Изучение гендерных различий в построении имиджа руководителя

Е. Б. Петрушихина

Вводные замечания

Одна из тенденций в развитии современного менеджмента — его пси­хологизация. Человек перестает быть винтиком в производственном процессе и обретает самостоятельную ценность. Психологические кри­терии наряду с экономическими объявляются необходимыми для оцен­ки успешности руководства, а административные методы управления постепенно уступают место психологическим.

Важнейшим инструментом управления, увеличивающим ресурс вли­яния, становится имидж руководителя, выступающий как его идеали­зированный образ. Причем значимость имиджа тем выше, чем меньше доля непосредственных контактов руководителя с подчиненными. Имен­но имидж в таких случаях помогает выполнять лидерские функции, опосредуя общение руководителя с членами организации [5].

В исследованиях подчеркивается, что имидж есть образ, сконструиро­ванный, созданный в соответствии с запросами той или иной аудитории. Формированием имиджа можно управлять, хотя его построение во мно­гом идет интуитивными путями [6]. Шепель [7] отмечает, что «точкой опоры» в создании имиджа служит обыденное сознание, обладающее рядом особенностей. В отличие от теоретического, оно непосредственно, инерционно, испытывает сильное влияние эмоций и чувств, обладает свойством консолидации, объединения людей. Существенной харак­теристикой обыденного сознания является его мифологичность, пред­полагающая веру в чудо и отсутствие логики.

В качестве важнейшей составляющей обыденного сознания мож­но рассматривать гендерные стереотипы. Если речь идет об имидже руководителя, то в качестве лидера представляется человек приятной внешности, пожилой, «конечно, мужчина, а не женщина» [5, с. 95]. В соответствии с традиционными воззрениями лидером должен быть мужчина, необыкновенная личность, доминантный, агрессивный, ассертивный, борющийся за лидерские позиции [1]. Как отмечает Т. В. Бендас, данная модель вполне реальна, однако, она не единственная.

Наряду с описанной конкурентной моделью лидерства можно выде­лить кооперативную, в соответствии, с которой лидер демонстрирует альт­руистическое поведение, заботится о членах группы, сотрудничает с ними ради них самих, в силу чего индивидные характеристики руководителя, в том числе его пол (гендер), утрачивают свое ведущее значение [1].

Современный этап исследований в области руководства и ли­дерства характеризуется гендерным подходом в изучении указан­ных феноменов [1]. Отметим, что отечественные авторы обраща­ют внимание на нецелесообразность ранее существовавшей тради­ции разведения понятий лидерства и руководства; они все чаще заменяют их термином «лидерство» [1, 7].

Как отмечает Т. В. Бендас, женское лидерство все чаще становит­ся реальностью и, хотя можно считать способность к лидерству обще­человеческой, «это не означает полного тождества мужчины и жен­щины в этой роли» [1, с. 140].

Исходя из сказанного выше, логично предположить существова­ние гендерных различий в имидже руководителя.

Как мы уже отмечали, имиджа формируется, в основном, интуитивно. В этих целях имеет смысл использование метода фокус-групп, успешно зарекомендовавшего себя в практике имиджмейкинга [6].

Метод фокус-групп представляет собой групповое интервью, про­водимое в форме групповой дискуссии, и является базовым методом качественного анализа в социальной психологии. Групповое обсужде­ние дает такие результаты, которые затруднительно получить в инди­видуальном исследовании. Причем данные эти вполне достоверны, что обеспечивается высокой валидностью метода фокус-групп [3]. Исполь­зование фокус-групп обусловлено и особой значимостью качественных методов в гендерных исследованиях. Именно качественные методы дают возможность выявить и осознать неявные, скрытые аспекты гендерной асимметрии с учетом конкретного социального контекста [4].

Цель занятия— выявление представлений о содержании и спо­собах формирования привлекательного образа руководителя-жен­щины и руководителя-мужчины.

Оснащение

Желательно использование аудиомагнитофона.

Порядок работы

Этап 1.Наблюдаемое обсуждение.

Этап 2.Обобщение результатов дискуссии.

Наши рекомендации