Этап 3. Подведение итогов семинаров

В конце каждого семинара проводится подведение итогов, делаются вы­воды о характере гендерных стереотипов в данный возрастной период.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «гендерный стереотип».

2. Обозначьте группы гендерных стереотипов.

3. Существует ли возрастная специфика проявления гендерных стереотипов и в чем она проявляется?

Литература

1. Арутюнян М. 10. Гендерный анализ концепций психологии творче­ства // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». — М.: МЦГИ, 1997. — С.136-141.

2. Бодрова В. В. Работа или семья: что важнее для современной жен­щины? // Материалы Первой Российской летней школы по жен­ским и гендерным исследованиям «Валдай-96». — М.: МЦГИ, 1997.-С. 97-100.

3. Воронина О. А. Введение в гендерные исследования // Материа­лы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». - М.: МЦГИ, 1997. - С. 29-34.

4. Воронина О. А. Женщина — друг человека? // Человек. — 1990. — № 5. - С. 48-58.

5. Гаврилица О. А. Чувство вины у работающей женщины // Вопро­сы психологии. - 1998. - № 4. - С. 65-70.

6. Кириллина В. Н. Социокультурные аспекты гендерного конфлик­та (по материалам западной социологии) // Женщина и мужчина

на пути к устойчивому развитию / Под ред. Е. Н. Никоноровой. — М.: Изд-во РЭФИА, 1997. - С. 66-79.

7. Клецина И. С. Гендерная социализация. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.

8. Конусов Ю. А. Мужчина в семье: типы поведения // Семья и со­циальная структура. — М.: Ин-т соц. исследований АН СССР, 1987.-С. 97-106.

9. Мережко В. И. Этого терпеть больше нельзя // Женский вопрос: точки зрения и подходы к новому осмыслению. — М.: Академия общественных наук при ЦК КПСС, 1991. - С. 103-105.

10. Панкратова М. Г. Русская женщина сегодня // Женщины Рос­сии — вчера, сегодня, завтра (материалы конференции). — М.: Рос­сия молодая, 1994. — С. 50-57.

11. Радаев В. В. Человек в домашнем хозяйстве // Социологические исследования. - 1997. -№ 4. - С. 64-72.

12. Ржаницына Л. С, Сергеева Г. П. Женщина на российском рынке тру­да // Социологические исследования. — 1995. — № 7. — С. 57-62.

13. Турецкая Г. В. Страх успеха: психологическое исследование фено­мена // Психологический журнал. — 1998. — Т. 19. — № 1. — С. 37-46.

14. Тюрина И. О. Московский рынок труда: гендерные аспекты // Со­циологические исследования. — 1998. — № 8. — С. 98-103.

15. Успенская В. И. О перспективах политического партнерства полов: Материалы к теме «Идея партнерства женщин и мужчин в совре­менном мире» // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». — М.: МЦГИ, 1997.- С. 65-69.

16. Фридан Б. Загадка женственности. — М.: Прогресс; Литера, 1993.

17. Хоткина 3. А. Гендерная асимметрия в сфере занятости // Мате­риалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». — М.: МЦГИ, 1997. — С. 60-64.

18. Юлина Н. С. Феминистская ревизия философии: возможности и перспективы // Феминизм: Восток. Запад. Россия. — М.: Наука, 1993. - С. 226-241.

19. Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростка// Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 84-90.

Приложение 1

Карта наблюдения

«Виды и характеристики деятельности

Мальчиков и девочек в детском саду»

Имя и фамилия ребенка______________

Возраст ребенка____________________

Дата проведения исследования________

Виды деятель­ности Наполнение деятельности Нали­чие приз­нака Отсут­ствие признака Приме­чания
Игровая Двигательная активность (бегает, играет с мячом, прыгает)      
Созидание, конструирование (кубики, конструкторы, пластилин)      
Лидерство в игре (руководит, указывает другим)      
Подчинение (слушается других, не проти­воречит)      
Выдвижение новых идей (предлагает ва­рианты, проявляет инициативу)      
Агрессия (дерется, ругается, нападает)      
Помога­ющая Выполняет поручения воспитателя (поли­вает цветы, убирает игрушки) с удоволь­ствием или по своей инициативе      
Выполняет поручения воспитателя без удо­вольствия или отказывается      
Помогает другим детям (завязать шнурки, застегнуть пуговицы, найти потерянное и т. д.)      
Учебная Внимательно слушает на занятиях      
Активно включается в деятельность      
Старается сделать все как можно лучше      
Мешает другим детям      
Часто отвлекается      

Приложение 2

Карта наблюдения

«Характер взаимодействия воспитателя

С мальчиками и девочками»

ФИО воспитателя_______________

Возраст воспитателя______________

Образование_____________________

Стаж работы по профессии_________

Действия воспитателя Маль­чики Девоч­ки Приме­чания
Поощряет Хвалит словом («Молодец!», «Правильно!»)      
Хвалит действием (дотрагивается до руки, гладит по голове)      
Ставит в пример («Посмотрите, Аня уже оделась!»)      
За что поощряет За послушание      
За активность, инициативу      
Наказы­вает Ругает («Как тебе не стыдно!», «Сейчас же замолчи!»)      
Применяет физическую силу (хватает за руку, подталкивает, шлепает)      
Приводит как отрицательный пример («По­смотрите, Петя все еще не заправит кровать!»)      
За что нака­зывает За излишнюю активность      
За непослушание      
За пассивность      
За неправильные ответы      

Глава 12

Наши рекомендации