Для уровней статистической значимости

р = 0,05up = 0,01

п Р п р
  0,05 0,01   0,05 0,01
5  
-

Затем, найдя значение Ткр., нужно построить ось значимости и определить по ней, куда попадает




для уровней статистической значимости - student2.ru для уровней статистической значимости - student2.ru Тэмп.: в зону значимости, в зону незначимости или в промежуточную зону.

9. Полученный результат может быть переформу­
лирован в терминах нулевой и альтернативной гипотез:

Н0: Изучение спецкурса «психология одиночества» не влияет на представления студентов об одиночестве.

H1: Изучение спецкурса «Психология одиночест­ва» оказывает влияние на представления студентов об одиночестве.

Какая гипотеза подтвердится в вашей группе, во многом зависит от степени усвоения материала, лично­го опыта испытуемых, степени устойчивости субъектив­ных представлений и многих других переменных.

10. Сделайте выводы по каждому фактору каждого
понятия. Обоснуйте полученные индивидуальные и груп­
повые результаты.

Итак, вы закончили изучение курса «Психология одиночества». Просмотрите записи в своих дневниках, от­метьте вопросы, которые вызвали затруднения в понима­нии, и те, которые возникли в ходе изучения материала. Обязательно отметьте, как и почему изменились ваши представления об одиночестве. Какие мысли, возможно, гипотезы родились в вашем сознании?

Обобщая материал, нам нужно подойти к решению, пожалуй, самого главного практического вопроса - как помочь человеку, переживающему деструктивные виды состояния одиночества? Вы уже поняли, что одиночество может приобретать огромные масштабы применительно к личности, изменяя не только ее поведение, но и свойст­ва, черты, особенности. Состояние одиночества порожда­ет ряд проблем, на первый взгляд, не связанных с ним. Действительно, многочисленные социальные связи и кон­такты, лишенные глубины, проникновения, понимания,




могут казаться обратным полюсом одиночества. Но вы уже знаете, что это только один из способов бегства от одиночества.

В состоянии диффузного одиночества, человек убе­гает от ужасающего понимания своей отдельности и уни­кальности, потому что он не знает, что с этим делать. В со­стоянии отчуждающего одиночества человек, напротив, удаляется от людей, все более отчуждаясь от них и от ми­ра в целом. Казалось бы, здесь-то уж ему некуда деться от своей экзистенции! Ан, нет! Невозможно быть собой вне связей с людьми, просто потому, что природа человечес­кой психики социальна. Диссоциированное одиночество еще более трагично для человека, так как его «мотает» из крайности в крайность и он быстро теряет силы и переста­ет что-либо понимать в окружающей его реальности. И лишь управляемая форма этого состояния - уединен­ность - выбирается человеком добровольно и осознанно для решения тех задач, которые перед ним сейчас стоят.

Что же является причиной деструктивных видов одиночества? И можно ли ее определить для всех трех ви­дов? Мы разобрали внутриличностный генезис каждого вида одиночества, и теперь уже ясно, что, по сути, преоб­ладание в личности какой-либо тенденции - идентифика­ции или обособления, или их особенная выраженность и резкая смена уводят человека от бытия с собой. Любой негативный вид одиночества связан с потерей самого се­бя, своего «Я», а также с возможностью конструктивного диалога с собой, рефлексии и самоанализа. Поэтому по­мощь человеку, переживающему одиночество, должна за­ключаться в приближении его к самому себе. Для этого могут быть использованы самые разные техники, приемы и формы психотерапии.

Важно понимать и следовать общей, генеральной линии в работе с каждым конкретным человеком, пережи-






вающим конкретный вид одиночества. Стратегия эта за­ключается не в том, чтобы избавить человека от одиноче­ства - это невозможно, а в том, чтобы оно перестало трав­мировать и приобрело конструктивные для личности чер­ты. Это становится возможным, когда психолог понимает общую концепцию одиночества, его виды и их психологи­ческую сущность.

