Этап 4. «Расшатывание» стереотипов

Работа строится по принципу обсуждения по цепочке, когда каждый студент высказывает аргументы «за» или «против» (это зависит не от личных убеждений, а от того, какая позиция досталась по очереди) следования гендерным стереотипам, оказавшим/оказывающим (по результатам предыдущего задания) на студентов наибольшее влия­ние. Хорошо, если студенты высказывают аргументы и «за», и «про­тив», то есть когда обсуждение проводится дважды.

Руководитель или его помощники-студенты фиксируют доводы на доске или флип-чарте. Если группа достаточно большая, то в це­лях экономии времени работу можно проделать в мини-группах, а в общей группе обсудить и зафиксировать наиболее убедительные ар­гументы.

Руководитель может познакомить студентов с концепцией анд­рогинии или сфокусировать внимание на том, что гендерные стерео­типы существенно ограничивают возможность самореализации, вы­зывают внутренний конфликт, а, по сути, являются всего лишь ус­ловностью.

Этап 5. Задание «Новые мы»

Студенты уточняют идеальный образ себя, исходя из своих собствен­ных представлений и желаний, затем в парах рассказывают о том, ка­кой женщиной/мужчиной им хотелось бы себя видеть. В обсуждении в группе высказываются сомнения (если таковые есть), касающиеся реального воплощения этого образа.

Контрольные вопросы

1. Что такое «гендер», «гендерный стереотип», «гендерная соци­ализация»?

2. Назовите основные источники гендерно-ролевой социализации.

3. Какие существуют группы гендерных стереотипов? В чем их пси­хологическое наполнение и значение?

4. Как влияют гендерные стереотипы на личность? В чем их положи­тельное/отрицательное значение?

Литература

1. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

2. Калабихина И. Социальный пол и проблемы населения. — М.: Ме­неджер, 1995.

3. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.

4. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1995.

5. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб.: Питер, 2000.

6. Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 1-4. - СПб.: СПбГУ, 1997-2001.

Приложение 1. Карта наблюдения проявления гендерных стереотипов

Наблюдаемые характеристики: Женщины Мужчины
Индивидуальные психологические особенности    
Область семейных отношений    
Область профессиональной деятельности    
Характер «приличествующего» поведения (долженствование)    
Типичные атрибуты    

Студентам предлагается фиксировать в таблице основные харак­теристики, приписываемые мужчинам и женщинам СМИ, сверст­никами и людьми старшего поколения: личностные качества, ти­пичные формы поведения, роли, интересы, чувства и т. п. Для СМИ необходимо отразить также типичные атрибуты (окружающая об­становка, внешность и аксессуары, предметы манипулирования и т. д.), сопровождающие изображение мужчины и женщины.

Приложение 2

Образы мужчины и женщины,

составленные студентами

Мужчины

Типичный образ

Сильный

Мужественный

Честолюбивый

Любит риск

Спортивный

Умный

Желает иметь определенную позицию

Стремящийся к успеху

Стойкий

Надежный

Защитник

Активный, энергичный

Сильная личность

Лидер

Решительный

Серьезный

Компетентный

Скорректированный образ (добавленные характеристики)

Понимающий

Заботливый

Не должен быть компетентным во всех областях

Способен к самораскрытию

Может выражать нежные чувства, беспокойство,

неуверенность в чем-либо

Может не стремиться ксоперничеству,

Риску, предпочитать более спокойный образ жизни

Не должен всегда быть лидером

Сочувствующий

Внимательный

Женщины

Типичный образ

Женственная

Искренняя

Сострадательная

Заботливая

Внимательная

Умная

Верная

Нежная

Тактичная

Организованная

Ответственная

Хорошая хозяйка

Любит детей

Понимающая

Профессионал

Скорректированный образ (добавленные характеристики)

Активная

Решительная

Независимая

Сильная личность

Может быть лидером

Стремится к успеху

Не должна быть внимательна к другим в ущерб себе

Может выбрать любую сферу самореализации

Глава 15

Влияние гендерных стереотипов на качество межличностного общения

М. И. Кошенова

Вводные замечания

Данная тема — одна из ключевых именно для гендерной психологии.

Я намеренно дистанцируюсь не только от патриархатного подхо­да, но и от эгалитарного феминизма, утверждающего, что никаких прин­ципиальных отличий, за исключением анатомических и физиологи­ческих, между мужчинами и женщинами не существует.

Гендер как «социальный пол» моделируется обществом и через различные микро- и макротехники вменяется тем же обществом как поведенческий паттерн и как составляющая ментальности представи­телям биологических полов. Это факт, с которым необходимо считать­ся любому специалисту в области коммуникации, будь то психолог или учитель, политик или руководитель любого ранга.

