Этап 2. Развитие эмпатических способностей

1. Заполнение теста «Прямое и косвенное выражение чувств».

2. Определение и сравнение среднего балла эмпатических способно­стей по группе, у женской части группы и у мужской.

3. Обсуждение методических трудностей исследования эмпатиче­ских способностей у мужчин иженщин.

Личный и профессиональный успех в современном мире непосред­ственно связан со способностью человека понимать чувства других, выражать свое отношение к ним. Поэтому основной акцент занятия должен быть сделан на изучении методов развития эмпатической от­зывчивости и средств эмпатической экспрессии.

Выражение наших чувств сопровождается интонацией голоса, мимикой, изменением позы. Они позволяют лучше распознавать чувства собеседника. Однако достаточно четко сформулировать свои ощущения, чтобы быть понятым. В ситуации, когда чувства выра­жаются только косвенно, собеседник вынужден заниматься интер­претацией и гаданием.

Условием формирования навыков более четкого определения своих эмоциональных состояний и переживаний других является умение различать прямое и косвенное выражение чувств.

На этом этапе занятия используется тест «Прямое или косвенное выражение чувств» (приложение 1) [4; с. 25], который позволяет ча­стично определять уровень эмпатических способностей и одновре­менно тренировать способность разделять непосредственно сформу­лированные и косвенно выраженные чувства собеседника.

Тест представляет собой перечень фраз, выражающих чувства. В задачу тестируемых входит дифференциация примеров, в которых отражено прямое икосвенное выражение чувств. В целях достиже­ния большего эффекта от тренировки этого навыка перечень фраз можно расширить.

На основании полученных в ходе тестирования индивидуаль­ных показателей можно определить средний балл по группе, а также сравнить между собой средние баллы мужских и женских показа­телей.

При обсуждении результатов тестирования важно отметить, что различия между мужчинами и женщинами по вербальной, комму­никативной и эго-компетентности следует рассматривать на несколь­ких уровнях.

На одном уровне мы имеем дело со способностью понимать эмо­циональные состояния других (эмпатия) и умением выразить это по­нимание (эмпатическая экспрессия). На другом уровне нас интере­сует переживание самим человеком своих эмоций (эмоциональные переживания) и его способы эти эмоции выражать (эмоциональная экспрессия) [1].

Развитие эмпатических способностей и особенности эмоциональ­ной экспрессии обусловлены воспитанием и зависят от существую­щей в обществе системы гендерных стереотипов. В связи с этим сле­дует указать на то, что в определении коммуникативно-личностного потенциала мужчин и женщин большое значение имеют методы ис­следования. Например, многие мужчины не хуже женщин определяют чувства других людей и даже могут внутренне сопереживать им, но они не спешат демонстрировать эмпатическую отзывчивость, так как она не соответствует мужской гендерной роли. Поэтому иссле­дование с использованием шкал, где обследуемый должен сообщить, насколько эмпатичным он стремится быть, не позволит нам получить достоверную картину в отношении мужчин [1].

Эффективность эмпатической экспрессии связана с развитием на­выков активного слушания, поэтому в рамках занятия можно кратко рассмотреть, например, методы перефразирования, уточнения, присо­единения к чувствам собеседника.

Этап 3. Формирование навыков осознания собственных чувств и преобразования желаний в программу действий

1. Выполнение упражнения по описанию эмоционального состояния.

2. Определение и сравнение мужских и женских средних показате­лей по выполненному заданию.

3. Выполнение упражнения на переформулирование желаний.

Важнейший показатель высокого уровня социального интеллек­та — сознательное регулирование собственной эмоциональной жиз­ни. В первую очередь это выражается в способности четко определять свои эмоциональные состояния и желания.

Проблема мужчин иногда состоит в том, что они с детства при­учены подавлять собственные чувства, поэтому часто не способны распознавать «оттенки» настроения и четко формулировать жела­ния. Для некоторых женщин, наоборот, характерна фиксация на чув­ствах, что также не позволяет четко определить желание.

Для развития навыков осознания чувств можно предложить упражнение по описанию эмоционального состояния. Его суть в том, что человек в течение 5 минут описывает все эмоции и чувства, ко­торые возникают у него за этот период.

В начале упражнения многие испытывают сопротивление. На этом этапе важно поощрять, стимулировать тех студентов, кто вы­полняет упражнение. Использование в описании своего эмоцио­нального состояния больше 10 определений считается хорошим по­казателем.

После выполнения данного задания преподаватель просит студен­тов сравнить и обсудить средние показатели по выполненному зада­нию в группе юношей и девушек. Если различия существуют, то об­суждение можно провести в контексте анализа причин выявленных различий в вербализации эмоциональных состояний. Если различия отсутствуют или минимальны, обсуждение можно построить в кон­тексте противоречий между существующими стереотипами о разли­чиях в эмоциональных способностях мужчин и женщин и реальными жизненными практиками.

Одним из способов совершенствования социальной компетентно­сти является упражнение на переформулирование желаний (прило­жение 2) [4; с. 148].

Для достижения конкретного результата необходимо уметь моде­лировать программу поведения. Данное упражнение тренирует способность преобразовывать желания в конкретные цели и развивает навык формулирования программы поведения.

Упражнение представляет собой краткие указания по описанию шести этапов на пути к достижению цели. Оно позволяет мысленно пережить потенциальное событие, что дает возможность откорректи­ровать программу действий. Например, при устройстве на работу важ­но четко представлять собственные пожелания, связанные с режимом работы, организацией рабочего места, оплатой труда и т. д. Ясная фор­мулировка желаний способствует скорейшему достижению цели и избежанию разногласий.

При проведении этого упражнения в группе следует учитывать, что для каждого характерен индивидуальный темп работы, поэтому важно определять временной лимит для исполнения инструкций на каждом этапе (например, 3-5 минут). С целью сохранения общего темпа работы инструкции к следующему этапу необходимо произносить только тогда, когда большинство студентов справилось с предыдущим заданием.

Контрольные вопросы

1. Какие стороны социального интеллекта лучше развиты у мужчин, а какие — у женщин?

2. В чем заключаются трудности исследования вербальной и комму­никативной компетентности у мужчин и женщин?

3. Какие ограничения на развитие социальной компетентности на­кладывает гендерная роль?

Литература

1. Берн Ш. Гендерная психология. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

2. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. - СПб.: Из-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.

3. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2002.

4. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. - М.: Лик Пресс, 1988.

Приложение 1

Наши рекомендации