Изучение гендерных различий в построении имиджа руководителя
Е. Б. Петрушихина
Вводные замечания
Одна из тенденций в развитии современного менеджмента — его психологизация. Человек перестает быть винтиком в производственном процессе и обретает самостоятельную ценность. Психологические критерии наряду с экономическими объявляются необходимыми для оценки успешности руководства, а административные методы управления постепенно уступают место психологическим.
Важнейшим инструментом управления, увеличивающим ресурс влияния, становится имидж руководителя, выступающий как его идеализированный образ. Причем значимость имиджа тем выше, чем меньше доля непосредственных контактов руководителя с подчиненными. Именно имидж в таких случаях помогает выполнять лидерские функции, опосредуя общение руководителя с членами организации [5].
В исследованиях подчеркивается, что имидж есть образ, сконструированный, созданный в соответствии с запросами той или иной аудитории. Формированием имиджа можно управлять, хотя его построение во многом идет интуитивными путями [6]. Шепель [7] отмечает, что «точкой опоры» в создании имиджа служит обыденное сознание, обладающее рядом особенностей. В отличие от теоретического, оно непосредственно, инерционно, испытывает сильное влияние эмоций и чувств, обладает свойством консолидации, объединения людей. Существенной характеристикой обыденного сознания является его мифологичность, предполагающая веру в чудо и отсутствие логики.
В качестве важнейшей составляющей обыденного сознания можно рассматривать гендерные стереотипы. Если речь идет об имидже руководителя, то в качестве лидера представляется человек приятной внешности, пожилой, «конечно, мужчина, а не женщина» [5, с. 95]. В соответствии с традиционными воззрениями лидером должен быть мужчина, необыкновенная личность, доминантный, агрессивный, ассертивный, борющийся за лидерские позиции [1]. Как отмечает Т. В. Бендас, данная модель вполне реальна, однако, она не единственная.
Наряду с описанной конкурентной моделью лидерства можно выделить кооперативную, в соответствии, с которой лидер демонстрирует альтруистическое поведение, заботится о членах группы, сотрудничает с ними ради них самих, в силу чего индивидные характеристики руководителя, в том числе его пол (гендер), утрачивают свое ведущее значение [1].
Современный этап исследований в области руководства и лидерства характеризуется гендерным подходом в изучении указанных феноменов [1]. Отметим, что отечественные авторы обращают внимание на нецелесообразность ранее существовавшей традиции разведения понятий лидерства и руководства; они все чаще заменяют их термином «лидерство» [1, 7].
Как отмечает Т. В. Бендас, женское лидерство все чаще становится реальностью и, хотя можно считать способность к лидерству общечеловеческой, «это не означает полного тождества мужчины и женщины в этой роли» [1, с. 140].
Исходя из сказанного выше, логично предположить существование гендерных различий в имидже руководителя.
Как мы уже отмечали, имиджа формируется, в основном, интуитивно. В этих целях имеет смысл использование метода фокус-групп, успешно зарекомендовавшего себя в практике имиджмейкинга [6].
Метод фокус-групп представляет собой групповое интервью, проводимое в форме групповой дискуссии, и является базовым методом качественного анализа в социальной психологии. Групповое обсуждение дает такие результаты, которые затруднительно получить в индивидуальном исследовании. Причем данные эти вполне достоверны, что обеспечивается высокой валидностью метода фокус-групп [3]. Использование фокус-групп обусловлено и особой значимостью качественных методов в гендерных исследованиях. Именно качественные методы дают возможность выявить и осознать неявные, скрытые аспекты гендерной асимметрии с учетом конкретного социального контекста [4].
Цель занятия— выявление представлений о содержании и способах формирования привлекательного образа руководителя-женщины и руководителя-мужчины.
Оснащение
Желательно использование аудиомагнитофона.
Порядок работы
Этап 1.Наблюдаемое обсуждение.
Этап 2.Обобщение результатов дискуссии.