Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ
Для человека важно, как он выглядит в глазах окружающих. Взаимодействуя с окружающими людьми, каждый человек видит большое количество их реакций на него самого. Он может использовать это знание в определенных целях, корректируя или меняя свой образ в глазах других людей. Э. Гофман назвал имидж «искусством управлять впечатлением». Воспринимаемый и передаваемый образ человека принято называть имиджем.
Данное понятие появилось в психологической науке сравнительно недавно. Имидж — английское слово, обозначающее «образ», «ореол». Это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого- либо, чего-либо.
Имидж — это некий образ, который человек, его «я», представляет миру, своего рода форма самопрезентации. Понятие имиджа включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль научного знания — имиджелогия.
Многие люди от природы обладают привлекательным имиджем, но, как правило, симпатии людей приобретаются благодаря искусству самопрезентации, без которого не достичь крупных успехов в любой деятельности, не постичь радости человеческого внимания. Изучая имидж руководителя фирмы, Э. Сэмпсон отмечает: «Ваш личный имидж является картинкой вас. У вас не может не быть имиджа! Хотите вы этого или нет, другие видят то, что вы сами избрали для показа». Автор исследует личностный имидж, рассматривая его как сочетание ряда внешних и внутренних факторов, задающих «самоимидж», воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Первый из них основан на прошлом опыте и отражает состояние самоуважения человека. Воспринимаемый имидж — это то, как другие видят его носителя. Требуемый имидж — это профессиональные характеристики, которые дол
Наивен тот, кто думает, что достаточно прочесть книги об общении и правилах хорошего тона и усвоить ряд рекомендаций, чтобы научиться располагать людей к себе.
Например, десятки тысяч девушек мечтают стать жны быть присущи специалисту. фотомоделями, но удается это лишь сотням. И только единицы становятся топ-моделями, достигшими подлинных вершин этого вида бизнеса. Среди элитарных красавиц — американка Синди Кроуфорд. Где бы она ни появлялась — везде ее сопровождает успех. В чем ее секрет? Она умна и элегантна, у нее прекрасные внешние данные. Кроме того, ей свойственна тонкая манера выражения своего душевного состояния. Всякий, кто с ней общается, подпадает под ее человеческое обаяние. Вне всякого сомнения, красивым людям легче создавать эффект личного обаяния. В кино или на телеэкране наш взор запе- чатляет в памяти образы привлекательных людей. Психологи неоднократно убеждались, что из десяти случаев по меньшей мере в восьми наше первоначальное впечатление о других людях складывается по их внешним данным.
Но отсутствие привлекательных внешних данных не перекрывает дорогу к созданию благоприятного личного имиджа. Для этого только надо хотеть и уметь наилучшим образом выразить свои сильнейшие личностные качества. Болес того, в каждом индивиде есть способность нравиться людям. Как показывают исследования, чем больше прилагается усилий в проявлении способности нравиться людям, тем ярче высвечиваются интеллектуальные, художественные и информационные характеристики личности. Тем более когда всему этому способствует склонность к общению и лидерству.
Быть обаятельным — своего рода мужество, так как требуется непрерывная работа над собой. Бывают и поражения, но их следует переносить достойно. Например, не многие знают, что такой знаменитый артист, как И. Смоктуновский, приложил огромные усилия для того, чтобы удержаться в театральном мире. В его послужном списке есть такая запись: «Уволен из театра по профессиональной непригодности». Не будь у него мужества и силы воли, вряд ли мы могли бы восхищаться его мастерством.
Так каковы же приоритетные качества, обладание которыми делает реальным решение проблемы имиджа?
Условно можно выделить три группы.
В первую группу входят такие природные качества, как коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность и красноречивость. Эти качества составляют набор природных дарований, обозначаемых понятием «умение нравиться людям». Обладание перечисленными способностями и постоянные упражнения в их развитии — залог успешного создания личного имиджа.
Во вторую группу входят характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье и способность к межличностному общению. Нравственный человек осознает необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом, безнравственный же всегда в плену у собственных страстей и его кредо — вседозволенность.
К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Особенно ценно, когда этот опыт помогает ей обострить интуицию.
Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и «звучит». Поэтому многие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая искусство улыбаться, постановку голоса, технику жестов, мимики и поз.
У имиджа две стороны: субъективная — передаваемый образ человека и объективная — это то, как его воспринимают другие. Передаваемый и воспринимаемый образы могут не совпадать. Имидж может быть принимаем и не принимаем, вызывать соответственно положительное или отрицательное отношение. Не случайно общественные деятели, для которых популярность очень важна, имеют имиджмейкеров — специалистов, занимающихся проблемами становления и развития популярного имиджа.
Практическая работа
Задания для индивидуальной работы
Задание 1. Определите уровень эмпатии.