Итак, мы знаем три негативных и один позитивный для личности виды одиночества. Причем, позитивный вид - уединенность - представляет собой управляемое состояние, когда человек сознательно в него входит и со­знательно из него выходит. Таким образом, уединенность никогда не становится навязчивым состоянием. Любое управляемое состояние, просто по природе своей, подчи­нено человеку, а не наоборот. Поэтому оно желаемо или же необходимо для реализации каких-то целей, решения задач. Уединенность - это одна из форм истинного кон­такта с собой, рефлексии и самоанализа. В то же время это один из видов одиночества, которое имманентно челове­ческой психике. Преодолеть одиночество нельзя. Можно трансформировать его негативные формы в субъективно позитивную и тем самым преодолеть его разрушающий характер.

Другими словами, психолог, работая с человеком, переживающим деструктивные формы одиночества, дол­жен не избавлять человека от одиночества вообще, а стре­миться к наиболее полному раскрытию этого явления для того, чтобы иметь возможность показать человеку не только негативные его стороны, но и позитивные, конст­руктивные для личности. Только принятие своего «Я» и его автономности, суверенности, самостоятельности мо­жет способствовать выходу человека из безжалостных оков деструктивных форм одиночества. Таким образом, общая стратегия оказания психологической помощи лю-

дям, переживающим диффузное, отчуждающее и диссо­циированное одиночество должна заключаться в стремле­нии трансформировать эти виды в уединенность.

Наша практика показала, что это не только возмож­но, но и желательно для тех людей, которые страдают от своего одиночества, будучи не в силах справиться с этим состоянием. Повторная диагностика по шкале UCLA пока­зала незначительные изменения по сравнению с исходны­ми данными. То есть люди, страдающие от одиночества, после успешно пройденной психотерапии не отказались от одиночества, а обнаружили в нем новые возможности для личностного роста, восхождения к своей индивиду­альности. Они перестали бояться одиночества, а это глав­ное условие для трансформации негативных видов этого состояния в позитивный. Можно указать некоторые осо­бенности такой работы с людьми, переживающими раз­ные виды одиночества.

В психологической работе с людьми, переживаю­щими диффузное одиночество, важно уделять внимание самоанализу, рефлексии, обучению давать и получать адекватную обратную связь. Психологическая помощь должна быть нацелена на катализацию процессов самопо­знания и рефлексии, формирование навыков саморегуля­ции и построение новых конструктов сознания. Об одино­честве с такими людьми лучше не говорить вообще, так как это их травмирует и замедляет процесс восстановле­ния нормального состояния психики.

С людьми, переживающими отчуждающее одиноче­ство, наиболее эффективной формой психологической ра­боты является групповое взаимодействие. Здесь человек ведет себя в заданных извне рамках - правилах группово­го взаимодействия, которые принимаются всей группой на время совместной работы в круге. Эти правила вам хо­рошо известны, и вы понимаете, что любое из них требует





ПРИЛОЖЕНИЕ 1

от участника внимательного отношения к другим людям. В то же время он сам сможет почувствовать, как другие участники внимательно относятся к нему, замыкая дейст­вие любого правила.

Люди в диссоциированном состоянии одиночества представляют собой наиболее сложную категорию клиен­тов, так как психолог сталкивается поочередно то с пол­нейшим принятием себя, то со столь же полным отчужде­нием. Поэтому здесь особое внимание нужно уделить со­ставлению того самого динамического контракта, который обычно имеет место в любом психотерапевтиче­ском процессе. В данном случае этот контракт желательно не просто проговорить, а записать, обращая внимание на те пункты, которые связаны с ответственностью человека, обратившегося за помощью.

Еще раз отметим, что конкретные техники работы психолога зависят от его выбора, а значит, от его возмож­ностей и предпочтений. Единственное, что хотелось бы выделить особо, - это саногенное мышление (СГМ) Ю. М. Орлова, или саногенную рефлексию. Эта методика требует достаточно длительного времени и специального обучения психолога. Она направлена на формирование у человека мышления, рождающего здоровье, как физиче­ское, так и психическое, то есть овладение техникой сано-генного мышления предполагает перестройку автомати­ческих умственных операций, порождающих негативные эмоции и деструктивное поведение. Методика построена таким образом, что после изучения основ и овладения не­обходимыми техниками (работа с лентой времени и меди­тативная графика) прорабатывается каждая отдельная эмоция. Человек научается конструктивно мыслить, а значит - конструктивно жить.

