Образцы карточек для «Терминологической разминки»
Карточка 1
Дайте определения следующим понятиям:
• гендерные предпочтения,
• пол,
• маскулинность,
• сексуальность,
• социальная идентичность.
Карточка 2
Дайте определения следующим понятиям:
• гендер,
• гендерные стереотипы,
• фемининность,
• гендерная идентичность,
• гендерная роль.
Определения понятий, используемых в «Терминологической разминке»:
Гендер — деятельность по организации ситуативного поведения в свете нормативных представлений об аттитюдах и действиях, соответствующих категории принадлежности по полу [7].
Гендерная идентичность — это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола [3].
Гендерная роль — разделение труда, прав и обязанностей в соответствии с полом [6].
Гендерные предпочтения — отражение желаемой половой идентичности [3].
Гендерные стереотипы — стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [2].
Маскулинность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин [3].
Пол — биологическая категория, описывающая анатомические, гормональные и физиологические особенности мужчин и женщин.
Сексуальность — биологически укорененный внутренний инстинкт или импульс, сексуальная ориентация индивида (гомосексуальность, гетеросексуальность) или сексуальная идентичность [9].
Социальная идентичность — те компоненты «Я» человека, которые переживаются им на уровне осознания принадлежности к какой-либо группе [11].
Фемининность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин. [3].
Глава 14
Гендерные стереотипы
И их влияние
На поведение человека
М. В. Сафонова
Вводные замечания
Важной составляющей процесса социализации является полоролевая социализация, включающая в себя вопросы формирования психологического пола, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности относится к категории «гендерная роль». Гендерные роли социальны, нормативны, выражают определенные социальные ожидания, проявляются в поведении. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении. Часть этих норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получаем непосредственно, например, в виде наставлений родителей или, испытывая неодобрение со стороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно-ролевого поведения.
Гендерные стереотипы — это, в сущности, социальные нормы. У всех нас есть представления о том, что мужчинам и женщинам свойственны определенные наборы конкретных качеств и моделей поведения, что подавляющее большинство людей придерживается этой точки зрения, и что обычно мы осознаем, какое поведение считается правильным для представителей того или иного пола.
Все существующие гендерные стереотипы можно разделить на три группы [3].
Первая группа — это стереотипы маскулинности-фемининности — нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Мужчины компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоуверенны, склонны рассуждать логически, способны управлять своими чувствами. Женщины более пассивны, зависимы, эмоциональны, заботливы и нежны.
Другая группа стереотипов касается содержания труда мужчин и женщин: традиционной для женщин считается деятельность обслуживающая, исполнительская; для мужчин же характерна деятельность инструментальная, творческая, им «по плечу» организовывать и руководить.
Третья группа стереотипов связана с закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для мужчин главные роли — профессиональные, для женщин — семейные. «Нормальный» мужчина стремится к построению карьеры, профессиональному успеху; «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей, вести домашнее хозяйство.
Указанные стереотипы отличаются поразительной жизнестойкостью. Их прочная укорененность в сознании большой части населения способствует воспроизводству стереотипов из поколения в поколение в процессе социализации. Во многих странах представления о роли женщины противоречат активному жизненному стилю, поэтому значительное число женщин не стремится к самореализации в сферах, выходящих за рамки традиционно предлагаемых им трех «К». Женщина, проявившая свои способности, желающая реализовать свой потенциал, часто приходит к конфликту с традиционными взглядами окружающих на место женщины в обществе и, возможно, к конфликту с собственным представлением о себе как о личности. Женщины работают и в то же время несут большую часть обязанностей по дому и уходу за детьми. На пути женщин к традиционно мужским, высокооплачиваемым и высоким по статусу работам поставлено множество барьеров: культурные, юридические, образовательные. Женщины сталкиваются с завышенными требованиями, дискриминацией при приеме на работу, при служебном продвижении — все это препятствует реализации женщиной себя как личности.
Но и на мужчину гендерные стереотипы также оказывают негативное влияние. К компонентам традиционной мужской роли относят нормы успешности/статуса, умственной, физической и эмоциональной твердости, антиженственности. Для многих мужчин полное соответствие этим нормам недостижимо, что вызывает стресс и приводит к компенсаторным реакциям: ограничение эмоциональности, гомофобия, навязчивое стремление к соревнованию и успеху и т. п.
