Введение в гендерную психологию
Глава 1
Что такое гендер
Д. В. Воронцов
Вводные замечания
Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека [1]. Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких, как семья, армия, воспитательные учреждения, право). Но факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними. Ведь помимо конституциональной стороны эти различия имеют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время и в данном обществе считается свойственным мужчине, а что — женщине. Кроме того, существует точка зрения, что наше восприятие биологических различий между полами тоже определяется культурными факторами [4]. Например, со времен античности до конца XVII века в Европе преобладало представление о том, что женский организм является недоразвитым вариантом мужского. Именно поэтому различительными признаками мужского и женского в то время выступали не столько конституциональные, сколько социальные признаки: занимаемый в обществе статус и выполняемые социальные роли. Если бы такое видение биологических различий сохранилось до сегодняшнего дня, то с учетом новых знаний о человеческой природе мы были бы более склонны считать мужской организм модификацией женского [3]. Однако в эпоху Возрождения мировоззрение европейцев изменилось; и мужчины, и женщины были признаны полярно различными по своей природе организмами. С этого момента социальные различия между мужчинами и женщинами стали связываться с различиями в их биологическом статусе.
Сегодня обоснованность жесткого разделения людей только на два противоположных, не совпадающих по своим природным характеристикам пола ставится биологами под сомнение. Они выделяют несколько уровней сексуальной организации человека [3]:
• генетический пол (определенный набор генов);
• гонадный пол (железы внутренней секреции);
• морфологический пол (наружные и внутренние половые органы);
• церебральный пол (дифференциация мозга под влиянием тестостерона).
Сочетание различных характеристик каждого уровня определяет многообразие конституциональных особенностей каждого человека, тогда как привычное деление людей на два пола фактически опирается только на морфологический критерий: наличие того или иного детородного органа. Индивиды, рожденные с неопределенными внешними половыми признаками, многими воспринимаются как биологический курьез (аномалия) или даже болезнь. Общество старается по мере возможности привести их характеристики на всех уровнях в соответствие с Нормативным представлением о должном морфологическом поле. При этом с морфологическим полом в массовом сознании связываются и многообразные поведенческие характеристики, которые приписываются людям с теми или иными гениталиями: если у индивида одни гениталии, то ему приписывается одно поведение, если другие — то, соответственно, другое поведение. То обстоятельство, что морфологический пол индивида может по-разному сочетаться с динамическими характеристиками биологических процессов, протекающих на других уровнях, тоже трактуется как отклонение. Таким образом, в сознании большинства людей присутствует редко осознаваемая познавательная установка на то, что именно гениталии являются основным критерием и начальной точкой отсчета при оценке всех составляющих биологического пола. Именно к гениталиям привязываются характеристики генетического, гонадного и церебрального уровней при оценке нормы или отклонений в развитии сексуальности человека.
Однако с точки зрения современных представлений об уровнях организации человеческого пола можно задаться вопросом: почему именно половые органы и их функции выступают основным признаком разделения людей на два пола, если морфологический пол всего лишь один из четырех компонентов? Вполне уместной здесь выглядит точка зрения сторонников теории социального конструкционизма. Эта теория утверждает, что биологический пол на самом деле является социальным конструктом, в котором различные уровни сексуальной организации тела произвольно выстроены в виде некоторой иерархии. В основании этой иерархии лежит функционально-морфологическая противоположность пениса и вагины. Такое противопоставление удачно сочетается с иерархической структурой общества, в котором мужчины и женщины обладают различными социальными статусами и выполняют взаимодополняющие социальные роли, а также служит обоснованием для установления принудительной гетеросексуальное [2]. В рамках подобной социальной организации и возникает установка на рассмотрение различий между мужчинами и женщинами с точки зрения особенностей систем деторождения.
В последнее время в науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера [1].Термин «пол»описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Термин «гендер»указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми.
