собственного достоинства.

3.Добродушие — мягкость характера, расположение к людям.

4.Порядочность — честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.

5.Смелость — способность принимать и осуществлять свои реше­ния без страха.

6.Твердость — умение настоять на своем, не поддаваться давле­нию, непоколебимость, устойчивость.

7.Уверенность — вера в правильность поступков, отсутствие коле­баний, сомнений.

8.Честность — прямота, искренность в отношениях и поступках.

9.Энергичность — решительность, активность поступков и действий.

10.Энтузиазм — сильное воодушевление, душевный подъем.

11.Добросовестность — честное выполнение своих обязанностей.

12.Инициативность — стремление к новым формам деятельности.

13.Интеллигентность — высокая культура, образованность, эрудиция.

14.Настойчивость — упорство в достижении целей.

15.Решительность — непреклонность, твердость в поступках, способ­ность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.

16. Принципиальность — умение придерживаться твердых прин­ципов, убеждений, взглядов на вещи и события.

17. Самокритичность — стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.

18.Самостоятельность — способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.

19.Уравновешенность — ровный, спокойный характер, поведение.

20.Целеустремленность — наличие ясной цели, стремление ее достичь.

III.Деятельность.

1.Вдумчивость — глубокое проникновение в суть дела.

2.Деловитость — знание дела, предприимчивость, толковость.

3.Мастерство — высокое искусство в какой-либо области.

4.Понятливость — умение понять смысл, сообразительность.

5.Скорость — стремительность поступков и действий, быстрота.

6.Собранность — сосредоточенность, подтянутость.

7.Точность — умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.

8.Трудолюбие — любовь к труду, общественно полезной деятель­ности, требующей напряжения.

9.Увлеченность — умение целиком отдаваться какому-либо делу.

10.Усидчивость — усердие в том, что требует длительного време­ни и терпения.

11.Аккуратность — соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.

12.Внимательность — сосредоточенность на выполняемой дея­тельности.

13.Дальновидность — прозорливость, способность предвидеть по­следствия, прогнозировать будущее.

14.Дисциплинированность — привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.

15.Исполнительность — старательность, хорошее исполнение за­даний.

16.Любознательность — пытливость ума, склонность к приобрете­нию новых знаний.

17.Находчивость — способность быстро находить выход из за­труднительных положений.

18.Последовательность — умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.

19.Работоспособность — способность много и продуктивно работать.

20.Скрупулезность — точность до мелочей, особая тщательность.

IV.Переживания, чувства.

1.Бодрость — ощущение полноты сил, деятельности, энергии.

2. Бесстрашие — отсутствие страха, храбрость.

3. Веселость — беззаботно-радостное состояние.

4.Душевность — искреннее дружелюбие, расположенность к людям.

5.Милосердие — готовность помочь, простить из сострадания, че­ловеколюбие.

6.Нежность — проявление любви, ласки.

7.Свободолюбие — любовь и стремление к свободе, независи­мости.

8.Сердечность — задушевность, искренность в отношениях.

9.Страстность — способность целиком отдаваться увлечению.

10.Стыдливость — способность испытывать чувство стыда.

11.Взволнованность — мера переживания, душевное беспо­койство.

12.Восторженность — большой подъем чувств, восторг, вос­хищение.

13.Жалостливость — склонность к чувству жалости, состраданию.

14.Жизнерадостность — постоянство чувства радости, отсутствие уныния.

15.Любвеобильность — способность сильно и многих любить.

16.Оптимистичность — жизнерадостное мироощущение, вера в успех.

17.Сдержанность — способность удержать себя от проявления чувств.

18.Удовлетворенность — ощущение удовольствия от исполнения желаний.

19.Хладнокровность — способность сохранять спокойствие и вы­держку.

20.Чувствительность — легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

Обработка результатов.

1. Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).

2. Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И), а затем вычислите их процентное отношение: П = (Р : И) • 100.

Таблица 7. Психодиагностическаяшкала

Результаты сопоставьте с оценочной шкалой (таблица7).

