Какие психические свойства составляют структуру личности?
Указанные признаки - общие проявления того, что мы называем личностью, - обеспечиваются некоторым множеством психических свойств, которые и составляют структуру личности, ее “устройство”, прежде всего свойства направленности, характера и самосознания:
а)свойства направленности - мировоззрение человека (миропонимание, мироотношение), социологические потребности (интересы, склонности);
В целом направленность личности - это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, чего избегает, против чего готов бороться).
Ядром направленности личности являются идейные мотивы, убеждения (любые разговоры о деидеологизации можно понимать только в аспекте смены одного мировоззрения другим, а никак не устранения убеждений, мировоззрения, идей вообще. Это было бы психологической нелепостью: человек перестал бы быть самим собой);
б)к свойствам характера относят четыре системы отношений человека:
· отношения к людям (манеры поведения, поступки, способы общения с людьми - заботливость, высокомерие, чуткость и т.д.);
· отношения к деятельности,проявляющиеся в способах ее планирования и осуществления (предусмотрительность, аккуратность);
· отношения к предметам,вещам, общественной, личной и чужой собственности, проявляющиеся в способах обращения с ними (с оборудованием, инструментами, приспособлениями, предметами личного обихода и пр.) - бережливость, аккуратность, чистоплотность и т.д.;
· отношения к самому себе, проявляющиеся в способах самоорганизации поведения, построения своей личной, в частности, профессиональной судьбы, образа жизни, в типичной самооценке - самолюбие, самоуважение, себялюбие, скромность и т.д.;
в)самосознание.Чтобы человек владел собой, работал над собой, самоопределялся, совершенно необходимо, чтобы предметом его внимания и интереса был не только окружающий мир, но и он сам - его телесные и душевные качества, особенности.
Вопросы осознавания себя, своих качеств переживаются человеком обычно остро, в связи с чем наиболее неприятные знания о себе выталкиваются, вытесняются из сознания в область бессознательного.
Если основным идеалом у мальчиков является, как поется в песне, “удаль молодецкая”, то у их сверстниц - “девичья краса”, привлекательность.
В структуру “Я-образа” входят знания о своих самых различных профессионально ценных качествах, способностях, темпераменте и характере, интересах и потребностях, убеждениях.
Любой человек не только старается знать о себе, о своих личных качествах, возможностях и ограничениях, но и ставит себя в ряду других людей.Самооценка может быть не только правильной, но и заниженной или завышенной.
Заниженная самооценка может сложиться в результате злоупотребления со стороны старших, в т.ч. педагогов, критическими, одергивающими замечаниями. В связи с этим часто появляется безразличное отношение к деятельности, учебе, профессии.
Завышенная самооценка может появиться, когда человека “захваливают” и обесценивают других. Может сложиться так, что человек причин своих неудач не замечает, а считает, что кто-то “помешал”, кто-то “не дал” и т.д. - в результате такой неуспех.
Реалистическая самооценкакаждого человека с установкой самовоспитания. Это как бы взгляд на себя глазами других людей (“так они видят меня”, “таким они меня считают”). Причем не любых окружающих, а представителей эталонной, образцовой группы людей (референтной).
Высший уровень самооценки- оценка себя, своих качеств, поведения, деятельности с точки зрения глубоко и правильно понятых норм, требований, таких широких эталонных общностей, как народ, трудящиеся, политическая партия, молодежная организация. Такая самооценка и есть то, что называют “голосом совести”, совестью (от старославянского ведать, вести - “знать”, “знание”; совесть - это как бы “совместно-знание”, “со-знание”).
В связи со сказанным требуются вдумчивость, осторожность, такт при обращении с такой неявной, “бестелесной” реальностью, как личность со всем ее психическим, психосоматическим сопровождением.
Важно усвоить некоторую заповедь осторожного обращения с личностными структурами. Быть осторожным с применением диагностических или коррекционных методик.
Хирургический скальпель - вещь простая, но разумный человек, если он не специалист, не подумает применять его по назначению. “Лазить в брюхо”, не будучи хирургом, нельзя - это ясно всякому. А вот “лезть в душу”, “в личность” часто считают вполне допустимым. Тело после физической травмы может восстановиться за 3-4 дня, психическая травма может оставаться годы и даже всю жизнь.