Выполнение и анализ третьего этапа
Третий этап выполняется самостоятельно каждым студентом.
Инструкция:
Сейчас Вам предстоит придумать сказочный сюжет, в котором будут участвовать все Ваши персонажи. То, что Вы придумаете, необходимо записать для того, чтобы мы могли в последующем обратиться к этим записям и уточнить какие-то нюансы.
На выполнение этой работы отводится 20-30 минут.
Описание и анализ третьего этапа
Третий этапнаиболее сложный и интересный. Он подразумевает объединение всех персонажей в один сю-
жет. Испытуемому предлагается сочинить и обязательно записать сказку, в которой участвовали бы все персонажи. Запись нужна для того, чтобы можно было провести контент-анализ. Жанр «сказка» задается для того, чтобы испытуемый был как можно более раскован в придумывании сюжета, отдельных действий, введении новых персонажей и т. д. Немаловажно и то, что выделенные клиентом персонажи уже могут носить сказочный или фантастический характер и оперировать ими в реалистичном жанре не удастся. В отдельных случаях эту работу можно дать на дом, если клиент вдумчивый, рефлексирующий и при этом медлительный. Но чаще третий этап выполняется на приеме у психолога в течение 20, максимум 30 минут. Человеку предлагается двойной тетрадный лист и шариковая ручка. На время написания сказки или рассказа испытуемого лучше оставить одного.
Анализ и обработка результатов
На данном этапе отмечаются следующие моменты.
1. Характер сказки - юмористический, лиричес
кий, романтический, ужасный и пр.
2. Наличие главного героя и его характер: положи
тельный - отрицательный, добрый — злой, силь
ный - слабый, веселый - печальный и т. д.
3. Участие в сказке персонажей - все ли задейство
ваны и как.
4. Появление новых героев и их роль.
5. Все ли нарисованные связи отображаются в тек
сте или появляются новые.
6. Отражается ли в тексте взаимность связей на ри
сунке.
7. Как в тексте описываются отношения между
персонажами, соответствует ли характер связи
(цвет) на рисунке специфике отношений между
героями в сказке.
8. Как заканчивается сказка - хорошо или плохо,
возможно, она вообще не имеет выраженной кон
цовки.
9. Контекст сказки.
10. При необходимости и достаточном объеме текста проводится контент-анализ.
Интерпретация
Самое важное на этом этапе - понять, как клиент сейчас видит разрешение своей проблемной ситуации или ее исход. Для нас особый интерес представляет субъективная трактовка своего одиночества: причин, содержания переживаний, исхода и т. д. О многом можно судить по содержанию сказки и ее контексту, то есть скрытому содержанию, содержанию «между строк». Здесь могут проявляться направленность личности, доминирующие мотивы, мотивация поведения, прослеживается связь с акцентуациями характера, спецификой межличностных отношений, а также находят свое выражение желания, интересы, потребности, некоторые состояния, например, одиночество, депрессия, скука.
Если сказка имеет насыщенный, действенный сюжет и хорошо кончается, человек в принципе осознает то, что с помощью активных действий, поиска и так далее можно добиться желаемого результата. Характер этих действий выясняется из контекста сказки. Если же сказка кончается плохо - смертью главных героев, изгнанием, нищенством и тому подобным, то можно предполагать, что клиент не видит позитивного варианта решения своей проблемы.
Иногда в сказке появляется добрый волшебник, фея - как новые персонажи. В этом случае испытуемый нуждается в помощи такого человека, чьи возможности (знания, опыт) в определенной области значительно превышают его собственные. Это может быть кто-то из значимых или близких людей клиента, причем возможности этого человека часто преувеличиваются. Иногда эта роль приписывается психологу или психотерапевту. В последнем случае необходимо доходчиво объяснить клиенту, что любые, самые сложные и запутанные ситуации человек может разрешить с чьей-то помощью, но именно - с помощью, то есть по сути сам. Бессмысленно ожидать от кого бы то ни было, что он придет и все решит, исправит, уберет, уничтожит, увезет отсюда и т. п. Это нормально для ребенка и в некоторой степени для подростка, но не для юношей и девушек, тем более -взрослого человека.
И все же мы постоянно сталкиваемся с этим в ходе нашей работы с людьми. Конечно, каждый случай уникален, неповторим, но есть нечто, объединяющее таких клиентов: неверие в собственные силы и возможности. Причины этого столь многообразны, что, наверное, нет смысла анализировать их в данном пособии. Этому посвящено много литературы, как научной, так и популярной.
Можно выделить две очень большие категории факторов, опосредующих потерю веры в себя: ситуативные и личностные. Понятно, что личность развивается в определенных ситуациях, поэтому оба фактора сопряжены, но, тем не менее, один из них обязательно является ведущим. Отметим, что сложность психологической работы мало зависит от преимущественного фактора, а вот направление, содержание этой работы практически им определяются. Поэтому необходимы беседы с клиентом, уточняю-
щие как саму проблемную ситуацию, так и причины ее происхождения. Это обычные этапы психологической помощи, хорошо известные специалистам. ИГД в данном случае предоставляет возможность вести диалог не напрямую, а в отвлеченной, аллегорической форме, как бы не о себе, а о тех персонажах, которых выделяет клиент. Последнему это дает возможность говорить более открыто, а психологу - получить более полную и связанную информацию, чем при обсуждении конкретных реальных проблем. Разговор о насущном еще предстоит, но предварительная подготовка к нему, в том числе с помощью ИГД, сделает его содержательнее и конструктивнее.
