Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей

Специфика функционирования и проявления национально-психологических особенностей людей формировалась и закрепля­лась в процессе развития этнической общности, деятельности и межэтнического взаимодействия.

В истории человечества взаимодействие стало изначальной фор­мой зарождения и последующего развития всего существования людей (а также их психики) как высокоорганизованных живых существ с разветвленной системой различных форм связей между ними и окружающей действительностью. Естественно, при этом нужно не забывать, что только в ходе филогенетической эволю­ции самого человека взаимодействие его с другими индивидами превратилось в полноценную, разноуровневую и многофункцио­нальную совместную деятельность.

Философия считает взаимодействие феноменом, отражающим процессы воздействия реально существующих в объективном мире (материальных) объектов друг на друга. С точки зрения филосо­фии взаимодействие — это объективная и универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структур­ную организацию любой материальной системы. Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации. Оно относительно, осуществляется с определенной скоростью и в определенном пространстве — вре­мени.

В свою очередь, психологическая наука рассматривает взаимо­действие как процесс влияния людей друг на друга, порождаю­щий их взаимные связи, отношения, общение, совместные пере­живания, симпатии и антипатии. Именно причинная обусловлен­ность составляет главную особенность взаимодействия, когда каж­дая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противопо­ложной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе — это и взаи­модействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, обра­зами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Под взаимодействием в социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволя­ющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.

Само же взаимодействие в этом случае выступает как система­тическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Со­вместная жизнь и деятельность, в отличие от индивидуальной, имеют более жесткие ограничения любых проявлений активнос­ти — пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и со­гласовывать образы «я — он», «мы —они», координировать усилия между ними. В ходе реального взаимодействия формируются так­же адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

Межэтническое взаимодействие — «это прежде всего разнооб­разные контакты между этносами, ведущие к изменению инди­видуальных и социальных характеристик каждой из взаимодей­ствующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств» [105. — С. 53].

Взаимодействуя, представители различных этнических общно­стей, с одной стороны, изменяют свои собственные черты и ка­чества, делая их несколько иными, непохожими на прежние, а с другой — превращают некоторые уникальные особенности каж­дой из них в нечто общее, в совместное достояние. Выявить при­надлежность данных особенностей только представителям одного этноса со временем становится проблематичным.

Можно выделить три основных вида этнического взаимодей­ствия:

воздействие, т. е. преимущественно одностороннее, однонаправ­ленное влияние одной общности на другую (другие), когда один этнос является активным, доминирующим, другой же – инер­тен, пассивен по отношению к данному воздействию (конкрет­ными проявлениями могут быть принуждение, манипулирование и т.п.);

содействие, когда два или несколько этносов на равноправных началах оказывают помощь, поддержку друг другу, достигают един­ства в делах и намерениях; высшей формой содействия выступает сотрудничество;

противодействие, т.е. препятствие действиям, противоречие в позициях, блокирование усилий другого этноса или создание ему помех, а также активное противостояние, вплоть до военных дей­ствий; для того, чтобы противоречить, препятствовать, вступать в столкновение с кем-то, нужно обязательно иметь и определен­ные качества, проявлять энергичность и боевитость [105. — С. 53].

Вероятность противодействия возрастает в тех случаях, когда этнос или его представители встречаются с чем-то новым, нео­бычным, нетрадиционным, в частности, с непривычным складом мышления, иными нравами и порядками, альтернативными взглядами.

При названных обстоятельствах реакция противодействия яв­ляется вполне объективной и нормальной.

Каждый из перечисленных типов взаимодействия не «одно­мерен», а имеет широкий спектр проявлений. Например, воз­действие может варьироваться от жестко-тиранического до мяг­кого, учитывающего особенности объектов воздействия. Проти­водействие также может быть представлено гаммой проявлений от непримиримых противоречий до незначительных разногла­сий. Вместе с тем следует иметь в виду, что однозначной интер­претации видов этнического взаимодействия быть не должно, так как каждый из них может вбирать в себя другие, а какие-то из них могут постепенно трансформироваться даже в свою про­тивоположность и т.д.

Особенность каждого из видов этнического взаимодействия отражается и в превалирующей специфике их результативности. Так, итогом длительного воздействия может стать ассимиляция (ес­тественная или насильственная), которая проявляется, с одной стороны, в активном подавлении одного этноса другим, а с дру­гой — в потере «пассивным» этносом некоторых своих характери­стик, в частности традиций, обычаев, верований, языка.

Определенным результатом этнического взаимодействия мож­но назвать дискриминацию, т.е. ограничение или лишение прав какой-либо категории граждан по признаку национальной или (и) языковой принадлежности. Обычно понятие «дискриминация» имеет негативную окраску, поскольку предполагается, что груп­пу людей необоснованно лишают прав, которыми пользуются все другие граждане.

Одной из крайних форм межэтнического взаимодействия мо­жет стать геноцид.

Геноцид (от греч. genos — род, племя и лат. caedere — убивать) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиоз­ным признакам, а также умышленное создание условий, рассчитан­ных на полное или частичное уничтожение этих групп.

В отличие от других видов насилия, геноцид осуществляется одним этносом над другим (другими), а значит, характеризуется не только большим количеством жертв, но и еще большим чис­лом преступников.

Другой крайней формой проявления расовой и этнической дискриминации является сегрегация (от лат. segregatio — отделе­ние), представляющая собой ограничение в правах по мотивам расовой или этнической принадлежности. Сегрегация порождает у людей неуважение и презрение к другим народам, националь­ное высокомерие, чувство национальной отчужденности.

