Гендерные различия в характеристиках социального интеллекта

Е. В. Иоффе

Вводные замечания

Глобальные политические и социально-экономические преобразования в нашей стране, жесткий темп современной жизни требуют и от мужчин, и от женщин мобилизации таких личностных ресурсов, как способность корректировать образ Я, умение правильно понимать собственные чув­ства и желания, а также мотивы и поступки других людей, способность определять нужные средства для достижения целей. Перечисленные уме­ния служат элементами структуры социального интеллекта.

Социальный интеллект представляет собой четкую и согласован­ную группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации и является самостоятельным психологи­ческим феноменом, а не проявлением общего интеллекта в соци­альных ситуациях [3].

В отечественной психологии проблема социального интеллекта раз­рабатывалась В. Н. Куницыной [3]. В ее концепции социальный интел­лект — многомерная, сложная структура, имеющая следующие аспекты.

1. Коммуникативно-личностный потенциал — комплекс свойств, об­легчающих или затрудняющих общение, на основе которого форми­руются такие интегральные коммуникативные свойства, как психо­логическая контактность и коммуникативная совместимость; это — основной стержень социального интеллекта.

2. Характеристики самосознания — чувство самоуважения, свобо­да от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, от­крытость новым идеям.

3. Социальная перцепция, социальное мышление, социальное вооб­ражение, социальное представление, способность к пониманию и моделированию социальных явлений, пониманию людей и движу­щих ими мотивов.

4. Энергетические характеристики: психическая и физическая вы­носливость, активность, слабая истощаемость.

Основные функции социального интеллекта состоят в обеспечении адекватности, адаптированное™ в меняющихся условиях, формиро­вании программ успешного взаимодействия, планировании и прогно­зировании развития межличностных событий, саморазвитии, само­познании и самообучении.

Таким образом, социальный интеллект — это индивидуальные за­датки, способности, свойства, облегчающие формирование умений и навыков социальных действий и контактов. Отличительной характе­ристикой и признаком высокого уровня развития социального интел­лекта является развитая социальная компетентность.

В. Н. Куницина определяет социальную компетентность как си­стему знаний о социальной действительности и о себе, систему слож­ных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев по­ведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и мгновенно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум из сложивших­ся обстоятельств.

Структура социальной компетентности включает в себя комму­никативную и вербальную компетентность, социально-психологиче­скую компетентность и межличностную ориентацию, эго-компетентность, общую социальную ориентацию и осведомленность.

В реальном человеческом поведении социальный интеллект и со­циальная компетентность интегрированы, взаимодополняют и взаимообуславливают друг друга. Социальный интеллект выступает как средство познания социальной действительности, а социальная ком­петентность — как продукт этого познания.

Совершенствование социальной компетентности проходит через научение, расширение знаний и опыта, тренировку и тренинг. Соци­альный интеллект развивается благодаря формированию социально-желательных личностных и коммуникативных свойств, совершенство­ванию механизмов психического регулирования, самоконтроля и са­морегуляции, повышающих стрессоустойчивость.

Высокий уровень развития социального интеллекта и социальной компетентности у зрелой личности проявляется в таких свойствах, как адекватность, автономность и аутентичность.

В психологической литературе кроме данных об индивидуальных различиях есть сведения о гендерных различиях в реализации соци­ально-психологических способностей, входящих в структуру соци­ального интеллекта [1; 2; 3].

Воспитание в рамках традиционных представлений способ­ствует развитию у девочек большей эмпатии и способности более глубоко понимать чувства других людей, а у мальчиков — способ­ности скрывать и подавлять свои чувства. К благоприятным фак­торам развития эмоциональной сферы девочек можно отнести ча­сто более тесную, чем у мальчиков, эмоциональную связь с мате­рью, а также «женские» игрушки (куклы) и игры (в дочки-матери, в доктора).

Мальчиков, наоборот, стимулируют сдерживать, вытеснять чув­ства: «Не плачь! Ты должен стать мужчиной!». В поведении мальчи­ков в основном поощряется соревновательность, а не диалог или компромисс, в результате чего как основные стратегии усваиваются соперничество, манипуляция, авторитарность. Такие стили взаимо­действия характеризуются недоверием к мнению другого, что не спо­собствует развитию эмпатии у мальчиков.

В процессе социализации у девочек поощряют стремление к общению, к развитию взаимоотношений и привязанности, а у маль­чиков — способность предвидеть и контролировать окружение. В результате для женщин взаимодействие и взаимозависимость с окружением более значимы, чем для мужчин. Женский стиль можно охарактеризовать как партнерский стиль взаимодействия.

