Этап 1. Сочинение «Конфликт на работе»

Инструкция

Перед вами схематичный рисунок женщины и мужчины. В тече­ние 15-20 минут постарайтесь на отдельном листке описать этот кон­фликт так, как вы его представляете. Это может быть вымышленная или реальная история, в процессе описания которой вы имеете право давать имена, характеристики и высказывания персонажам, излагать сюжет в таком виде и до такой степени, как сочтете возможным.

Этап 1. Сочинение «Конфликт на работе» - student2.ru

Этап 2. Обработка результатов сочинения

Протокол исследования: Проективное сочинение «Конфликт на работе»

Критерии анализа Качественный показатель (варианты ответов) Количественный показатель (отметка о наличии)
1. Социальный статус Равный статус  
Подчиненный — мужчина  
Подчиненная — женщина  
2. Характеристики Варианты описания «Женщины»  
Внешность, одежда  
Образование  
Профессионализм  
Личные качества  
Семейное положение  
Другое...  
Варианты описания «Мужчины»  
Внешность, одежда  
Образование  
Профессионализм  
Личные качества  
Семейное положение  
Другое...  
3. Отношения Конкуренция  
Нападение, борьба  
Флирт  
Психологическая зависимость  
Другое...  
4. Причина конфликта Разная информированность  
Профессиональные качества  
Гендерные установки  
Поведение  
Другое...  
5. Разрешение конфликта Урегулирован женщиной  
Урегулирован мужчиной  
Урегулирован третьим лицом  
Незавершен  

После завершения работы над составлением сочинения испытуемым предлагается проанализировать собственное сочинение по степени выраженности следующих критериев:

• социальный статус (позиция) персонажей;

• характеристики;

• отношения (контекст) между персонажами;

• причина конфликта (мотивы персонажей);

• разрешение конфликта (итог).

Результаты подсчетов по каждому пункту плана заносятся в прото­кол исследования.

Примеры сочинения изаполнения протокола анализа сочинения приведен в приложении.

Этап 3. Обсуждение результатов

После заполнения протокола участники занятия обсуждают в микрогруппах по 4-5 человек полученные результаты по следующим позициям:

• доминирующие тенденции в описании ситуации и персонажей;

• степень выраженности гендерных установок в описании конфликта. Затем рекомендуется обсудить полученные результаты и воз­никшие в ходе работы над сочинениями вопросы в общей группе. В конце обсуждения ведущему предлагается обратить внимание участников на то, как соотносятся особенности описания конфлик­та в сочинениях участников с выявленным гендерным стереотипом (см. занятие «Исследование гендерной идентичности и гендерных стереотипов личности»). Здесь могут быть отражены следующие связи:

• перенос (проекция) самоописания на описание персонажей;

• степень выраженности (больше/меньше) гендерных стереотипов в различных заданиях;

• приоритеты (иерархия) в самоописаниях и описаниях персона­жей, их отношениях, статусе, причине и способе решения конф­ликта.

Примечание

В ходе обсуждения результатов задания участники часто обраща­ются к конкретному опыту иохотно описывают реальные случаи из собственной жизни или жизни знакомых им людей. В этом случае можно обсудить вопрос о том, насколько типичны или часто встреча­ются описываемые ситуации.

Важным для подведения итогов по этому заданию служит акцент на том, насколько заметны в описаниях проявления неравенства в от­ношениях между персонажами.

Этап 4. Информационное сообщение ведущего

Ведущему рекомендуется сделать небольшое информационное сооб­щение о дискриминации по признаку пола.

Текст сообщения

Гендер — это социально-психологический конструкт, отражаю­щий сущность, механизм и специфику формирования маскулинно­сти и фемининности в обществе. Гендер — это социально-психоло­гическое измерение, фиксирующее специфику социально-психо­логических отношений, и укорененное в культуре. В нем есть элементы устойчивости и элементы изменчивости. В каждом обществе, осо­бенно многокультурном и многонациональном, необходимо иметь в виду гендерное разнообразие. Это означает, что предписания, со­ответствующие мужественности и женственности, их исполнение могут быть различны для разных поколений, разных этнокультур­ных и религиозных групп, разных слоев общества. Предписания от­носительно поведения, связанного с гендерными ролями, особен­но очевидны в половом разделении труда на мужской и женский, часто связанным и с дискриминацией по половому признаку.

Дискриминация по половому признаку — это практика, посред­ством которой одному полу отдается предпочтение по сравнению с другим. В большинстве обществ это рассматривается как диск­риминация, благоприятствующая мужчинам в ущерб женщинам. Дискриминация проявляется в таких областях, как занятость, по­литическая и религиозная карьера, обеспечение жильем, социаль­ная политика, право на собственность в гражданском и уголовном праве.

Изучение особенностей дискриминации наиболее разработано в рамках экономического анализа гендерного разделения труда. Основное внимание здесь сосредоточенно на изучении механиз­мов, трансформирующих мотивы наемных работников и работодателей в конкретные социально-экономические различия между полами на рынке.

Различают несколько видов дискриминации: в оплате труда; при найме на работу; при сокращении персонала; при продвижении в должности; в повышении квалификации.

Ключевым вопросом при экономическом анализе дискримина­ции является объяснение причин ее возникновения и механизмов поддержания. К настоящему времени наиболее разработано в этом отношении неоклассическое направление экономической мысли, в котором выделяются три базовых подхода, объясняющих происхож­дение и сущность дискриминации:

1) дискриминация на уровне предпочтений (дискриминация женщин со стороны работодателя, потребителя, коллег);

2) статистическая дискриминация, основанная на «статистическом предубеждении» работодателей, распространяющих на отдельных женщин свойства и характеристики, которые они считают прису­щими всем представительницам данного пола;

3) дискриминация, обусловленная монопольной структурой рынка труда [4, с. 126-127].

Таким образом, даже в области экономического анализа видов и при­чин дискриминации по признаку пола обнаруживается социально-психологический механизм поддержания неравенства, а именно — влияние субъективных установок и предубеждений людей на пове­дение. Наиболее остро проявляясь в ситуациях, где открыто стал­киваются интересы различных гендерных групп, предубеждения не всегда бывают осознанными, но могут быть исследованы различны­ми способами.

Наши рекомендации