Желание переложить ответственность за свою жизнь на другого, «сделать» кого-то виновным в своих неурядицах - путь хотя и легкий, но сопряженный с многочисленными страданиями. Легкий по выбору, он порой становится невыносимым но прохождению, так как кроме обжигающей обиды непременно сопровождается неосознаваемым и разрушающим чувством вины перед теми, кого человек обвиняет, делает причиной своих бед. Таким образом получается замкнутый круг - обвиняя кого-то, человек мучается чувством вины перед ним.
Это парадоксально только на первый взгляд. Ю. М. Орлов это прекрасно описал и экспериментально доказал в своей авторской психотерапевтической программе «Саногенная рефлексия». Обида и вина - чувства зеркальные, они отражают друг друга в личности, одного без другого не бывает. Другое дело, что не всегда это осознается.
Освоение методики саногенного мышления может помочь каждому человеку не только лучше понять себя и других, но и существенно «оздоровить» свое мышление и, как следствие, обрести психическое здоровье. Неосознанная привычка подчиняться внешним обстоятельст-
вам (по сути, другим людям) со временем переходит в устойчивый комплекс собственной неценности с утратой веры в свои силы, возможности, способности. У человека даже не пробуждается мысль о том, что он сам может влиять на ход событий, планировать и строить свою жизнь, не перекладывая ответственность на другого. Поэтому он начинает искать того, кто мог бы не столько ему помочь, сколько все сделать за него.
Известно, что этот момент - один из самых важных как в психологическом консультировании, так и в психотерапии. Иногда клиенты легко соглашаются с необходимостью поиска собственных ресурсов, но, к сожалению, только на словах. В процессе работы может выясниться, что от специалиста ждут «рецептов», схем, четких указаний, которые привели бы к немедленному и кардинальному изменению ситуации, то есть клиент пытается приобрести «волшебную палочку», а на серьезную психологическую работу, размышления, оценки, переоценки, коррекцию собствешюго поведения он либо не настроен, либо не готов к ней. Конечно, появление в сказке волшебника — больше позитивный признак, чем негативный, так как человек все же надеется разрешить травмирующую его ситуацию, но пока не знает, как это сделать реальными средствами.
Характер сказки говорит об общем настрое человека. Один из благополучных вариантов - юмористический - свидетельствует об оптимистичное™, жизнерадостности, иногда - ироничности. Это, безусловно, облегчает последующую работу психолога, так как человек настроен на благоприятный исход, склонен относиться к некоторым проблемам с определенной долей юмора, что в целом расширяет диапазон приемлемых психологических и психотерапевтических приемов, средств и способов взаимодействия с ним.
Лирический и романтический сюжеты во многом отражают соответствующие личностные черты, что следует учитывать в последующей работе с клиентом. Фантастический вариант с элементами ужасов, в том числе с появлением новых персонажей: вампиров, маньяков, смерти (как действующего лица), свидетельствует о высокой тревоге, беспокойстве, ориентированности на плохой, неблагополучный исход. Часто это является косвенным подтверждением различных фобий, страхов (по контексту можно судить, каких именно).
Особое внимание нужно уделить главному герою, его характеру, роли, степени активности и значимости. Все эти и, возможно, другие характеристики заносятся в протокол.
Очень важно понять, с кем или с чем в реальной жизни ассоциирует испытуемый главного героя. В зависимости от характеристик этого персонажа делается вывод о том, кому или чему клиент приписывает главную роль в текущих событиях его жизни и в чем заключается эта роль. Если активный, сильный, смелый, добрый герой связывается с собой, то это самый благоприятный вариант из всех возможный. Человеку в данном случае нужна не столько помощь, сколько поддержка. Если же подобный главный персонаж связывается с другим человеком, клиенту нужно помочь избавиться от иллюзий, что кто-то будет решать его проблемы. Здесь требуется продолжительная тонкая психологическая работа. То же самое можно сказать в случае пассивности главного героя, когда последний сидит и ждет, наблюдает, как другие персонажи суетятся, стараются что-то сделать, исправить, кого-то победить. Испытуемый скорее всего имеет неадекватную самооценку, а в последнем случае - завышенный уровень требований к окружающим. Он либо недооценивает свои силы и возможности, либо привык жить за счет других.