Желаем вам успехов в освоении выбранной профессии!

Пример оформления протоколов ИГД

Испытуемая: Наталья, 39 лет.

Этап 1

Список № 1

Утица Старинный ковш
Мужской профиль    
Амфора    
Изгиб шеи лебедя    
Маска, эмблема театра Смеющаяся маска
Стол, накрытый скатертью, на котором стоит крынка с молоком, утица и между ними смеющаяся театральная маска Вот такой натюрморт
Варежка с оттопыренным большим пальцем    
Петрушка в профиль Старинный вариант этой куклы, только не улыбающийся как всегда, а грустный
  Список № 1  
Заяц сидящий Нет, скорее кенгуру или ослик Иа
Кит Нет, две рыбы, проплывающие мимо друг друга




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Злой Панк    
Петушок Кричащий «Хо-ро-шо», из рекламы
Бюст Мышки    
Азиатский тапочек С загнутым мыском

Как можно видеть, испытуемая не повторила ничего из первого списка, напротив, дополнила его новыми обра­зами. По данным самоотчета, некоторые образы трансфор­мировались «один в другой». Например, мужской про­филь - в Петрушку, затем в злого Панка и в Петушка, За­яц - в Кенгуру, затем в Ослика.

Этап 2

При рисовании фигур на втором листе клиентка рас­положила их вокруг скатерти с крынкой, ковшом и маской. Внизу слева расположена маска, справа - петушок, транс­формация образа которого также отражена на рисунке. Крынка и маска повторяются на рисунке дважды как само­стоятельные фигуры и как детали центральной компози­ции, которая смещена влево.

Связи на рисунке обозначены следующим образом:

Позитивные (красные) односто­ронние Позитивные взаимные Негативные (синие) одно­сторонние Негативные взаимные
Крынка 1 Натюрморт Колдун ППетрушка Колдун J ,Амфора Театральная маска ItАзиатский тапочек

I Гозитивные (красные) односторонние Позитивные взаимные Негативные (синие) односторонние Негат­ивные взаимные
Амфора IНатюрморт Петрушка ifНезаконченный профиль петушка Колдун IТапочек  
Шея лебедя IНатюрморт Незаконченный профиль петушка if Петушок Мышка 1 Заяц  
Заяц 1 Ослик   Заяц IВарежка (впоследствии зачеркнуто)  
Кит 1 Ослик      
Кенгуру IОслик      
Кит 1 Рыбы      

Никаких связей не отходит от натюрморта, рыб, ва­режки. Не направлены связи к следующим предметам: утица-ковш, кенгуру, мышка, шея лебедя. Несвязанными друг с другом остается множество предметов.

Этап З

Здесь приводится текст сказки, которую сочинила Наталья. Печатается с оригинала, знаки препинания, ре-

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

чевые обороты и заглавные буквы сохранены так, как пред­ложила клиентка.

Сказка проокеан из слез

В одном сказочном лесу жили-были заяц, кенгуру и ослик. Днем они паслись на полянках, бегали, прыгали и резвились в лесу, а вечером собирались в своем домике, садились за стол, на котором лежала скатерть-само­бранка. Они пили молоко из крынки или ключевую воду из ковша и рассказывали друг другу события, которые с ни­ми произошли за день. Если ослик по своему обыкновению начинал ныть и плакать, на него надевали веселую маску, чтобы не расстраивал других. Так бы они и жили, если бы в один из вечеров к ним в дверь не постучал бы путник, ко­торый был злым колдуном, волшебником. Он превратился в веселого Петрушку, чтобы зверюшки не испугались его. Он сказал, сто заблудился в этом сказочном лесу, долго плутал, устал и проголодался. Друзья пожалели грустно­го, усталого путника. Пустили к себе в дом, попросили скатерть - самобранку накормить Петрушку тем, что он пожелает. Он сидел рядом с друзьями, слушал их исто -рии. Колдун все больше и больше завидовал мирной и спо­койной жизни друзей. Когда все рассказы были рассказа­ны, завистник сказал, что зверята живут очень скучно, каждый их день похож на предыдущий, да и следующий будет такой же. Друзья согласились с Петрушкой, но не знали как изменить свою жизнь, да и надо ли ее менять, ведь им и так жилось не плохо: на полянах росла сочная и вкусная трава, всегда было тепло, врагов в лесу у них не было, дома на столе лежала скатерть - самобранка, по­этому в крынке всегда было молоко, а в ковше вкусная клю­чевая вода.