      Уровни самооценки    
  Неадек­ватно низкий Низкий Ниже сред­него Сред­ний Выше средне­го Высо­кий Неадек­ватно высокий
Мужчины 0-10 11-34 35-45 46-54 55-63 64-66
Женщины 0-15 16-37 38-46 47-56 57-65 66—68

При адекватной (оптимальной) самооценке вы правильно соот­носите свои возможности и способности, достаточно критически отно­ситесь к себе, стремитесь реально смотреть на свои неудачи и успехи, стараетесь ставить перед собой достижимые цели, которые можно реа­лизовать.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека воз­никает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и ценности для окружающих. В таких случаях человек игнорирует неудачи ради сохранения привычной высокой оценки себя, своих поступков и дел. Неуспех объясняется следствием чьих-то проис­ков или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, не зависящих от действий самого человека. Он не хочет признавать, что это — результат собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или не­правильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние — аффект неадекватности, главная причина которого — стойкость сло­жившегося стереотипа завышенной оценки себя.

Самооценка может быть и неадекватно заниженной, то есть лич­ность оценивает себя ниже реальных своих возможностей. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости, отсутствию дерзаний, невоз­можности реализовать свои способности. Люди с подобной самооцен­кой не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Задание 2. Вспомните, как общаются ваши родители с разными людьми (родными, знакомыми, соседями, незнакомыми людьми, имею­щими разный статус). Насколько ваше общение похоже или не похоже на общение ваших родителей? Есть ли слова, выражения, которые вы употребляете, так же как и родители? Проанализируйте особенности общения в вашей семье.

Упражнения для групповой работы

Упражнение 1. Мои добрые дела

Ведущий предлагает рассказать участникам о конкретном добром деле, сделанном ими. Кто был этот человек, которому вы сделали доб­ро? Что вы при этом чувствовали? Как вас отблагодарил этот человек?

Выступление участника группа должна внимательно выслушать и поблагодарить его за откровенность. Затем идет обсуждение того, на­сколько каждый способен на доброе дело. Если нет, то что мешает?

Участники по очереди высказываются, комментируя свой рассказ.

Упражнение 2. Если был бы я родителем

Участники делятся на пять групп. Каждая группа является «роди­телями» детей определенного возраста: младенческого, раннего, дошко­льного, младшего школьного, подросткового. Нужно обсудить особен­ности общения с детьми данного возраста и рассказать об этом другим участникам.

Упражнение 3. За что мы любим

Ведущий вначале говорит о том, что, вступая во взаимодействие с ок­ружающими, мы их делим по принципу нравится — не нравится. Как пра­вило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем.

Участникам сообщается, что задание будет выполняться письмен­но. Каждый берет лист бумаги, выбирает в группе человека, который по многим своим проявлениям импонирует ему. Надо указать пять качеств, которые особенно вам в этом человеке нравятся, причем не называя са­мого человека.

Затем по очереди читаются характеристики, а все пытаются опре­делить, к кому они относятся. Определяется, кто из присутствующих оказался в числе самых популярных личностей.

Вопросы для самопроверки

Учебная деятельность и особенности межличностного - student2.ru 1. Докажите, что общение является ведущей деятельностью младенческого возраста.

2. Какова роль общения в развитии ребенка раннего возраста? Почему в раннем возрасте ребенок активно овладевает ре­чью? Как происходит овладение речью?

3. Назовите критерии игры. Объясните понятие роли в игре и роли в жизни. Какие особенности общения дошкольника вы можете отметить?

Учебная деятельность и особенности межличностного - student2.ru 4. Какова роль сверстника в психическом развитии младшего школьни­ка и подростка? В чем особенность общения младшего школьника и подростка?

Задания для саморазвития

1. Проанализируйте роль общения в вашем развитии.

2. Скорректируйте программу саморазвития с учетом осознанных вами ошибок воспитания.

Литература для более глубокого изучения темы

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1994.

2. Бодалев А.А. Психология общения. М., 2002.

3. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.

4. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

6. Психология: словарь / под ред. А.В. Петровского и др. М., 1990.

7. Психология: словарь / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М., 1996.

8. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.,1960.

ГЛАВА 7. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Наши рекомендации