Об истории создания практикума

Идея создания такого практикума появилась давно, но реализовать ее удалось только в 2002 году при содействии Женской сетевой про­граммы Института «Открытое общество», поддержавшей наш проект по формированию сообщества российских ученых и практиков, работающих в сфере гендерной психологии и педагогики. В рамках проекта удалось объединить усилия преподавателей вузов России, читающих гендерные курсы, для разработки содержания практи­ческих занятий по гендерной психологии и педагогике. В Санкт-Петербурге было проведено два учебно-методических семинара « Гендерные исследования как образовательная практика: итоги и пер­спективы» для специалистов, ориентированных на гендерную проблематику в психологии и педагогике. Основными целями се­минаров были: повышение гендерной квалификации специалистов высшей школы и подготовка учебно-методических материалов для проведения семинарских и практических занятий по гендерной пси­хологии. Участниками семинаров были преподаватели вузов из раз­ных регионов страны, которые уже включились в гендерную пробле­матику, но еще не имели достаточного опыта в сфере гендерного образования и нуждались в соответствующей информации.

В программу первого семинара были включены: лекции ведущих специалистов в области гендерной теории, сообщения преподавате­лей, имеющих опыт гендерного образования в высшей и средней шко­ле, круглый стол по проблемам раздельного по полу обучения, пси­хологические тренинги, интернет-семинар. В заключительной части первого семинара преподаватели вузов формулировали темы заня­тий, которые они планировали провести в период между первым и вторым семинаром. По условиям проекта, каждый участник семина­ра должен разработать программу практического занятия по одной из тем гендерной психологии, апробировать это занятие в студенче­ских группах и оформить содержание занятия как методическую раз­работку.

Все участники первого семинара вновь встретились в Санкт-Пе­тербурге на втором семинаре по гендерному образованию спустя три месяца. Главным мероприятием этого семинара были выступления преподавателей, в которых они представляли коллегам результаты своей деятельности по составлению методических разработок прак­тических и семинарских занятий по гендерной психологии. Каждый из выступающих рассказывал о содержании подготовленных им прак­тических занятий и делился опытом их проведения. Отвечая на во­просы своих коллег, преподаватели имели возможность прояснить сильные и слабые стороны своей работы, уточнить не до конца прора­ботанные методические приемы и практики.

В данный практикум включены варианты методических разра­боток практических и семинарских занятий, которые прошли мно­гочисленную апробацию в студенческих аудиториях и экспертизу специалистов.

О концепции практикума

Концепция практикума по гендерной психологии определялась, прежде всего, идеями гендерного подхода. Для нас, как для авто­ров этого учебного пособия, важно было показать результаты сво­ей работы, проводимой в сфере новой области знания — гендерной психологии. К сожалению, на волне растущей популярности гендерных исследований как междисциплинарной исследовательской практики в научных разработках и практической деятельности многих психологов гендерные проблемы понимаются лишь как психологические различия между представителями мужского и женского пола; цель исследований при этом сводится к выявлению и демонстрации этих различий между полами. При этом ин­терпретации выявленных психологических различий особое вни­мание не уделяется, так как подразумевается, что эти факты не нуждаются в объяснениях. Термины «гендер», «гендерный» зача­стую необоснованно используются для современного обозначения таких традиционных понятий отечественной психологии, как «пси­хология половых различий» и «психология пола»[2].

Мы как авторы ставили перед собой задачу раскрыть суть научно­го (а не подмененного обыденным сознанием) содержания гендерного направления в психологии. Нам хотелось показать, что главным в гендерной психологии является не обнаружение различий между пси­хологическими характеристиками мужчин и женщин, не обоснование целесообразности взаимодополнения мужских и женских социальных ролей, не утверждение идей о традиционных эталонах мужественнос­ти и женственности для формирования «правильной» половой иден­тичности. В рамках гендерного подхода в психологии мы сделали фокусом рассмотрения своих работ анализ личностных проблем мужчин и женщин, порождаемых дифференциацией их психологических характеристик и иерархичностью их социальных ролей, статусов, по­зиций в микро- и макросоциуме, затрудняющих их самореализацию в семейной и профессиональной сферах.