Злой колдун захотел один жить в таком замечатель­ном месте и обладать скатертью-самобранкой. Но как из­бавиться от хозяев и выманить скатерть? И он предложил

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

друзьям поменяться с ним. Зверята отдадут ему ска­терть-самобранку, которая им не очень нужна, потому что они едят траву, которая везде растет, да и воду найти не сложно. А Петрушка отдаст свой тапочек-скороход, ко­торый может отнести владельца туда, куда он захочет, и друзья смогут путешествовать. Волшебник рассказал про дальние страны и чудеса, которые можно там увидеть, как хорошо живется всем в этих далеких странах. Кенгуру и зайчику захотелось все увидеть своими глазами, поселить­ся в новом еще лучшем месте, а может быть найти и новых друзей. Только ослик сомневался — ему не очень хотелось расставаться со спокойной сытной жизнью в родном люби­мом сказочном лесу. Он стал отговаривать своих друзей от этой затеи.

- Как можно путешествовать втроем, если тапо­
чек-скороход только один, - говорил ослик.

- Наверное путешествие страшновато, - говорил
трусливый зайчишка, - но очень хочется везде побывать.

- Надо бы с кем-нибудь посоветоваться, - говорила
кенгуру, - и придумать как втроем путешествовать в од­
ном тапочке.

На следующий день колдун решил напугать наших зверушек и дать им хороший совет, как они могут быст­рее отправиться в путь в его волшебном тапочке. Когда друзья, отправились пастись на свои лужайки, он превра­тился из доброго Петрушки в злого Панка и начал бегать по лесу, кричать страшным голосом, строить страшные рожи. Перепуганные друзья прибежали домой. Заяц -дрожал, ослик — плакал, а кенгуру говорила, что в родном лесу становится страшновато и им пора отправиться в другое более спокойное место. Тут колдун, подслушав­ший разговор зверей обратился в петушка и постучал в дом.. «Скорее пустите меня, мне очень страшно в вашем лесу», - закричал он. Гостеприимчивые хозяева пустили петушка в дом. Гость рассказал, что отправился в лес их

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

соседней деревни, чтобы поклевать спелых ягод и встре­тил в кустах малины злого Папка, насилу ноги унес. Зве­рята сказали петушку о том, что сами собираются най­ти более спокойное место для жизни, но не знают, как им втроем, отправиться в путешествие в одном тапочке-скороходе. Петушок посоветовал друзьям одеть тапочек на лапу кенгуру, а зайцу и ослику залезть к ней в сумку на животе, тогда они все вместе смогут отправиться в путь. «А в дальних странах - хорошо! Очень хорошо!» -кричал петушок.

Друзья обрадовались, что так легко разрешился их сложный вопрос и поблагодарили петушка за хороший со­вет. Петушок скоро ушел, и после этого гостя у наших дру­зей все сомнения исчезли, им стало просто необходимо поки­нуть, ставший таким беспокойным и страшным родной лес и искать счастья в других краях.

Тем временем петушок обратился в Петрушку и. сно­ва стучится в гостеприимный дом, где его уже ждали, что­бы поменять скатерть — самобранку на тапочек скороход.

Так друзья, не теряя времени, отправились сразу в до­рогу. Одним прыжком, кенгуру перелетала через горы и леса, через реки и моря. Тапочек-скороход нес путешественников так быстро, что они не успевали ничего рассмотреть и до­вольно быстро заблудились, и уже не смогли бы найти свой родной дом.

В одном из прыжков тапочек-скороход слетел с лапы кенгуру и потерялся. Зверята в это время пролетали над большим городом и упали на центральную площадь, где бы­ло много народу.

Люди быстро распорядились с животными. Зайца от­правили на звероферму для улучшения породы кроликов, чтобы потом из их шкур шить теплые варежки и шапки. Кенгуру отправили в зоопарк, где она сидела за решеткой на забаву зрителей. Ослика отправили в парк катать детей на тележке и верхом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Очень скоро друзья заскучали друг по другу и по дале­кой Родине, по своему дому.

