Прямое или косвенное выражение чувств

Инструкция:установите, в каких из этих примеров речь идет о непо­средственно сформулированных наименованиях чувств или об их кос­венном выражении.

1. а) Разве ты не видишь, что я занят (занята)?

б) Я не могу сосредоточиться, пока ты здесь.

в) Ты вообще не думаешь о других, ты эгоист.

2. а) Я чувствую себя смущенной тем, что произошло.

б) Это был неприятный денек!

в) Бывают хорошие и плохие дни, сегодняшний был плохим.

3. а) Когда я с тобой, я чувствую себя хорошо.

б) Тебя любят и уважают все.

в) Ты взбесился.

4. а) Ты ведешь себя как слон в посудной лавке!

б) Нужно же соблюдать правила вежливости!

в) Для меня мучительно видеть, как ты обходишься с другими.

5. а) Если обстоятельства здесь не изменятся, то я подыщу себе ка­кую-нибудь новую работу.

б) Слышал ли когда-нибудь кто-нибудь о такой плохой бри­гаде?

в) Я чувствую, что меня оттеснили в сторону.

6. а) Ты непереносим (непереносима)!

б) Твой смех внушает мне неуверенность.

в) У меня такое чувство, что смеяться тебе не над чем.

7. а) Здесь мне уделили так мало внимания, что я мог бы (могла бы) и не приходить.

б) Я чувствую, что никого не интересует, здесь я или нет.

в) Я чувствую себя одиноко и отчужденно.

8. а) Я простой винтик и никогда ничего не достигну.

б) Я чувствую, что этот проект будет трудным.

в) Меня словно паралич охватывает, когда я думаю о предстоя­щем проекте.

9. а) Ты думаешь только о себе!

б) Я ощущаю себя неперспективным (неперспективной).

в) У меня есть ощущение, что нам необходимо поговорить о на­ших взаимоотношениях.

10. а) Мне приятно, что на твоем пути не было препятствий.

б) Ты бы мог бы (могла бы) по крайней мере позвонить и сооб­щить, что придешь так поздно!

в) Ну, наконец-то!

Расшифровка.Непосредственно выражают чувства: 1 б), 2 а), 3 а), 4 в), 5 в), 6 б), 7 в), 8 в), 9 б), 10 а).

Не каждая фраза, начинающаяся со слов «Я чувствую...», дей­ствительно содержит какое-то ощущение. В некоторых кругах это просто модный оборот речи, с помощью которого выражают свои предположения или оценки. Однако предположения мы не можем чувствовать.

Приложение 2

Упражнение на формулирование желаний

Инструкция.Опишите как можно точнее процесс исполнения вами своих желаний. На следующих шести этапах обращайте внимание на то, чтобы каждая фраза была сформулирована утвердительно, с поло­жительным настроем.

Этапы

1. Цель.

Чего вы хотите достичь? Опишите, как вы хотели бы жить в бу­дущем.

2. Результат.

Как должен выглядеть результат? Вообразите себе ситуацию, и подробно опишите желаемый результат. Что вы будете видеть, ося­зать, обонять и ощущать на вкус? Введите в действие все свои орга­ны чувств, чтобы теперь ощутить, куда вы хотите прийти.

3. Различие между тем, что было прежде, и тем, что есть теперь. Как вы будете чувствовать себя, когда достигнете своей цели? В чем разница между вашими прежними и теперешними ощу­щениями?

4. Успех.

Что вы будете воспринимать в качестве успеха? Сами сформули­руйте свои критерии успеха. По какому признаку вы заметите, что достигли своей цели? Представьте себе, как вы тогда будете вы­глядеть, слушать и чувствовать.

5. Момент времени.

Когда вы хотите добиться своей цели? Назначьте момент, в ко­торый вы, сияя, установите, что добились именно того, что вы задумали.

6. Начало.

Когда вы хотите начать? На предыдущих этапах вы добились прочного и уверенного состояния духа. Запланируйте свой пер­вый шаг и отметьте тем самым начало. Что бы вы хотели пред­принять уже сегодня?

Часть II

Гендерная социализация

Глава 5

Гендерная социализация

Ю. Е. Гусева

Вводные замечания

Социализация— процесс усвоения социальных норм, правил, осо­бенностей поведения, процесс вхождения в социальную среду.

Гендерная социализация— процесс усвоения норм, правил пове­дения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Основные аспекты социализации: присвоение (процесс усвоения социального опыта, то есть воздействие среды на индивида) и опредмечивание (процесс воспроизведения социального опыта, то есть воздействие человека на среду) [5]. В рамках гендерной социа­лизации под присвоением мы понимаем то, что с самого начала ре­бенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчи­ной и женщиной. Опредмечивание — это реализация на практике усвоенных гендерных схем.

Цель занятия

Дополнить и углубить полученные на лекциях сведения о социа­лизации, рассмотреть процесс гендерной социализации индивида в онтогенезе, осознать степень влияния общества на процесс гендерной социализации.

Оснащение

Карточки с написанными ситуациями и характеристикой семьи (традиционно-патриархатная или эгалитарная).

Порядок работы

Этап 1.Вопросы студентам (актуализация знаний, полученных на лекции);

Этап 2.Понимание и осознание особенностей гендерной социа­лизации;

Этап 3.Обобщение полученных знаний.

Этап 1. Вопросы студентам (актуализация знаний, полученных на лекции)

1. Дайте определение понятию социализация.

2. В течение какого периода жизни происходит процесс социализа­ции человека?

3. В каких сферах жизнедеятельности человека происходит процесс социализации?

4. Назовите основные институты социализации.

5. Какие институты социализации самые важные для формирования личности дошкольника, школьника, взрослого человека?

Наши рекомендации