Гендерный подход как научная методология анализа психоло­гических аспектов внутри- и межличностных, а также межгруп­повых отношений предлагает новый способ познания действитель­ности, настаивая на том, что противопоставление и «очевидная» неравноценность мужских и женских черт личности, образа мыс­лей, особенностей поведения закрепляют связь между биологи­ческим полом и достижениями в социальной жизни. Индикатора­ми гендерных характеристик поведения служат социальные ожи­дания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. Принятие позиции, что биологический пол не явля­ется первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей, позволяет реконструировать, переосмыслить Я-образы и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, дает возможность мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ре­сурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оп­тимизации отношений.

Наиболее распространена в рамках гендерного подхода социально-конструктивистская парадигма, которая задает рамки исследова­ния механизмов формирования и воспроизводства мужественности и женственности, гендерной культуры, «создания гендера» в по­вседневности, в публичной и приватной сферах, а также описывает способы формирования знания о них. В работах мы стремились реа­лизовать социально-конструктивистскую парадигму в гендерных исследованиях, а также отразить основные, сущностные проблемы гендерной психологии.

О структуре практикума

Содержание практикума представлено совокупностью методиче­ских разработок занятий по гендерной психологии. Все разнообраз­ные формы проведения занятий относятся к группе интерактивных методов обучения.

Каждая методическая разработка практического или семинар­ского занятия представлена в соответствии с единой и четкой струк­турой и включает следующие разделы: вводные замечания, цели занятия, оснащение, порядок работы, контрольные вопросы для проверки знаний студентов, список использованной литературы иприложения.

Раздел «Вводные замечания»— теоретический. Этот раздел — важная составляющая практикума для уяснения специфики гендерной психологии как новой научной области знания и учебной дис­циплины. Он включает минимально необходимый объем информа­ции для качественного раскрытия темы занятия. Хотя к каждому занятию приложен список рекомендуемой литературы, вероятно, не у каждого преподавателя будет возможность обратиться к первоисточ­никам, поэтому в данном разделе мы посчитали необходимым приве­сти краткий обзор литературы по теме занятия. Познакомившись с вводной частью методической разработки занятия, преподаватель сам будет решать, какой объем теоретической информации сообщить студентам. Также преподаватель принимает решение о том, на каком этапе занятия эту информацию предлагать студентам: в начале за­нятия, в процессе обсуждения изучаемого материала либо на этапе завершения занятия и подведения его итогов.

Цели занятия— это обязательный раздел всех методических разра­боток. Он важен тем, что ориентирует преподавателя на конечный ре­зультат деятельности в рамках изучаемой темы. При формулировке це­лей занятия кроме минимума теоретических знаний, которыми должны овладеть студенты, выделяются также навыки иумения, которые они должны приобрести в процессе самостоятельной работы на занятии.

Оснащение— этот раздел включает перечень всего необходимого оборудования и материалов, без которых занятие не может состояться.

Порядок работы— это основной, структурирующий все занятие раздел методической разработки. В нем указаны все этапы занятия, определены их цели и подробно раскрыто содержание каждого из них. В содержательной части этого раздела преподаватели стремились отразить накопленный опыт работы со студентами по данной теме. Многие авторы разработок писали о типичных сложностях методиче­ского характера, которые могут возникнуть у преподавателя на том или ином этапе занятия, при этом предлагались рекомендации, направлен­ные на эффективное разрешение возникающих в процессе препода­вания трудностей ипроблем.

Контрольные вопросы— этот раздел методической разработки по­лезен и преподавателям истудентам. Преподавателям он нужен для того, чтобы проверить, достигнуты ли основные цели занятия, а сту­дентам контрольные вопросы пригодятся для самоконтроля и само­оценки своих знаний по теме занятия.

Завершающими разделами каждой методической разработки яв­ляются список использованной литературы и приложения,где при­водятся необходимые вспомогательные материалы для занятия.

Тематически практикум скомпонован из четырех частей,отражаю­щих в общих чертах сложившуюся на сегодняшний день структуру гендерной психологии как научной области знания и учебной дисциплины.