В конюшне, где на ночь привязывали ослика, жила мыш­ка, она воровала зерно из кормушек. Ослик подружился с этой мышкой, и она разыскала его друзей и изредка, приносила, от них весточку. Кенгуру жаловалась, что скоро она погибнет от тесной клетки, где она не может бегать и прыгать как раньше, от сухого колючего сена и пахнущей хлоркой воды. Ох, как понимал ее ослик, ему тоже хотелось сочной травки и ключевой водички. Заяц совсем заболел от страха, что ско­ро станет чьей-нибудь варежкой или шапкой.

От таких вестей ослик по своему обыкновению запла­кал, и никак не мог остановиться. Слезы так и текли из его глаз ручьями и реками. Скоро они затопили весь город. Доли­ны превратились в моря, а моря в океаны. В океане жил ог­ромный добрый кит, он проплывал мимо затопленного сле­зами города и увидел плачущего ослика. Расспросил о его бе­де и обещал помочь.

- Садись ко мне на спину, — сказал кит. — Мы забе­рем твоих друзей и попробуем найти вашу Родину. Так они и сделали.

Тем временем океан слез добрался и до сказочного ле­са, где находился злой волшебник. Слезы затопили лес и дом, а колдун не умел плавать. Поэтому сначала, он залез на крышу дома, а потом ему было некуда деваться и он влез в старую амфору, которую нашел па чердаке и плот­но заткнул ее пробкой. Амфору с волшебником унесла вол­на, и плывет она теперь в океане слез пока не прибьется к другому берегу.

Зверята не долго путешествовали на спине у Кита. Быстро найти дорогу на их Родину им помогли рыбы, кото­рые поплыли в разные стороны и нашли то место где стоял дом наших друзей.

Ослик больше не плакал. Океан стал постепенно вы­сыхать. Когда кит подплыл к сказочному лесу, там по-

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2



прежнему росла вкусная сочная трава, стоял на опушке гостеприимный домик, в котором на столе лежала ска­терть-самобранка, стояла крынка с молоком, ковшик-утица с ключевой водой и лежала смеющаяся маска. Все было так как и раньше, но чего-то изменилось. Изменились они сами. Они поняли как надо беречь и ценить свою Роди­ну, и все что имеешь, а рядом со злом всегда есть добро, а рядом с друзьями есть и враги и наоборот. Не надо пря­тать печаль и слезы под веселую маску, в таком случае ни­кто не сможет тебе помочь.

Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам -урок. Нет худа без добра.


Краткая история клиентки в ее письменном изложении

для уровней статистической значимости - student2.ru В детстве я часто испытывала одиночество. Это со­провождалось страхом, незаслуженной обидой, а также -ощущением собственной индивидуальности и непохожести на других. Я была не такая как все, заклеванная детьми и взрослыми, «белая ворона». Неуклюжая, толстая, плохо одетая, правда - любимая бабушкой, братом и мамой. Но бабушка жила далеко, брат был маленький (9 лет разни­ца), а мама в две смены на работе. Любил ли меня отец и любит ли он кого-либо, кроме себя, для меня загадка. Он пьяный или больной с похмелья до сих пор. Так что защиты, поддержки брать было негде, и со своим одиночеством я бо­ролась сама. Плакала, дралась с обидчиками, в игры меня ни­когда не принимали, я плохо прыгала через скакалку, медлен­но бегала, не могла перелезть через забор - какие уж там казаки-разбойники. Но в компенсацию я много читала, хоро­шо училась, рисовала, мучила пианино в музыкальной школе. И из-за этого тоже была объектом нападок нашего рабоче­го района общежитий.

С ужасом вспоминаю себя - подростка. В этом возра­сте чувство одиночества переживалось особенно остро. Презрительные взгляды девчонок и насмешки мальчишек. Все бегали на свидания, собирались в компании. Я была одна и в 14 лет как приговор - бесплодие. Тогда я теряла смысл жизни. Я понимала, что не нравлюсь сверстникам и у меня, наверное, никогда не будет свиданий, любви, семьи и детей.



