Этап 7. Дискуссия «Зачем гендерное равенство нужно мужчинам и женщинам?»
Преподаватель просит студентов представить и описать общество, свободное от гендерных стереотипов. Обсуждаются преимущества нового социального порядка для женщин и для мужчин, для развития индивидуальности каждого члена общества.
Цельэтого задания — побудить участников занятия к социальному проектированию, неизбежным этапом которого является гендерная экспертиза, развитие критического мышления. Описывая идеальные представления гендерно-сбалансированного общества, студенты выходят за рамки традиционных полоролевых представлений, делают следующий шаг на пути расшатывания собственных стереотипов.
Главным итогом этого упражнения должно быть предположение, что в новом обществе будут созданы лучшие условия для самореализации каждого человека, что проблематика гендерного равенства важна как для женщин, так и для мужчин.
Этап 8. Завершение занятия. Оценка результатов. Групповая рефлексия «Что ценного и полезного я сегодня узнал (а) о себе?»
Мы предлагаем рефлексивную методику оценки результатов гендерного образования. По нашему мнению, она в большей степени, нежели другие методы, отражает сложные процессы личностных изменений участников, соответствует интерактивному характеру обучения и человеческой потребности в самовыражении. Сдвиги в сознании, судя по всему, не могут происходить одномоментно, актуальна проблема «критического срока», накопления и осмысления информации. Тем не менее выражение своих чувств по поводу услышанного на занятии, вербализация возникших вопросов и сомнений способствует проблематизации опыта участников. Приведем несколько высказываний слушательниц спецкурса (материал 2002 года):
• У меня во время занятия было такое ощущение, что я как бы и сама так чувствовала, но боялась себе признаться, боялась быть «белой вороной» среди «женственных женщин». Оказывается, в работе с детьми в школе я поступала правильно, не разделяя задания в классе на «мальчишечьи» и «девчоночьи» (Марина, классная руководительница шестого класса).
• У меня полное смятение чувств. Как будто все поставили с ног на голову. Я испытала замешательство, но теперь хочется больше узнать и думать, думать, думать... (Женя, школьный психолог).
• Когда я впервые услышала слово «гендер», то восприняла его как что-то далекое, не имеющее отношения лично ко мне, но после «перевертыша» я почувствовала себя «голым королем». Все, в чем я была так уверена, совсем не так однозначно. В конечном итоге эта тема глубоко меня затронула. Я подумала, что в нашей семье я часто навязываю сыну образ «мачо», а он совсем другой. Получается, что я ломаю его индивидуальность. Есть над чем поразмыслить (Ольга, учительница).
• Самое главное событие для меня сегодня — это открытие очевидного: все вокруг нас — конструкт. Разумеется, я не о природе говорю, а о социальных явлениях. Второе открытие — это сила гендерных стереотипов и их влияние на нашу жизнь. Каждая из нас несет за спиной огромный рюкзак стереотипов. Что теперь с этим делать и как, вот в чем вопрос (Наталья, воспитательница ДОУ).
• Как бы пропуская через себя все, что сегодня говорилось в аудитории, я ясно увидела, что и в моей жизни оставили свой след гендерные стереотипы (Валентина, воспитательница приюта).
Вместо контрольных вопросов
Методическая разработка занятия обычно завершается «контрольными вопросами». Предложенный вниманию коллег жанр занятия не предполагает обязательного усвоения понятий, хотя они и вводятся в процессе упражнений. Гораздо важнее ради выполнения миссии дидактического блока организовать процесс «управляемой рефлексии». С этой целью мы предлагаем слушателям (студентам) вечером после занятия выполнить дома творческое задание: написать эссе о своей гендерной идентичности. Мы просим слушательниц/слушателей поразмышлять над следующими вопросами.
1. Каковы ваши собственные представления о женственности и мужественности, о присущих мужчинам и женщинам чертах характера и особенностях поведения?
2. Каковы, как вам кажется, истоки ваших гендерных представлений и идеалов? Какое отношение имеют к ним родители и другие родственники, игрушки и игры вашего детства, одобряемое и запрещаемое в детстве поведение?
3. Как ваши личные гендерные стереотипы проявляются в отношениях с вашими близкими, детьми, с коллегами по работе?
4. Как вам кажется, кто сыграл (или что сыграло) решающую роль в становлении вашей гендерной идентичности?
5. Если можете, определите вашу гендерную идентичность (дайте ей название, опишите модель).
Литература
1. Воронина О. А. Основы гендерной теории и методологии // Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций / Под общ. ред. О. А. Ворониной. - М.: МЦГИ - МВШСЭН, 2000. - С. 101.
2. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И. В. Костиковой. - М.: Из-во МГУ, 2000.
3. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб.: Из-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
4. Котлова Т. Б., Рябова Т. Б. Библиографический обзор исследований по проблемам гендерных стереотипов // Женщина в Российском обществе. - № 1. - 2002. - С. 25-33.
5. Попова Л. В. Гендерные аспекты самореализации личности: Учебное пособие к спецсеминару. — М.: Прометей, 1996.
6. Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций / Под общ. ред. О. А. Ворониной. - М.: МЦГИ - МВШСЭН -ММФ,2001.
7. Штылева Л. Практическое женское движение и феминизм: опыт работы курсов для учителей (Мурманск) // Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования / Под ред. Э. Шоре, К. Хайдер. — М.: Из-во РГГУ, 2000. - С. 239-247.
Приложение