Генетические, эндокринные ицеребральные факторы в действительности определяют не психологические различия между мужчинами и женщинами, а уровень психической и двигательной активностиорганизма. С ними связаны двигательная подвижность, возможность применения мышечной силы в той или иной деятельности, возбудимость, скорость реакций и т. п. Биологически обусловленная активность психических и реактивных процессов, в свою очередь, является исходным материалом для последующего становления, реализации, развития и изменения разнообразных форм самовыражения личности в некотором социальном контексте. Ведь биологическая активность человека осуществляется в социокультурном пространстве. Следовательно, человеческое поведениевключает в себя не только базовую активность, но, прежде всего то, на что направлена эта активность, в каких формах она реализуется и что подразумевает. В психологическом смысле поведение включает в себя в первую очередь мотивы, цели, ценностные ориентации и средства, преобразующие данные природой возможности в те или иные поступки. А мотивы, цели, ценностные ориентации и средства связаны с воздействием на человека культуры и общества. Общество определяет средства и границы проявления активности организма. Культура предоставляет систему знаков, посредством которых человек обозначает свои природные качества, наделяет их определенным смыслом. Следовательно, культура — организующее начало и системообразующий признак поведения, которые мы обозначаем как мужское или женское. Другими словами, именно культурные определения отдельных человеческих качеств и способностей выступают основанием для классификации мужских, женских или нейтральных (то есть свойственных обоим полам) признаков.
Нередко характеристики биологической активности смешивают с поведением в социально-психологическом смысле. И тогда возникает вопрос, о каких же характеристиках, собственно, идет речь, когда поведение обозначается как «истинно» мужское или женское? Смешение половых и гендерных характеристик приводит к тому, что к характеристикам мужественности и женственности одновременно относят и психофизиологические, и социокультурные аспекты психологических различий, тогда как в ситуациях реального взаимодействия между собой люди редко связывают биологические особенности своего организма с гендерными характеристиками. На смешении половых и гендерных различий часто строится критика гендерного подхода к объяснению поведения людей. Вместе с тем далеко не все психологические различия между мужчинами и женщинами тесно связаны с биологическими, а пол и гендер — не взаимодополняющие категории, социальные конструкты человеческой сексуальности. Только один термин делает акцент на биологических основаниях психологических различий и сводит все встречающееся многообразие к тому или иному строению гениталий, тогда как другой термин подчеркивает социокультурное происхождение психологических различий. И пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определенный порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия.
Цели занятия
1. Закрепление у студентов представления о социально-психологическом содержании понятия «гендер».
2. Развитие навыков критического анализа и интерпретации литературы, посвященной гендерной проблематике.
Оснащение
1. Цветные маркеры.
2. Текст доклада Бабетт Франсиз «Гендер — социальный конструкт или биологический императив», прочитанный на Седьмой конференции Австралийского научно-исследовательского института семьи «Будущее семьи: исследовательские и политические проблемы» (см. приложение к гл. 1).
У каждого студента должен быть собственный экземпляр текста, в котором он может делать пометки цветными маркерами при выполнении задания.
Порядок работы
Практическое занятие предполагает групповой формат работы с применением методов активного социального обучения (социально-психологический тренинг), желательно в гетерогенном по гендерному признаку составе. Занятие рекомендуется проводить после теоретического введения в проблематику гендерных исследований, когда студенты уже ознакомились с понятием гендера и с основными подходами к интерпретации его содержания и связи с понятием пола.
Этап 1.Знакомство.
Этап 2.Презентация личного гендерного образа.
Этап 3.Обсуждение личных презентаций.
Этап 4.Тренировка навыков критического анализа текстов, посвященных гендерным проблемам.
Этап 1. Знакомство
Участники практического занятия (студенты и ведущий) рассаживаются в аудитории по кругу. Ведущий предлагает всем представиться в произвольной манере: назвать имя, которое участник предпочитает в качестве обращения к себе, одно прилагательное, наиболее емко характеризующее личность участника с его/ее точки зрения, а также немного рассказать о себе (то, что участник считает нужным для презентации своего публичного «Я»).
Процедуру знакомства необходимо проводить даже в тех группах, члены которых давно и хорошо знают друг друга. Это позволяет не только настроить участников на работу, но и запустить процессы осознания себя, перейти к выполнению второго этапа.