Специфику межэтнического взаимодействия можно классифи­цировать по разным основаниям. Все зависит от того, с позиций какой науки его рассматривать.

Психология рассматривает взаимодействие:

· представителей различных общностей, являющихся носите­лями специфического национального самосознания;

· представителей различных общностей, являющихся носите­лями определенных этнических норм, традиций и обычаев.

Диктуют специфику проявления национально-психологических особенностей, национальных установок и стереотипов нацио­нальные нормы, традиции и обычаи.

Национальное самосознание проявляется в восприятиях, мыш­лении, особенностях действий и поведения представителей этни­ческой общности, «вплетается» во все сферы их жизнедеятельно­сти. Но точно таким же свойством обладают и этнические нормы, являющиеся в одно и то же время и составляющими этнического самосознания, и средствами его реализации.

Любая этническая норма — это требования к личности и специ­фическим малым группам (семья, род, община) со стороны этноса в целом. Одновременно это образец этнических суждений и (или) предписание поведения, действий, поступков, целесообразных и обя­зательных с точки зрения этноса.

Исследования показывают, что в наиболее стабильных сооб­ществах человек чрезвычайно редко выступал против норм и пра­вил, установленных в этносе, не стремился проявлять пренебре­жение к этническим требованиям. Такой человек был органично вписан в свою общность, прочно «опутан» ее предписаниями, что в значительной степени способствовало возникновению чув­ства гармонии с окружающим, определенности и безопасности.

В современной науке и практике рассматриваются различные разновидности социальных норм и все они классифицируются по своеобразным основаниям, например, выделяются нормы право­вые, моральные, административные, экономические и т.д. Но в историческом и филогенетическом планах прародителями всех разновидностей социальных норм были нормы этнические, кото­рые впоследствии через межэтническое взаимодействие расширя­лись, обогащались, разнообразились. Многие из них в конце кон­цов стали восприниматься как общечеловеческие требования, которые сегодня часто оформляются в качестве различных офи­циальных предписаний.

К конкретным проявлениям этнических норм можно отнести традиции, обычаи, верования, этнические правила и принципы, этнические стереотипы и т.д. «Возможно, у кого-то вызовет со­мнение, что мы относим к этническим нормам стереотипы, но этому есть вполне доказательное объяснение, — считает А. Д. Карнышев. — Любой психологический стереотип основывается на привычности, повторяемости и схематичности явлений, суждений, действий, а эти характеристики — непременные атрибуты этни­ческой нормы. Можно сказать даже больше: именно стереотипы являются прародителями этнических норм, поскольку в их каче­стве закреплялись позиции, действия, оценки и отношения, которые повторялись изо дня в день или в каких-то периодических ситуациях и были в силу этого весьма значимыми для жизнедея­тельности этноса» [105 — С. 38].

Во-первых, все официальные нормы, «выросшие» из обычаев и установлений этноса, могут действовать эффективно лишь в том случае, если они отвечают духу традиционных требований, соответствуют психологии народа и поддерживаются общественным мнением. И именно поэтому социальные нормы, с одной сторо­ны, выступают важной предпосылкой закрепления национально-психологических особенностей людей, а с другой — способству­ют или не способствуют их продуктивному функционированию.

Во-вторых, наличие среди этнических норм всевозможных зап­ретов, табу, различного рода санкций отражает среди прочих мо­ментов тот факт, что далеко не все члены сообщества хотят и стремятся овладеть установленными нормами поведения, а неко­торые нарушают их. Отсюда существенной проблемой является обеспечение различными институтами этноса трансформации со­циальных норм в сознание индивида, т. е. их превращения из сугу­бо внешних регуляторов поведения в интернализованные (став­шие внутренними осознанными ориентирами) детерминанты поступков и действий. Данный процесс в науке часто определяет­ся как социализация индивида, и в каждой культуре, в каждом этносе он носит специфическую окраску, достигается своеобраз­ными методами и способами. Механизмы социализации, естествен­но, также своеобразны у каждой этнической общности.

Особую роль в закреплении и проявлении национальной пси­хологии играют традиции, сложившиеся и закрепившиеся в ходе исторического развития этноса формы деятельности и поведения, «доказавшие» свою положительную значимость, а также соответ­ствующие им правила, ценности, представления. Традиции и нор­мы накапливаются в практике жизни и деятельности этноса, от­ражая положительный опыт всех предшествующих поколений. «Жизнь нации, национальная жизнь есть неразрывная связь с пред­ками и почитание их заветов. В национальном всегда есть традици­онное», — писал Н. А. Бердяев [21. — С. 179].

К традициям относятся прежде всего действия и мнения, став­шие для данного народа привычными, устоявшимися, и в этом смысле они близки к понятию стереотипа. Важнейшие факторы формирования традиции (как и в целом социальных установок) -это потребности, запросы людей и ситуация их реализации. При­вычная в течение длительного времени (десятилетий, столетий) обстановка, идентичные запросы и интересы, формы их реализа­ции неизбежно ведут к возникновению традиций как своего рода поведенческих алгоритмов. Обобщенно говоря, традиция — это всегда зафиксированный, передаваемый из поколения в поколе­ние положительный опыт жизнедеятельности этноса, консолидирующий психологию его представителей.

Таким образом, можно сказать, что развитие этнической общ­ности, ее психологии осуществляется на основе формирования устойчивых представлений ее представителей о своем и других народах.

Наши рекомендации