Восприятие гомосексуальности

Е. Г. Луковицкая

Вводные замечания

Современная теория гомосексуальности считает ее побочным, но впол­не закономерным продуктом биологической эволюции, поскольку при­рода объективно заинтересована в разнообразии и вариативности.

Таким образом, гомосексуальность имеет определенные природ­ные предпосылки, взаимосвязь которых, однако, остается пока гипо­тетической. Хотя природа и задает предрасположенность, только социальный опыт индивида определит склонность к той или иной сексуальной ориентации. Степень жесткости и механизмы формиро­вания природной предрасположенности к той или иной сексуальной ориентации бывают разными.

Современные психологи считают, что гомосексуальные женщины и мужчины не образуют единого психологического типа. Их психи­ческие проблемы и свойства связаны с разными телесными и психи­ческими чертами.

Отношение к гомосексуальности в определенном обществе затраги­вает глубинные, часто не осознаваемые мотивы формирования отноше­ния к сексуальности. Гомосексуальность в нашем обществе часто вос­принимается как ненормальность, близость к патологии и поэтому вы­зывает, как отмечают некоторые исследователи, помимо любопытства «почти животный страх», поскольку грозит «разрушением привычной картины мира», где именно гетеросексуальность является нормой. Как показывают данные опросов, мужчины часто более категоричны в оцен­ке «нетрадиционных ориентации», особенно мужских [6].

Враждебность к гомосексуальности коренится не столько в инди­видуальной, сколько в общественной психологии. В научной литера­туре термин «гомофобия» сейчас заменяется термином «гетеросексизм», который определяется как «идеологическая система, которая отрицает, принижает и стигматизирует любые не гетеросексуальные формы поведения, идентичности, отношения или общины» [1, с. 250].

Кон И.С. замечает, что главная социально-историческая функция гетеросексизма — поддержание незыблемости гендерной стратифика­ции, основанной на мужской гегемонии и господстве. В свете этой идеологии независимая женщина — такое же совращение, как одно­полая любовь [1].

Уровень гетеросексизма в нашем обществе остается достаточно высоким, что можно увидеть даже на сайтах Интернета, предлагающих анекдоты и «интересные картинки» о голубых.

Практические психологи зачастую также не лишены верований, мешающих им с уважением относиться к личности гомосексуалов из-за их сексуальной ориентации. Они разделяют, например, представ­ления о том, что

• гомосексуальность противоречит воле Бога и греховна;

» геи, лесбиянки и бисексуалы склонны к развратным действиям (это мнение встречается очень часто, однако при этом забывают, что среди гетеросексуалов встречается немало развратников);

• гомосексуальность противоестественная, болезненная и извращен­ная форма сексуального поведения;

• гомосексуальность в чем-то уступает гетеросексуальности;

• представители сексуальных меньшинств не могут в такой же мере, как и гетеросексуалы, воспитывать детей или строить семейные отношения;

• гомосексуальные отношения бессодержательны и связаны лишь с получением сексуального удовольствия.

Гетеросексизм невольно проявляется и в интерпретациях некото­рых исследователей. Анализ психологических работ по исследованию характеристик личности гомосексуалов показывает, что интерпрета­ция полученных психологами данных зачастую страдает однобокос­тью в силу неучета социокультурных факторов формирования гомо­сексуальности и неадекватности подобранных методик. Именно по­этому в курсе гендерной психологии необходимо проводить занятия по осознанию стереотипов восприятия гомосексуальности.

Цели занятия

1. Развитие толерантности к «Другому», к инаковости, осознание социальных и психологических особенностей «Другого».

2. Рефлексия своего восприятия гомосексуальности.

3. Сопоставление своего восприятия с восприятием других участни­ков группы.

Оснащение

1. Видео двойка, желательно с пультом для остановки кадров.

2. Видеокассета с фильмом «Если бы стены могли говорить — 2».

3. Опросник — по одному на каждого участника (см. приложение 1).

4. Статья «Психологические особенности личности мужчин с нети­пичной направленностью полового влечения» — по одному экзем­пляру на каждого участника.

Порядок работы

Этап 1. Самостоятельное домашнее заполнение вопросника. Этап2. Работа в малых группах.

Этап3. Обсуждение статьи о психологическом исследовании лич­ности гомосексуалов.

Этап 4.Кинолекторий (просмотр фильма).

Этап5. Обсуждение фильма.

Этап 1. Самостоятельное домашнее заполнение опросника

Для анализа собственных представлений о гомосексуальности студен­там предлагается небольшая анкета, которую лучше заполнять дома, поскольку, как показала практика, заполнение в группе вызывает не­который дискомфорт (см. приложение 1).

Инструкция

Вам предлагается список вопросов для самостоятельного до­машнего заполнения и осмысления. Некоторые вопросы из списка (1, 4, 5) — наиболее спорные — мы обсудим на практическом за­нятии.

Наши рекомендации