для уровней статистической значимости - student2.ru ' Печатается с оригинала.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Я долго и безуспешно лечилась, сидела на диетах, занима­лась всеми правдами и неправдами спортом (врачи запре­тили мне все занятия спортом, запретили сдавать экзамен даже в школе).

В 16 лет ко мне пришла настоящая любовь. Я дожда­лась настоящего принца. Но чем выше взлетать, тем боль­нее падать. Парень был иностранец, через год он закончил университет и уехал к себе в страну. О моем отъезде не могло быть и речи (1977 год). Я была еще несовершеннолет­няя. Потеря любимого, опять полное одиночество. Дома родители меня обвинили во всех смертных грехах, а я еще о сексе и понятия не имела, настолько чистыми и нежными были наши отношения. Тогда я потеряла все - любимого, кров, любовь своей семьи. Я не хотела жить, я не видела вы­хода, и покончила с жизнью. Очнулась в институте Скли-фасовского, потом 8 месяцев в больнице им. Ганушкина. И страшное жуткое одиночество. Из больницы меня забра­ла подруга и вынянчила, выходила мою израненную душу.

Теперь я посвятила свою жизнь детям, они для меня родные, хотя, конечно, очень любят, своих мам. Подспудно, где-то очень далеко меня все-таки грызет, червячок одино­чества. Потому что у меня не получилось нормальной се­мьи, хотя, была несколько раз замужем, и у меня нет своих детей. Очень боюсь своей беспомощности в старости, ос­таться одной, старой и беспомощной. Но стараюсь об этом не думать. Что будет, то и будет. Чему быть, тому не ми­новать. Может быть, я еще и не доживу до такого состоя­ния. А сейчас я не одинока, у меня, есть муж - эгоист, хоро­шие преданные друзья, да и много добрых людей вокруг. А еще, самое главное, у меня есть любящий и любимый бра­тишка, который никогда не бросал меня в трудную минуту, а у него трое детей. Жизнь продолжается.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Самоанализ выполнения ИГД

для уровней статистической значимости - student2.ru В Приложениях 1 и 2 представлена иллюстрация выпол­нения ИГД испытуемой, которая специально изучала данную методику. Здесь приводится ее анализ собственной работы.

Все персонажи, кроме шеи лебедя участвуют в сказке и каждому из них отведена своя роль - положительная или отрицательная.

Четко прослеживается, взаимосвязь - мужской про­филь превращается в Петрушку, затем в панка и петушка. Также в сказке отражаются связи колдун - амфора (пря­чется в ней и уплывает) и колдун - тапочек (использует для достижения своих целей). Взаимосвязь тапочка и маски косвенная и оправдывается лишь в конце сказки.

Мужской профиль (колдун) - отрицательный персо­наж. Его положительная взаимосвязь: Петрушка - панк -петух, вернее, превращение в эти персонажи для удовлетво­рения своего желания, свидетельствуют о моем отношении к мужчинам, их поведению, их характеристике в моих глазах.

То, что мужской профиль изначально был изображен среди неодушевленных предметов, и в конце концов, в сказке колдун стал содержимым амфоры, которую несет волна в океане слез к неизвестному берегу, говорит о многих силь­ных разочарованиях и потерях, связанных с личной жизнью и моих, взаимоотношениях с противоположным полом.

Предметы, лежащие на скатерти, на столе: ковш, крынка, маска в сказке символизируют домашний очаг, до­статок и благополучие, что видно и в их положительных свя­зях. Хотя, в конце сказки герои отказываются от маски, не­смотря на ее положительную роль в начале. Связь амфоры со столом в сказке отрицается (она забыта и на чердаке). Мо­жет быть, эта связь была обозначена как чисто предметная.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Положительные герои скажи заяц, кенгуру и ослик свя­заны красным односторонне - от зайца и кенгуру идут стрел­ки к ослику. Можно предположить, что это сущность одного человека - один в трех лицах, то есть они не могут существо­вать друг без друга, им комфортно только вместе в своем до­мике, в своем лесу. Все три образа мирные, травоядные живот­ные, но у каждого свои мысли, характер, недостатки, они лег­ко ранимые, доверчивые, добрые, гостеприимные, не очень требовательные к роскоши, но страдающие (каждый по-свое­му) от непривычной жизни в чуждой им среде. Хорошо просле­живается связь от ослика к киту и от кита к рыбам. В сказке ослик поделился своим горем с добрым китом, а тот рассказал об этом рыбам, и, в результате, все проблемы были благопо­лучно решены. Кит в сказке, наверное, олицетворяет близких друзей или вообще добрых и отзывчивых, сильньа и могучих людей, которых на самом деле больше, чем плохих - жадных, завистливых и т. п., так как далее прослеживается связь от кита к рыбам, которые тоже готовы прийти на помощь.