Стиль общения мужчин чаще связан с активностью, предметной направленностью, соревновательностью и конфликтностью. Для мужчин важнее содержание совместной деятельности, чем симпа­тия к партнерам. Мужское общение отличается эмоциональной сдержанностью.

Кроме этого, в обществе существуют различные для мужчин и женщин нормы и ожидания относительно проявления собствен­ных чувств. Эмпатийная отзывчивость и эмоциональная экспрессия не соответствуют традиционной мужской роли. Поэтому мужчина не должен демонстрировать страх, тревогу, грусть или чрезмерно проявлять сочувствие, чтобы не прослыть «немужественным».

Реализация мужской роли связана с большими требованиями. В соответствии с традиционными стереотипами мужчины должны за­нимать активную социальную позицию, демонстрировать личное вли­яние истремиться к достижениям. В итоге мужчины испытывают дав­ление большой ответственности за свой социальный статус, что про­воцирует при неудаче развитие тревожности, снижение самоуважения и удовлетворенности жизнью.

Традиционная женская роль позволяет женщине, не обладающей развитой социальной компетентностью, ограничиться самореализаци­ей в кругу семьи и близких. Как показывают исследования, у женщин с низким уровнем личного влияния тем не менее наблюдаются высо­кие показатели самоуважения, удовлетворенности жизнью и отноше­ниями с близкими. Также они редко проявляют агрессивность, фрустрированность и невротичность [3].

Итак, с асимметрией гендерной социализации связаны различия в комплексе интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт мужчин и женщин, включенных в структуру со­циального интеллекта.

Коммуникативно-личностный потенциал в основном больше раз­вит у женщин. Они часто лучше мужчин описывают свои чувства, определяют чувства других и выражают сопереживание. Большин­ство женщин демонстрирует коммуникативную совместимость и успешность в общении. Однако мужчины в основном лучше владе­ют своими чувствами и способны контролировать собственные эмо­циональные состояния. Но сдерживаемые импульсы и подавлен­ные эмоции истощают энергетический потенциал.

Воспитание мальчиков в соответствии с традиционной гендерной ролью влечет за собой негативные последствия, которые препятству­ют формированию социальной компетентности: ограниченную эмо­циональную жизнь, сложность в установлении близких отношений с другими людьми, страх потерять контроль над собой, перенапряже­ние на работе, и как результат — высокий уровень агрессии, алкого­лизации, наркомании, самоубийств и т. д.

Негативными последствиями воспитания девочек в соответствии с традиционной гендерной ролью являются: воспитание уступчиво­сти, пассивности, зависимости, ориентации на поощрение, формиро­вание страха успеха, направленность на сохранение отношений даже в случае «провала дела», экзистенциальный кризис в период психо­логического отделения повзрослевших детей. Эти характеристики не могут определять зрелую личность.

Для социально-компетентного человека характерно:

• принимать решение относительно себя самого и стремиться к по­ниманию собственных чувств и требований;

• забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуве­ренность;

• представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;

• правильно понимать желания, ожидания и требования других лю­дей, взвешивать и учитывать их права;

• анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей ивключать эти знания в собственное поведение;

• представлять, как, с учетом конкретных обстоятельств и времени, вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения со­циальных структур и собственные требования;

• отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ни­чего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав иобя­занностей других [3].

Развитие социального интеллекта, связанное с расширением коммуникативно-личностного потенциала, формированием навы­ков рефлексии и целевого планирования, позволяет мужчинам и женщинам преодолеть ограничения гендерной роли, эффективнее взаимодействовать с окружающими и достичь более полной само­реализации.

Практическое занятие, в основе которого лежит тренировка эмпатических способностей, навыков выражения собственных чувств и целевого планирования, с одной стороны, позволяет совершенство­вать социальную компетентность обучаемых, а с другой — осваивать информацию по курсу «Гендерная психология».

Занятие можно проводить со старшеклассниками, студентами или взрослыми, так как данные упражнения предполагают более или ме­нее развитые навыки рефлексии.

Цели занятия

Знакомство с методами развития социальной компетентности.

Развитие навыков использования знаний гендерной психологии при анализе результатов различий в личностных характеристиках мужчин и женщин.

Оснащение

1. Тест «Прямое или косвенное выражение чувств» (приложение 1)

2. Упражнение, направленное на переформулирование желаний (приложение 2).

Порядок работы

Этап 1. Знакомство с понятиями «социальный интеллект», «соци­альная компетентность» и обсуждение гендерных различий, связан­ных с этими феноменами.

Этап 2.Развитие эмпатических способностей.

Этап 3.Формирование навыков осознания собственных чувств и преобразования желаний в программу действий.

Наши рекомендации