Для полноценного развития исамореализации человеку необходимо избавиться от ограничений, накладываемых традиционным стереотипом мышления на поведение мужчин и женщин, и которые представляют собой лишь условность. Свобода от подобных стереотипов (а по сути — предрассудков) дает человеку возможность обрести душевное и физическое здоровье и способность жить полной жизнью.
Цель занятия— прояснение гендерных стереотипов студентов, осознание их влияния на поведение.
Порядок работы
Этап 1.Предварительная работа по анализу стереотипов.
Этап 2.Задание «Идеальная женщина, идеальный мужчина».
Этап 3.Задание «Качества и роли мужские и женские».
Этап 4.«Расшатывание» стереотипов.
Этап 5.Задание «Новые мы».
Этап 1. Предварительная работа по анализу стереотипов
До занятия студенты получают домашнее задание, направленное на изучение гендерных стереотипов, существующих в обществе: в СМИ, среди социального окружения — у людей старшего поколения и сверстников. Им необходимо определить, как изображают мужчин и женщин СМИ, какие представления о женских и мужских качествах, особенностях, «приличествующем» поведении демонстрируют окружающие. Для этого они определяют объект мини-исследования (средство массовой информации, группу людей), выборку (неделя, десять номеров, восемь часов эфира, общения и т. д.) и то, какой именно материал они собираются наблюдать. Полученный материал группируется в таблицу (см. приложение). На занятии можно сгруппировать материал по темам, соответствующим основным группам гендерных стереотипов.
Комментарий для руководителя: необходимо согласовать выбор объектов исследования, для того чтобы обеспечить достаточно широкий охват социальной среды, а также для получения данных об одном объекте от двух-трех «исследователей». Будет интересно, если с помощью контент-анализа студенты проследят гендерные стереотипы (их устойчивость или пластичность) в разные временные периоды. Важно нацелить их внимание на фиксацию фактов, релевантных проблеме, а не отношения к ним.
Этап 2. Задание «Идеальная женщина, идеальный мужчина»
Цельзадания — прояснение собственных представлений об «идеальном» женском и мужском образе, уточнение, в какой степени эти представления являются собственными убеждениями, а в какой — отражают желание окружающих видеть нас такими, предлагаемые обществом гендерные стереотипы.
Студенты в течение 5-6 минут записывают характеристики, составляющие, по их мнению, образ «идеальной женщины» и «идеального мужчины». Затем в мини-группах зачитывают свои списки, составляя обобщенный образ. По итогам работы мини-групп моделируется представление группы в целом. Итоговый образ, составленный всей группой, фиксируется на доске или флип-чарте.
Далее студентам предлагается прочитать получившиеся характеристики образов мужчины и женщины, предваряя каждую словами: «Я совершенно убеждена/убежден, что женщина/мужчина должна/ должен быть...», «Я твердо верю, что женщина/мужчина должна/должен быть...», «Я абсолютно точно знаю, что женщина/мужчина должна/должен быть...». Эта работа выполняется индивидуально. Студенты читают вполголоса, фиксируя при этом, какие из утверждений вызвали внутреннее сопротивление. В ходе обсуждения в группе следует обратить внимание, какие качества не удалось определить как свои «твердые» убеждения, какие из них отражают установки окружающих или возникли под влиянием стереотипов.
Этап 3. Задание «Качества и роли мужские и женские»
Цель задания — выявление гендерных стереотипов, касающихся традиционно женских и мужских качеств и ролей.
Составленный в предыдущем упражнении собственный образ «идеальной женщины» и «идеального мужчины» обсуждается с точки зрения наличия в нем традиционных гендерных качеств и ролей. Студенты приводят результаты своих исследований: высказывания родителей, окружающих, образы, тиражируемые СМИ.
При фиксации иобсуждении результатов следует обратить внимание как на устойчивость стереотипов, транслируемых от поколения кпоколению, так и на их подвижность, на изменение взглядов на отдельные аспекты традиционных гендерных ролей. Можно определить, какие именно группы гендерных стереотипов в большей степени подвержены изменениям. В мини-группах обсуждаются стереотипы, в большей степени повлиявшие на представления студентов, уточняется мнение о том, могут ли реально женщина и мужчина «быть такими» или «делать это».