Часть Iносит название «Введениев гендерную психологию»и содержит работы, в которых рассматриваются самые общие вопросы гендерной психологии: содержание понятия «гендер», распространен­ные обыденные гендерные представления, психофизиологические и психологические различия между полами.

Часть IIпрактикума — «Гендерная социализация»— представле­на занятиями, которые помогут студентам осознать способы и меха­низмы влияния основных институтов социализации (семья, школа, СМИ) на формирование у участников социализационного процесса гендерных установок, стереотипов, представлений.

Часть IIIпрактикума — «Гендерные характеристики личности»— помогает раскрыть содержание таких ключевых тем гендерной пси­хологии, как гендерные стереотипы, гендерные роли и установки лич­ности, гендерная идентичность.

Часть IV — «Прикладные аспекты гендерной психологии». В ней представлены работы, рассматривающие гендерную проблематику в некоторых областях психологической науки: психология профессио­нальной деятельности, социальная психология, спортивная психоло­гия, педагогическая психология и др.

Раздел «Вместо послесловия»содержит эссе «Гендерная психо­логия и направления ее развития» об истории и направлениях разви­тия гендерной психологии, о вопросах взаимосвязи таких областей знания как «психологии пола», «психология половых различий» и «гендерная психология».

В Приложении к практикуму приведены отклики Н.Б. Гафизовой, Т.В. Бендас и М.Л. Сабунаевой на работу семинаров «Гендерные ис­следования как образовательная практика: итоги иперспективы».

Разрабатывая методические материалы для данного пособия, мы исходили из установки, что представленные образцы занятий не будут играть роль инструкции в деятельности преподавателя, а окажут стимулирующее воздействие для проявления творчества в работе пе­дагогов в процессе гендерного просвещения студентов.

Благодарности

Прежде всего, слова благодарности Женской сетевой программе Инсти­тута «Открытое общество», без финансовой поддержки которой этот практикум вряд ли увидел бы свет.

Издание «Практикум по гендерной психологии» не могло бы по­явиться без помощи многих людей, кому я хочу выразить свою благо­дарность. Я благодарна сотрудницам кафедры гендерных исследова­ний и представителям администрации Невского института языка и культуры (Санкт-Петербург), которые оказали огромную помощь в проведении семинаров «Гендерные исследования как образователь­ная практика: итоги и перспективы». Я благодарна Панферову Вла­димиру Николаевичу, заведующему кафедрой психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена, где я работаю, за постоянную поддержку моих начинаний по развитию разнообразных направлений деятельности в области гендерных исследований в психологии. Я признательна всем моим молодым коллегам и активным сотрудницам лаборатории гендерной психологии: Гусевой Юлии, Ивановой Елене, Иоффе Елене, Румянцевой Полине, Сабунаевой Марии, Тупицыной Ирине, Цикуновой Наталье, Юрковой Елене. Я выражаю слова благодарности ди­ректору центра гендерных исследований (г. Алматы) Светлане Шакировой, щедро делившейся опытом чтения лекций и проведения практических занятий по курсу «Гендерные исследования». Я благо­дарю свою дочь Клецину Анну за ценные советы, следование которым помогло улучшить это издание.

С пожеланием творческих успехов и гармонии в гендерных от­ношениях,

редактор практикума Ирина Клецина.

Сведения об авторах

Бендас Татьяна Владимировна, Оренбург, Оренбургский государственный университет, доктор психол. наук, профессор кафедры психологии личности. E-mail: [email protected]

Воронцов Дмитрий Владимирович, Ростов-на-Дону, Ростовский государ­ственный педагогический университет, канд. психол. наук, старший препода­ватель Института педагогики и психологии. E-mail: [email protected] Гафизова Наталья Борисовна, Иваново, Ивановский государственный уни­верситет, канд. истор. наук, доцент кафедры общей социологии и феминологии. E-mail: [email protected]

Гусева Юлия Евгеньевна, Санкт-Петербург, Невский институт языка и куль­туры, преподаватель кафедры гендерных исследований, Российский государ­ственный педагогический университет им. А. И. Герцена, аспирантка кафед­ры психологии человека. E-mail: [email protected]