Хорошо видна в тексте отрицательная связь, на­правленная от зайца к варежке. Ему очень страшно, что из пего сделают варежку, он даже заболевает от своего стра­ха. А вот синяя линия от мышки к зайцу не прослеживает­ся, скорее наоборот, она должна идти от зайца к мышке, а от нее к ослику, так как заяц рассказал мышке о своем бед­ственном положении, а она передала дурную весть ослику, что и вызвало всемирный потоп из слез.

Данная сказка, по всей видимости, отражает еще мое отношение к людям, покидающим свою Родину, к их состоя­нию на чужбине. На сюжет сказки, наверное, повлияло мес­то моей работы - комитет по делам беженцев.

Заяц, кенгуру и ослик уединенно живут в лесу, им нра­вится их одиночество, пока не нарушили их покой, пока не рассказали о других странах, другой жизни. Узнав одиноче­ство с другой стороны, на чужбине, среди людей, в толпе, они были более одиноки и несчастны, чем раньше.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Психологический анализ проведенной ИГД
_____ и жизненной истории испытуемой____

Из бесед с испытуемой выяснилось, что она ассоции­рует себя с осликом «Иа», а образы зайца и кенгуру - это ее социальные маски, которые стали настолько привычными, что слились, по сути, с истинным «Я». Сюжет сказки легко ассоциируется с ее жизнью, краткое изложение которой представлено выше. Смеющаяся маска, надеваемая на пла­чущего Ослика, отражает тенденцию испытуемой скрывать свою боль, тоску, плохое настроение. Причем происходило это под влиянием ее социальных ролей (заяц и кенгуру), то есть Наталья когда-то решила, что собственная откры­тость приносит ей неприятности из социума. Сверстники не только не понимали ее, но и не стремились к этому, бо­лее того - дразнили, не принимали в игры и т. д. Тогда она вынуждена была надевать на себя маску веселости, «чтобы не расстраивать других», не портить им настроение и хоть как-то быть включенной в общественную жизнь. Кроме то­го, зная о том, что любящие бабушка, брат и мама пережи­вают за нее, Наталья старалась не показывать им всю пол­ноту своих страданий, для чего пользовалась той же мас­кой веселости.

На первый взгляд, может показаться странным, что Колдун (Петрушка, Петушок, Панк) - это образ того само­го любимого, из-за которого у Натальи было столько горя в жизни. Конечно, метаморфозы колдуна, как сказочного персонажа, сложились у зрелой женщины, но, как она сама же и признается, это отражает ее отношение к мужчинам. В беседах с психологом Наталья предложила такую трак-





14 Зак. 44



для уровней статистической значимости - student2.ru для уровней статистической значимости - student2.ru для уровней статистической значимости - student2.ru для уровней статистической значимости - student2.ru для уровней статистической значимости - student2.ru для уровней статистической значимости - student2.ru ПРИЛОЖЕНИЕ 4

товку сделанной проекции. Зверята впервые увидели Кол­дуна в образе Петрушки - веселого ярмарочного персона­жа, заблудившегося в лесу. Отметим, что Петрушка в рус­ском эпосе герой совсем не безобидный. Он действительно веселый, но резкий, хлесткий, колкий на язык, драчливый, умный, проницательный. Именно этот образ выбрала ис­пытуемая, видимо, имея к этому определенные основания. Молодой человек, появившийся в ее жизни был веселым, привлекательным, ей было хорошо рядом с ним. Впервые Наталья почувствовала себя принятой такой, какая она есть. Он много рассказывал о своей родине, о нравах, обы­чаях, о людях. Девушка слушала его, живо представляя се­бе истории, рассказанные им. По воспоминаниям Натальи, она как будто видела все своими глазами, знала его друзей на далекой родине, ей иногда казалось, что и они знают ее, она мысленно знакомилась с ними, разговаривала на неиз­вестном ей языке. Таким образом, в юношеском воображе­нии нарисовался мир, в котором все ясно, везде порядок, все счастливы, все друг друга любят. Конечно, это и мечта девушки, и тоска по родине молодого человека.

