Понятие о характере и его структура, типология характеров.
1. Характер(лат. «печать», «чеканка») – это ____________________________________________ ___
_______________________________________________________________________________________
Он проявляется в деятельности, общении и придаёт человеческой деятельности специфический оттенок. В характере раскрывается содержание личности, темперамент раскрывает динамическую сторону личности. Зная характер человека, можно предугадать его поступки. Характер формируется в обществе. В отличии от темперамента, который является устойчивым, врождённым, черты характера приобретаются. Характер формируется в процессе развития личности, ее общественных отношений. Сензитивный период становления характера - возраст 2-3 до 9лет.Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни.Формирование характера происходит в различных но своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.
Структура характера включает следующие блоки черт:
1) черты, выражающие отношение ........................................................................................................
2) черты, выражающие отношение........................................................................................................
3) черты, выражающие отношение ......................................................................................................
4) черты, выражающие отношение ....................................................................................................
Типология характеров, как правило, строится насуществовании определенных типических черт.К примеру, типология Леонгарда построена на особенностях общения с другими людьми.
Выделено 12 типов:
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Акцентуация характера – чрезмерное усиление отдельных черт характера, при которых наблюдается не выходящая за пределы нормы отклонённость в психологии и поведении субъекта. Это понятие ввёл Леонгард.
1. Выберите из следующего списка слова, относящиеся к характеру:
Медлительность, впечатлительность, общительность, сила эмоциональной реакции, быстрая адаптация, быстрота мышления, благородство, трудолюбие, скупость, развязность, агрессивность, вспыльчивость, оптимизм, неряшливость, решительность, дружелюбие, трудолюбие, настойчивость, быстрота походки.
2. Установите сходство и различие темперамента и характера. Заполнение диаграммы Венна (сходство и различия):
Характер |
Темперамент |
1.О какой важной черте характера учителя говориться в этом отрывке?
«Ничего не поделаешь. Ребенок подарил тебе свою любовь и свою веру. Он знает. Что ты взрослый, сильный, что можешь и его научить быть сильным, быть красивым. И ты всегда обязан быть достойным этой веры и любви. То, что кажется для тебя несущественной деталью твоего поведения, в его глазах окажется порой драмой потери веры».С. Шуртаков в одной из своих книг пишет: «Бывает так. Человек вроде бы и на вид неказист, и на язык не боек, и вообще среди других ничем таким не приметен, а познакомишься с ним поближе и хоть, может, пуда соли съесть не успеешь, а останется этот человек в твоем сердце на всю жизнь. Вспомнишь о нем через ме-сяц, через год - и радостно тебе станет: хорошо, что где-то есть такой чудесный человек!»
2. Установите соответствие между отдельными видами отношений и чертами характера.
Отношение к себе Отношение к другим людям Отношение к труду Отношение к общественной и личной собственности | A) самоуверенность B) жестокость C) неорганизованность D) неряшливость |
Способности
1.Способности - это_______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Пользуясь учебником выписать 3 признака способностей по Теплову.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задатки- это____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ СПОСОБНОСТЕЙ:
общие | специальные |
Уровни развития способностей: (дать определения)
Одаренность -
Талант -
Гeнuальность -
К факторам, влияющим на развитие способностей, относят: характер деятельности, внешнюю среду, внутреннюю среду и возможность компенсации. Способности развиваются более всего в той деятельности, для которой они предназначены. Они могут развиваться и в сходных видах деятельности, а также в деятельности, которая требует разнообразных способностей (например, игра). Более всего значима ведущая деятельность в каждом возрастном периоде. Но развитие способностей происходит не само по себе, поэтому деятельность ребенка необходимо организовать.
1. Можно ли утверждать, что это высказывание выражено, верно? «Способности – это врожденные психические качества личности»
2.О каких индивидуальных психологических свойствах личности (способностях, темпераменте, характере) идёт речь в данном отрывке?
«Ты, - говорят мне, - Славка, какой-то одержимый… Да, я был одержим мечтой стать классным гонщиком. В те годы рядом со мной тренировалось много ребят. Были среди них и повыше меня, и покрепче, намного физически одарённей. Но одни из них не выдерживали нагрузок, другие - бремя жёсткого режима. А я вот остался, когда никто из специалистов и не пророчил мне высоких скоростей. Никто, за исключением Павла Константиновича Колчина. «Только труд и ещё труд – до седьмого пота, до конечной стадии усталости может совершить чудеса. Когда мои коллеги, показывая мне того или иного новичка, говорят, что он талантлив, я этому не придаю никакого значения. Лишь проверив его в деле, я могу сказать - стоит ли он чего-либо или не стоит».
3. Определите, есть ли в каждом случае успех в деятельности. Укажите, зависит ли успех или неуспех в каждом случае от способностей. По каким признакам это можно установить?
Особенно поражал нас Бурун. В редких случаях его нужно было поощрять. С молчаливым упорством он осиливал не только премудрости арифметики и грамматики. Самый несложный пустяк, грамматическое правило, отдельный тип арифметической задачи он преодолевал с большим напряжением, надувался, потел, пыхтел, но никогда не злился и не сомневался в успехе. Он обладал замечательно счастливым убеждением: наука - чрезвычайно трудная и головоломная вещь, без чрезмерных усилий её одолеть невозможно. Самым чудесным образом он отказывался замечать, что другим те же самые премудрости даются шутя. И, наконец, наступило такое время, когда Бурун оказался впереди товарищей. (А. С. Макаренко. Педагогическая поэма.)
4. Выделите условия, благоприятствующие развитию способностей.
А. Отец и мать Коли - художники. Ребёнок часто наблюдал их работу, стремился «помочь» им. С раннего детства Коля много рисовал. Он любил помещать сложные композиции на бумажке величиной со спичечную коробку. На седьмом году жизни Коля совершенно самостоятельно постиг законы перспективы. Мальчик буквально не расставался со своими блокнотами, куда зарисовывал всё, что поражало его воображение, будило в нём чувство. Коля много наблюдал, рано начал читать специальную литературу, изучал жизнь и деятельность великих художников, посещал картинные галереи, выставки. Двенадцатилетний мальчик увлёкся красками, цветом, поиском собственного колорита. К своему творчеству относился с исключительной требовательностью и самокритичностью, работал постоянно и увлечённо.
5. О какой важной черте характера учителя говориться в этом отрывке?
«Ничего не поделаешь. Ребенок подарил тебе свою любовь и свою веру. Он знает. Что ты взрослый, сильный, что можешь и его научить быть сильным, быть красивым. И ты всегда обязан быть достойным этой веры и любви. То, что кажется для тебя несущественной деталью твоего поведения, в его глазах окажется порой драмой потери веры».