Данилова Ольга Леонидовна, Архангельск, Поморский государственный уни­верситет, ассистент кафедры психологии и социальной работы, аспирантка кафедры философии. E-mail: [email protected]

Дынин Петр Ильич, Астрахань, Астрахань, Астраханский Государственный Технический Университет, старший преподаватель кафедры социологии и психологии. E-mail: [email protected]

Иоффе Елена Викторовна, Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, ассистент кафедры психоло­гии человека. E-mail: [email protected]

Клецина Ирина Сергеевна, Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, канд. психол. наук, доцент ка­федры психологии человека, заведующая лабораторией гендерной психоло­гии. E-mail: [email protected]

Кошенова Марина Ивановна, Куйбышев Новосибирская обл., Куйбышев­ский филиал Новосибирского Государственного Педагогического Универси­тета, канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии, декан фа­культета психологии. E-mail: [email protected] Кустова Ольга Леонидовна, Екатеринбург, Уральский государственный пе­дагогический университет, педагог-психолог кафедры общей и социальной педагогики. E-mail: [email protected]

Луковицкая Елена Геннадьевна, Великий Новгород, Новгородский государ­ственный университет, канд. психол. наук, доцент кафедры социологии, пред­седатель РОО «Новгородский Гендерный Центр». E-mail: [email protected] Малышева Наталья Георгиевна, Москва, Московский государственный уни­верситет, аспирантка кафедры социальной психологии, МПГУ, старший пре­подаватель кафедры детской психологии. E-mail: [email protected]

Ожигова Людмила Николаевна,Краснодар, Кубанский государственный университет, канд. психол. наук, доцент кафедры психологи и личности и об­щей психологии, председатель ККОО «Центр социально-психологических отношений «Перспектива», директор научно-практической лаборатории по гендерной психологии и конфликтологии при кафедре психологии личности и общей психологии Куб ГУ. E-mail: [email protected], psychodep@manag. kubsu.ru Петрушихина Елена Борисовна,Мурманск, Мурманский государственный педагогический институт, канд. психол. наук, заведующая кафедрой управле­ния образованием.

Радина Надежда Константиновна,Нижний Новгород, Нижегородский го­сударственный педагогический университет, канд. психол. наук, доцент ка­федры возрастной и педагогической психологии, руководитель лаборатории гендерных исследований. E-mail: [email protected]

Реброва Нина Павловна,Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, канд. биол. наук, доцент кафедры клинической психологии. E-mail: [email protected], [email protected] Румянцева Полина Витальевна,Санкт-Петербург, Российский государствен­ный педагогический университет им. А. И. Герцена, канд. психол. наук, стар­ший преподаватель кафедры психологии человека. E-mail: [email protected] Сабунаева Мария Леонидовна,Санкт-Петербург, Ленинградский областной институт развития образования, старший преподаватель кафедры теории и практики воспитательных систем, Российский государственный педагогиче­ский университет им. А. И. Герцена, аспирантка кафедры психологии челове­ка. E-mail: [email protected]

Сафонова Марина Вадимовна,Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет, канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования. E-mail: [email protected] Тупицына Ирина Андреевна,Санкт-Петербург, Российский государствен­ный педагогический университет им. А. И. Герцена, ассистент кафедры пси­хологии человека. E-mail: [email protected]

Цикунова Наталья Сергеевна,Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская госу­дарственная академия физической культуры, ассистент кафедры психологии. E-mail: [email protected]

Шведчикова Татьяна Александровна,Ижевск, Удмуртский государствен­ный университет, ассистент кафедры педагогики и педагогической психоло­гии. E-mail: [email protected]

Штылева Любовь Васильевна,Мурманск, Мурманский государственный пе­дагогический институт, канд. пед. наук, доцент кафедры управления образо­ванием. E-mail: [email protected]

Юркова Елена Владимировна,Санкт-Петербург, Российский государствен­ный педагогический университет им. А. И. Герцена, ассистент кафедры пси­хологии человека. E-mail: [email protected]

Часть I

Наши рекомендации