Этап 3. Подведение итогов семинаров
В конце каждого семинара проводится подведение итогов, делаются выводы о характере гендерных стереотипов в данный возрастной период.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию «гендерный стереотип».
2. Обозначьте группы гендерных стереотипов.
3. Существует ли возрастная специфика проявления гендерных стереотипов и в чем она проявляется?
Литература
1. Арутюнян М. 10. Гендерный анализ концепций психологии творчества // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». — М.: МЦГИ, 1997. — С.136-141.
2. Бодрова В. В. Работа или семья: что важнее для современной женщины? // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». — М.: МЦГИ, 1997.-С. 97-100.
3. Воронина О. А. Введение в гендерные исследования // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». - М.: МЦГИ, 1997. - С. 29-34.
4. Воронина О. А. Женщина — друг человека? // Человек. — 1990. — № 5. - С. 48-58.
5. Гаврилица О. А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 65-70.
6. Кириллина В. Н. Социокультурные аспекты гендерного конфликта (по материалам западной социологии) // Женщина и мужчина
на пути к устойчивому развитию / Под ред. Е. Н. Никоноровой. — М.: Изд-во РЭФИА, 1997. - С. 66-79.
7. Клецина И. С. Гендерная социализация. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
8. Конусов Ю. А. Мужчина в семье: типы поведения // Семья и социальная структура. — М.: Ин-т соц. исследований АН СССР, 1987.-С. 97-106.
9. Мережко В. И. Этого терпеть больше нельзя // Женский вопрос: точки зрения и подходы к новому осмыслению. — М.: Академия общественных наук при ЦК КПСС, 1991. - С. 103-105.
10. Панкратова М. Г. Русская женщина сегодня // Женщины России — вчера, сегодня, завтра (материалы конференции). — М.: Россия молодая, 1994. — С. 50-57.
11. Радаев В. В. Человек в домашнем хозяйстве // Социологические исследования. - 1997. -№ 4. - С. 64-72.
12. Ржаницына Л. С, Сергеева Г. П. Женщина на российском рынке труда // Социологические исследования. — 1995. — № 7. — С. 57-62.
13. Турецкая Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. — 1998. — Т. 19. — № 1. — С. 37-46.
14. Тюрина И. О. Московский рынок труда: гендерные аспекты // Социологические исследования. — 1998. — № 8. — С. 98-103.
15. Успенская В. И. О перспективах политического партнерства полов: Материалы к теме «Идея партнерства женщин и мужчин в современном мире» // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». — М.: МЦГИ, 1997.- С. 65-69.
16. Фридан Б. Загадка женственности. — М.: Прогресс; Литера, 1993.
17. Хоткина 3. А. Гендерная асимметрия в сфере занятости // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». — М.: МЦГИ, 1997. — С. 60-64.
18. Юлина Н. С. Феминистская ревизия философии: возможности и перспективы // Феминизм: Восток. Запад. Россия. — М.: Наука, 1993. - С. 226-241.
19. Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростка// Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 84-90.
Приложение 1
Карта наблюдения
«Виды и характеристики деятельности
Мальчиков и девочек в детском саду»
Имя и фамилия ребенка______________
Возраст ребенка____________________
Дата проведения исследования________
Виды деятельности | Наполнение деятельности | Наличие признака | Отсутствие признака | Примечания |
Игровая | Двигательная активность (бегает, играет с мячом, прыгает) | |||
Созидание, конструирование (кубики, конструкторы, пластилин) | ||||
Лидерство в игре (руководит, указывает другим) | ||||
Подчинение (слушается других, не противоречит) | ||||
Выдвижение новых идей (предлагает варианты, проявляет инициативу) | ||||
Агрессия (дерется, ругается, нападает) | ||||
Помогающая | Выполняет поручения воспитателя (поливает цветы, убирает игрушки) с удовольствием или по своей инициативе | |||
Выполняет поручения воспитателя без удовольствия или отказывается | ||||
Помогает другим детям (завязать шнурки, застегнуть пуговицы, найти потерянное и т. д.) | ||||
Учебная | Внимательно слушает на занятиях | |||
Активно включается в деятельность | ||||
Старается сделать все как можно лучше | ||||
Мешает другим детям | ||||
Часто отвлекается |
Приложение 2
Карта наблюдения
«Характер взаимодействия воспитателя
С мальчиками и девочками»
ФИО воспитателя_______________
Возраст воспитателя______________
Образование_____________________
Стаж работы по профессии_________
Действия воспитателя | Мальчики | Девочки | Примечания | |
Поощряет | Хвалит словом («Молодец!», «Правильно!») | |||
Хвалит действием (дотрагивается до руки, гладит по голове) | ||||
Ставит в пример («Посмотрите, Аня уже оделась!») | ||||
За что поощряет | За послушание | |||
За активность, инициативу | ||||
Наказывает | Ругает («Как тебе не стыдно!», «Сейчас же замолчи!») | |||
Применяет физическую силу (хватает за руку, подталкивает, шлепает) | ||||
Приводит как отрицательный пример («Посмотрите, Петя все еще не заправит кровать!») | ||||
За что наказывает | За излишнюю активность | |||
За непослушание | ||||
За пассивность | ||||
За неправильные ответы |
Глава 12