Второе принципиальное замечание: работа с данной проблемой будет более эффективной, я полагаю, если к ней обращаться не при чтении спецкурса, а в контексте многих традиционно читаемых кур­сов («Социальная психология», «Педагогическая психология», «Конф­ликтология» и т. д.). Для такого заключения есть ряд причин.

Во-первых, чтение спецкурсов не всегда меняет установки (карди­нальное отличие читаемого материала от предшествующих установок реципиента, включение механизма когнитивного диссонанса и т. д.); во-вторых, социальным психологам хорошо известен тот факт, что установки не всегда определяют поведение [1; 3; 4]. Поэтому обраще­ние к гендерной проблематике, в том числе к влиянию гендерных сте­реотипов на коммуникацию, в контексте различных курсов дает возможность реально формировать стойкие установки через использова­ние законов социального влияния [1; 4].

Данное занятие было разработано для курса «Социальная психо­логия», но при необходимости может быть легко модифицировано для курса «Конфликтология».

При выборе формы занятия учитывался тот факт, что стереотипы очень плохо осознаются, когда речь идет не о какой-то гипотетической группе, а о себе самом. Потому наиболее продуктивным, на мой взгляд, будет не лекция или семинарское занятие, а интерактивный метод обучения (здесь не спрячешься за позицию: «это у других стереоти­пы, это не про меня»).

Лабораторное занятие предлагается в разделе «Межличностная коммуникация» и предполагает участие не более 14 человек. Про­водиться занятие может и с группой в 25 человек, но в этом случае потребуется значительно больше времени (за счет затягивающей­ся «обратной связи», что не очень продуктивно). По форме органи­зации — это тренинг и проводится в группе, имеющей опыт подоб­ной работы.

Время проведения — 1 час 30 минут (если такого рода занятие проводить в группе, не имеющей опыта участия в тренингах, то луч­ше увеличить время проведения до 4 академических часов, удлинив фазу «разогрева» и проведения ключевого упражнения на осозна­ние влияния гендерных стереотипов на межличностную коммуни­кацию).

Цельзанятия — выявить роль гендерных стереотипов в процессе межличностного общения.

Студентам для снятия эффекта «социального фасада» и предуп­реждения «включения фильтров» (теоретически они уже достаточ­но много знают о гендерной социализации как из курса возрастной, так и из курса социальной психологии) сообщается иная цель — изу­чить роль стереотипов в процессе межличностного общения.

Оснащение

1. 5 листов писчей бумаги формата А4.

2. Ножницы.

3. Клей.

4. Степлер.

5. Скотч.

6. Фломастеры или карандаши.

Порядок работы

Этап 1.Разминка.

Этап 2. Работа с осознанием влияния стереотипов и установок на восприятие и передачу информации в процессе общения.

Этап3. Работа с осознанием влияния гендерных стереотипов на межличностную коммуникацию.

В силу того, что это уже не первое практическое занятие по данно­му курсу, «визитки» есть у каждого студента и этап знакомства давно пройден.

Этап 1. Разминка

Этап занимает не более 4 минут вместе с выборочной «обратной связью».

Упражнение «Жители странного города».

Инструкция

Все вы — жители странного города. Странность города и его жите­лей заключается в следующем: в то время когда бьют городские часы, все жители должны поздороваться, совершая ритуальные прикоснове­ния (каждому часу соответствует своя форма приветствия). Дело в том, что у жителей этого странного города существует поверье: желание, загаданное перед самым началом боя часов, сбудется, если они поздо­роваются ритуальным способом как можно с большим количеством лю­дей. Итак, вы — жители, вы гуляете или спешите по своим делам, но про счастливые часы не забываете. Вы загадываете свое желание... При­слушиваетесь... И когда застучат часы, вы начнете здороваться «по-ручке». Помните, что вероятность исполнения желаний зависит от коли­чества ваших приветствий с разными людьми... Бом-бом-бом...

Естественно, что часы изображает ведущий, а в «слегка сума­сшедшем городе» часы могут стучать сколько угодно. От уровня свободы ведущего зависит и набор частей тела, которыми можно здороваться: лоб, плечо, спина, колени и т. д. (У меня есть стой­кое подозрение, что большинство участников действительно за­гадывают желания и надеются на их исполнение. По крайней мере, некоторые участники в этом признаются.)

Это хорошее разогревающее упражнение. Оно не только поднимает настроение, но и дает повод начать разговор о стереотипах. Определен­ная часть студентов, даже имея опыт групповой работы, испытывает на­пряжение, когда ставится задача поздороваться необычным способом.

Обратная связь хоть и задается ведущим, но определяется со­ставом группы.

Наши рекомендации