Ваша судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир.
Ф. Ларошфуко
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................5
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ................................................................................7
1.1. Общение и его функции.........................................................................................................7
1.2. Виды общения.........................................................................................................................9
1.3. Общение и общительность..................................................................................................11
1.4. Общение и деятельность.....................................................................................................12
1 5. Практическая работа............................................................................................................13
Глава 2. МНОГОПЛАНОВЫЙ ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ.......................................................17
2.1. Общение как обмен информацией (коммуникация)........................................................ 17
2.2. Общение как взаимодействие (интеракция)......................................................................28
2.3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция).......................................... 42
Глава 3. РОЛИ И РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ.............................................................................53
3.1. Понятие социальной роли....................................................................................................53
3.2. Виды и характеристики социальных ролей.......................................................................54
3.3. Ролевые ожидания. Ролевой конфликт...............................................................................55
3.4. Влияние социальной роли на развитие личности..............................................................56
3.5. Практическая работа............................................................................................................58
Глава 4. УМЕНИЕ СЛУШАТЬ И ВЕСТИ БЕСЕДУ...............................................................62
4.1. Психология слушания..........................................................................................................62
4.2. Виды слушания.................................................................................................................. 64
4.3. Слушание публичного выступления.................................................................................64
4.4. Ведение беседы...................................................................................................................66
4.5. Эффективность беседы.......................................................................................................67
4.6. Практическая работа..........................................................................................................68
Глава 5. ОБЩЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА.................72
5.1. Общение и темперамент....................................................................................................72
5.2. Характеристика темпераментов........................................................................................73
5.3. Общение и характер человека...........................................................................................74
5.4. Общение с различными по характеру собеседникам......................................................76
5.5. Практическая работа..........................................................................................................77
Глава 6. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕК......................................................81
6.1. Общение — ведущая деятельность младенческого возраста.........................................81
6.2. Общение и предметно-манипулятивная деятельность ребенка....................................81
6.3. Сюжетно-ролевая игра ребенка как модель взрослых отношений...............................83
6.4. Учебная деятельность и особенности межличностного взаимодействия школьников................................................................................................................................84
6.5. Практическая работа..........................................................................................................87
Глава 7. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.............................................92
7.1. Педагогическое общение...................................................................................................92
7.2. Модели поведения учителей в педагогическом общении.............................................93
7.3. Структура педагогических воздействий...........................................................................95
7.4. Практическая работа..........................................................................................................96
Глава 8. КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА.....................................................................101
8.1. Искусство договариваться.................................................................................................101
8.2. Чувство собственного достоинства. Самоценность........................................................102
8.3. Правила культуры общения...............................................................................................104
8.4. Практическая работа..........................................................................................................105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................................108
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА............................................................................................109
ЛИТЕРАТУРА...........................................................................................................................111
ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................................112
План подготовки устного выступления...................................................................................112
Структура выступления............................................................................................................112
Приемы привлечения внимания в устном выступлении .......................................................114
План управления дискуссией на семинаре..............................................................................115
Основные правила поведения в споре.....................................................................................116
Сказка о Деревьях-Характерах.................................................................................................117
Руководство к интерпретации «Дерева-Характера»............................................................. 118
ВВЕДЕНИЕ
Проблема общения многогранна. В последние годы она стала предметом изучения многих наук. Человек без общения не может лиги, среди людей, развиваться, творить. В широком смысле слона общение представляет собой совокупность различных связей между людьми. Оно — необходимое условие формирования каждой личности. Поскольку процессы обучения и воспитания — это взаимодействие преподавателя и учащегося, то умение правильно построить общение с учеником — важнейшая задача в достижении педагогического мастерства.
Цель курса «Психология общения» — актуализировать навыки общения, получить возможность осмысленно подходить к оценке поступков и действий как своих, так и других людей, подготовить себя к профессиональной деятельности, овладеть тонкостями педагогического общения.
Знание психологических закономерностей общения поможет обрести взаимопонимание, однако этого еще недостаточно: например, я могу улыбаться, потому что это нужно в соответствии с правилами, а могу потому, что воспитал себя так, что люди стали мне нравиться; я воздерживаюсь от критики только потому, что помню о её неэффективности, а могу потому, что вижу в первую очередь хорошее в этом человеке и хочу сказать ему об этом. Внешне кажется, одно и то же поведение, но его глубинные основания совершенно различны, а за ними — разный подход к людям и жизни.
Возникает вопрос: можно ли научиться общению? Психологи отвечают утвердительно. Однако одних теоретических знаний недостаточно, необходимо осознание сильных и слабых сторон своей личности, желание самосовершенствоваться и развивать коммуникативные навыки.
Проверьте свою внутреннюю готовность сделать что-то реальное, чтобы более успешно общаться с другими людьми. Прервите чтение, подойдите к зеркалу и посмотрите на себя. Что вы видите? Скептицизм, усталость, иронию? Теперь улыбнитесь. Какое влияние оказала на вас улыбка? Тем самым вы доказали, что готовы сделать больше, чем прочитать эту книгу, готовы активно работать над осуществлением программы успешного формирования своих отношений с другими людьми.
Данный практикум в краткой форме содержит теоретические основы и практические упражнения, направленные на познание себя, индивидуальных особенностей своей личности. В начале темы даются рекомендации для ее изучения. В конце — поставлены вопросы для обсуждения, предлагается список литературы с целью углубленного изучения проблемы. Знание теории необходимо для понимания психологических закономерностей феномена общения. Практические упражнения ориентированы на индивидуальное и групповое выполнение заданий с целью актуализации собственного опыта. В качестве дополнительной работы предлагаются задания для личностного развития.
Выполняя индивидуальные задания, придерживайтесь инструкции, результаты фиксируйте в дневнике самопознания (рабочей тетради), анализируйте их и делайте выводы. Будьте искренни при ответе. Получив информацию о себе, вы можете столкнуться с двумя возможными ситуациями: информация подтвердит ваше мнение о себе или не совпадает с вашим видением себя. И те, и другие сведения крайне важны. Если какое-либо качество украшает вашу личность, можете активно его использовать. Если же нет, его можно совершенствовать. Анализ слабых сторон может выявить скрытые силы и ресурсы вашего развития.
Для успешного проведения групповых занятий необходимо перед их началом ввести следующие правила поведения:
• конфиденциальность (обсуждаем происходящее, не вынося информацию за рамки группы);
• принцип «здесь и сейчас» (говорим только о том, что происходит в данном месте, в данное время, выражаем свои чувства, желания, ощущения);
• «Я — ты — послание» (говорим не о ком-то, а тому человеку, которому адресовано соответствующее переживание, действие);
• взаимная поддержка, в том числе и педагога (ведущего);
• принцип добровольности (добровольное участие в предлагаемых
упражнениях);
• право на цензурирование (не раскрывая подробности си- 1 унции, говорим о своих чувствах и переживаниях);
• запрет на деструктивное поведение (критику упражнения до его начала, монополию времени на себя, отвлечение группы от основного задания).
При необходимости можно ввести свои правила, разнообразии. занятия коллективными творческими заданиями и упражнениями. В процессе выполнения групповой работы приобретает ценность актуализация полученного опыта в результате обсуждении и группе проделанных упражнений. Задача педагога — святи, новые теоретические знания с практическим опытом.
Овладеть навыками общения может каждый, для этого необходима целенаправленная, систематическая работа над собой. Успехов вам в познании себя и понимании других людей!