Инструкция: Прочитав в опроснике утверждения, отметьте ваше мнение, выбрав одну из шести градаций: «не знаю» — 0, «никогда или нет» — 1, «иногда» — 2, «часто» — 3, «почти всегда» — 4, «всегда или да» — 5.
ОПРОСНИК | ОТВЕТЫ | |||||
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей». | ||||||
2. Взрослых детей раздражает забота старших. | ||||||
3. Мне нравится рассуждать о причинах успехов и неудач других людей. | ||||||
4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю «Современные ритмы». | ||||||
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами. | ||||||
6. Больному человеку можно помочь даже словами. | ||||||
7. Посторонним не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами. | ||||||
8. Старые люди, как правило, беспричинно обидчивы. | ||||||
9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы. | ||||||
10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение. | ||||||
11. Я равнодушен к критике в свой адрес. | ||||||
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем пейзажи. | ||||||
13. Я всегда все родителям прощал, даже если они были неправы. | ||||||
14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать. | ||||||
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной. | ||||||
16. Родители относятся к своим детям справедливо. | ||||||
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь. |
ОПРОСНИК | ОТВЕТЫ | |||||
18. Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей. | ||||||
19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела. | ||||||
20. Фильмы и книги могут вызывать слезы только у несерьезных людей. | ||||||
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей. | ||||||
22. В детстве я приводил домой бездомных собак и кошек. | ||||||
23. Все люди необыкновенно озлоблены. | ||||||
24. Глядя на постороннего человека, я хочу угадать, как сложится его жизнь. | ||||||
25. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь. | ||||||
26. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам. | ||||||
27. Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы. | ||||||
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей. | ||||||
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение. | ||||||
30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина. | ||||||
31. Из затруднительных конфликтных ситуаций человек должен выходить самостоятельно. | ||||||
32. Если ребенок плачет, то на это есть свои причины. | ||||||
33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков. | ||||||
34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда задумчивы. | ||||||
35. Беспризорных домашних животных следует уничтожать. | ||||||
36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я перевожу разговор на другую тему. |
Обработку результатов исследования следует начинать с определения достоверности данных. Для этого необходимо подсчитать, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера утверждения опросника: «не знаю» — 2, 4, 16, 18, 33; «всегда или да» — 2, 7, 11, 13,16,18, 23. Кроме того, следует выяснить, сколько ответов «всегда или да» получено на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36; сколько ответов «всегда или да» получено для одного из утверждений в парах: 1 и 3, 3 и 36, 17 и 28. Если общая сумма5 и более, то результат исследования не достоверен, 4 — сомнителен, не более 3 — результат может быть признан достоверным.
Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии (таблица 5), выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, незнакомым людям.
Таблица 5. Диагностические шкалы эмпатии
Название шкалы | Номер утверждения |
Эмпатия с родителями | 10, 13, 16 |
Эмпатия с животными | 19, 22,25 |
Эмпатия со стариками | 2, 5,8 |
Эмпатия с детьми | 26, 29, 35 |
Эмпатия с героями художественных произведений | 9, 12, 15 |
Эмпатия с незнакомыми людьми | 21, 24, 27 |
Необходимо подсчитать количество баллов по каждой шкалеи общее количество баллов.Неравномерное распределениеколичества баллов по шкалам свидетельствует о разном проявлении эмпатии в отношениях к окружающим людям.Чем вышерезультатыпо шкале, тем вышеуровень эмпатического понимания. Общее количество баллов свидетельствует о следующих уровнях эмпатии.
От 82 до 90 баллов. Очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание, вы очень чутко реагируете на настроение собеседника. Люди часто обрушивают на вас свое эмоциональное состояние, взрослые и дети охотно доверяют свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от холодного приветствия знакомого. Ваша впечатлительность не дает заснуть. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем психическом здоровье.
От 63 до 81 балла. Высокая эмпатийность: вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.
От 37 до 62 баллов. Нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно невысказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что ее правильно примут. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, что мешает вашему полноценному восприятию людей.
От 12 до 36 баллов. Низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы — сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же: случаются моменты, когда чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием. Но это исправимо, если вы станете пристальнее всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои.
О баллов и менее 12. Очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и людьми, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в затруднительном положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно и не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.
Задание 2. Попросите своих знакомых и близких людей описать вас, когда вы с ними общаетесь. Соотнесите внешние признаки с личностными характеристиками.
Задание 3. Это задание имеет шуточный оттенок. Оно связано с ассоциациями, которые вызывает человек в восприятии других людей.
Итак, попросите своих знакомых описать: каким они видят вас, если бы вы были игрушкой, животным, растением,музыкальным инструментом, транспортом, фруктом. Как вы сами себя представляете? Были ли совпадения?