Проекция в сказке выражена достаточно четко: Пет­рушка рассказывает о дальних странах, живописуя все пре­лести, которые ожидают там друзей. Затем Петрушка пре­вращается в злого Панка и пугает зверят, желая ускорить их отъезд. Злой Панк - это отец испытуемой, который дей­ствительно в пьяном виде кричал, ругался и тем самым пу­гал девушку. Дома было плохо. Причем так было уже дав­но, но душевная близость с молодым человеком обострила восприятие негативных сторон жизни. Наталье очень хоте­лось уехать. Конечно, она понимала тщетность своих жела­ний, но, тем не менее, желания-то были. Неосуществимость их отражена в тексте одним тапочком-скороходом, которо­го даже в сказке мало для троих. Колдун в образе испуган­ного Петушка подсказывает зверятам способ воспользо-

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ваться тапочком, и друзья соглашаются покинуть родной лес и дом в общем-то по пустяковым причинам.

Превращение Колдуна в различные образы проеци­рует отношение Натальи к мужчинам вообще, то есть, по ее словам, все они одинаковы, только выступают под разными обличиями. Во всех тяжких испытаниях, выпавших на до­лю друзей, виноват Колдун, а в жизненных невзгодах Ната­льи - мужчины (по ее оценке). Панк и Петушок - образы бывших мужей Натальи. В своей сказке она подчеркивает единую сущность разных героев - Петрушки, Панка, Пе­тушка - это все тот же злой колдун, умеющий претворять­ся (превращаться) ради достижения своих черных целей.

Звери все-таки покидают родной лес, а Наталья при­нимает решение уйти из жизни. Кенгуру оказывается в зоо­парке в клетке, заяц на звероферме в клетке, ослик запряжен повозкой, а Наталья, скованная болезнью, - в палате. Во­семь месяцев пробыла девушка в больнице. Жуткое одино­чество, тоска по нормальной жизни, чувство собственной не­полноценности (все звери в разных местах), ненужности терзают ее долгие месяцы. Когда она, наконец, смогла от­крыться соседке по палате (мышка), та после выписки рас­сказала все мужу и они вместе (рыбы) разыскали ее подругу (кита). Подруга Натальи забрала ее из больницы и помогла адаптироваться к жизненным реалиям.

Сильнейшие переживания (океан слез) выработали своеобразную защиту раненой души девушки - она сумела приобрести весьма существенную независимость от «злых колдунов» - мужчин. Из-за того что Ослик безостановоч­но и безутешно плакал, образовался океан из слез, дошед­ший до Колдуна, который не умел плавать и забрался в ам­фору, плотно закрыв пробку.

Со слов Натальи, она никогда больше не ставила свою жизнь в зависимость от мужчин. Некоторую парал­лель можно провести и с отцом испытуемой. После случив-




13 3ак. 44



для уровней статистической значимости - student2.ru

для уровней статистической значимости - student2.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

шегося несчастья, он на долгие годы как бы оставил дочь в покое. «Пусть живет как хочет», - сказал он тогда.

В конце сказки Наталья четко показывает, что друзья поняли: не нужно прятать свои печали за маской веселос­ти, «в таком случае, никто не сможет тебе помочь». Она пи­шет, что рядом со злом есть добро и наоборот, то есть в жиз­ни есть люди, готовые прийти на помощь, но они должны видеть, кому эта помощь нужна.

Жизненный опыт, конечно, накладывает свои отпе­чатки на личность человека. В данном случае, можно ви­деть положительную динамику. Сейчас Наталья жизнера­достная женщина, открытая, доброжелательная, отзывчи­вая. Глядя на нее, трудно вообразить, что когда-то она могла наложить на себя руки. «Все проходит и время ле­чит», - говорит Наталья сейчас.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Наши рекомендации