Упражнения для групповой работы
Упражнение 1. Письма
Все сидят по кругу, ведущий дает задание: «Напишите, какое впечатление производит на вас каждый участник группы». Записки не подписываются (в них пишется, кому она адресована) и сдаются ведущему, который затем их раздает адресатам. Обсуждается, совпадает ли собственное мнение о себе с мнением остальных участников тренинга, зачитываются по желанию самые оригинальные.
Упражнение 2. Зеркало
Выберите себе партнера для этого упражнения. Один из вас — зеркало, другой — рассматривает себя в этом зеркале. «Зеркало» присоединяется к партнеру по позе, мимике, жестам, пробует в течение двух минут вжиться в состояние своего партнера. В течение минуты рассказывает о своих чувствах в состоянии «отраженного Я».
Поменяйтесь ролями.
Упражнение 3. Скульптура
Один участник — скульптор, другой — глина. Вылепите из своего партнера скульптуру, выражающую его сущность в вашем представлении. Назовите ее.
Поменяйтесь ролями.
Затем каждый участник рассказывает о своих чувствах, эмоциях, наблюдениях и о том, что получил для себя в результате проделанных упражнений.
Какие приемы вы использовали для понимания состояния своего партнера? Что мешало адекватному его восприятию по невербальным признакам?
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается специфика социальной перцепции в отличие от простого восприятия?
2. Какие механизмы социальной перцепции способствуют созданию образа партнера? Какие из них наиболее важны
для учителя в его педагогической деятельности при взаимодействии с учениками?
3. Что общего и какие различия между эмпатией и идентификацией как механизмами социальной перцепции?
4. Какую роль играет социальная перцепция в процессе общения?
Анализ жизненных ситуаций
Для закрепления темы «Многоплановый характер общения» предлагается провести анализ жизненных ситуаций и разыграть различные способы их разрешения, используя пять стратегий поведения. Группа разбивается на команды по пять- семь человек. Ситуации выбираются участниками на основе личного опыта либо из предложенных вариантов.
Варианты жизненных ситуаций:
1. Студент не согласен с оценкой преподавателя и считает, что он прав, а то, что преподаватель принимает за ошибку, — новый, неординарный взгляд. Он действительно считает, что прав, а преподаватель не может (или не хочет) этого понять. Как ему подступиться к преподавателю с этим разговором, чтобы он получился продуктивным?
2. Молодой сотрудник, профессионал своего дела, однако безответственный и недисциплинированный (опаздывает на работу, забывает выполнить поручение и т.п.), вызвал неприязнь к себе у коллектива. Как руководству разрешить конфликт?
3. Соседи в квартире сверху постоянно устраивают шумные вечеринки. Просьба «не шуметь в вечерние часы» результатов не дала. Как разрешить конфликтную ситуацию без привлечения правоохранительных органов?
4. В небольшом отделе появляется новый молодой, образованный, энергичный сотрудник. Руководитель отдела — пожилая дама — постоянно к нему придирается. Как молодому сотруднику выйти из создавшейся ситуации?
5. Молодой человек знакомит свою любимую девушку с родителями. Мама дает ей негативную оценку. Девушка об этом случайно слышит. Как строить отношения с молодым человеком и будущей свекровью?
6. Несовершеннолетняя девушка 16-17 лет хочет жить в гражданском браке с мужчиной старше ее на 10 лет. Как реагировать родителям?
7. Произошел конфликт между двумя студентами. Выполняя совместно реферативную работу, один из них сделал большую ее часть, второй принял незначительное участие в работе, однако на семинаре он защитил ее целиком и получил высокую оценку. Первый же отсутствовал на семинаре по болезни и не смог выступить с сообщением, поэтому получил оценку ниже. Как им строить отношения друг с другом и с преподавателем?
Задания для саморазвития
1. Учитесь говорить громко и уверенно, чаще высказывайтесь категорично, отстаивая свое мнение. Если это и есть ваше обычное поведение, то проделайте упражнение наоборот. Стремитесь говорить меньше, тише и мягче. Старайтесь соглашаться, а не возражать. Чаще говорите «да», а не «нет». Избегайте категоричных фраз и интонаций. Найдите для себя оптимальный тон общения с окружающими.
2. Записывайте удачные дела, мысли, способствовавшие повышению уровня вашей самооценки.
3. Осмысливайте свои чувства и отношение к происходящим событиям, фиксируйте их в дневнике.
Литература для более глубокого изучения темы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2003.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди... Люди, которые играют в игры. М., 1992.
3. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т. 2.
4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения. М., 1996.
5. Искусство разговаривать и получать информацию: хрестоматия / сост. Б.Н. Лозовский. М., 1993.
6. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.
7. Пиз А. Язык жестов. Н.Новгород, 1992.
8. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2004.
9. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.