Иногда главный герой выступает как резко отрицательный персонаж - монстр, злой дух, злобный карлик, вампир и т. д. В этом случае также требуется детальный анализ как действий героя, так и того, с кем или с чем ассоциирует его клиент. Заметим, что отрицательные главные герои встречаются редко и в большинстве своем «перевоспитываются» по ходу сказки. Например, вампир осуществляет свою мечту смотреть на солнце и теряет кровожадность. Злой дух влюбляется в прекрасную девушку и превращается в обычного человека. Злобный карлик съедает волшебное яблоко, становится добрым и берет к себе потерявшуюся собаку. Когда встречаются такие случаи трансформации отрицательных героев, причем не обязательно главных, человек надеется на исправление ситуации, которая его травмирует, посредством либо собственной коррекции, либо коррекции других, что значительно сложнее. Иногда коррекция других относится к детям, особенно часто - к подросткам с отклоняющимся поведением. В таких случаях это, конечно, оправданно.
Кроме перечисленного, обязательно нужно проследить, как описываются в тексте обозначенные на рисунке связи. Почти всегда в сказке появляются отношения между предметами, не связанными на рисунке. Это важный момент, так как клиент, не сумев оценить отношения в рамках «плохо - хорошо», то есть соединить предметы синим или красным, описывает их в тексте более сложно, неоднозначно. Когда испытуемый получал задание сочинить сказку с участием всех персонажей, ему не говорилось о том, что он должен будет цветом обозначать характер отношений. Поэтому психологу нужно не только отметить новые связи-отношения и их характер, но и посмотреть, как меняются отношения между предметами-персонажами по ходу сказки. Например, если на ри-
12 Зак. 44
сунке гусь и море соединены синей линией, а в тексте ласковое теплое море приглашает гуся поплавать и угощает его рыбой, то налицо расхождение в оценке этих отношений. Либо они действительно неоднозначны, возможно, амбивалентны, либо испытуемый надеется на трансформацию их в лучшую сторону.
Следующим нюансом является объяснение соответствия взаимности (и ее характера) связей на рисунке и в тексте. Например, если на рисунке девочка и цветок соединены взаимной красной связью, а в сказке девочка любуется цветком, тот кивает ей головкой, потом она его срывает и цветок поникает, то отношения трансформируются в худшую сторону. Это может свидетельствовать о травме, нанесенной либо клиенту, либо клиентом кому-то из значимых людей, что выясняется в ходе дальнейшей психологической работы.
Обязательно следует обратить внимание на то, как заканчивается сказка и заканчивается ли она вообще. Встречаются случаи, когда клиент обрывает повествование независимо от отведенного времени. Это говорит о том, что он не знает и не предполагает, как закончится его проблемная ситуация, что представляет собой материал для последующей работы. В этом случае необходимо выяснить, чего хочет клиент, то есть какой ход событий для него предпочтителен. Затем следует оценить реалистичность его желаний и выработать оптимальный путь решения проблемы. Если в сказке благополучный конец, -это хороший признак. Если же концовка трагическая, можно повести работу в двух направлениях: изменить ход событий так, чтобы они не носили трагического характера, или продолжить повествование, то есть обозначить перспективу дальнейшей жизни после случившейся трагедии. Выбор направления зависит от конкретной ситуации клиента и определяется психологом.
Контент-анализ проводится по классической схеме, если в этом есть диагностическая необходимость.
Можно видеть, что данная методика достаточно информативна и подходит практически для всех возрастов. За дошкольниками и младшими школьниками сказку, конечно, нужно записывать. Если повествование не достаточно подробно, можно задать наводящие или уточняющие вопросы. ИГД является профессиональной психологической методикой и ни в каких случаях не может быть использована специалистами-смежниками, не психологами.
В приложении дается пример использования этой методики в диагностике состояния одиночества взрослой женщины.
Задания для самостоятельной работы
1. Оформите протокол своего выполнения ИГД.
Сделайте анализ своих результатов и их интерпретацию.
2. Проведите методику ИГД с тремя-четырьмя ис
пытуемыми разного возраста. Желательно, чтобы вашими
испытуемыми были и мужчины, и женщины. Оформите
протоколы согласно предложенной схеме и сделайте ана
лиз и интерпретацию результатов.
12*
Заключение
Сейчас вам предстоит выполнить практическую работу для того, чтобы сравнить свои представления об одиночестве до изучения курса и после этого.
Практическая работа № 3 Сравнительный анализ индивидуальных и групповых представлений об одиночестве до и после изучения курса
Цель работы
1.Получить представление об индивидуальных се
мантических пространствах понятий «одиночество»,
«изоляция», «уединение» после изучения спецкурса
«Психология одиночества».
2. Проанализировать различия индивидуальных
представлений об одиночестве, изоляции и уединении до
и после изучения спецкурса.
3. С помощью парного критерия Т Вилкоксона оп
ределить значимость различий в представлениях об оди
ночестве, изоляции и уединении в группе до и после изу
чения спецкурса.
Ход работы
1.Выполните модифицированный вариант семантического дифференциала согласно инструкции.
Семантический дифференциал
Данный вариант семантического дифференциала разработан специально для изучения специфики пережи-
вания одиночества разными категориями людей и для смыслового разделения понятий «одиночество», «изоляция», «уединение».
Инструкция:Вам предлагается последовательно оценить понятия «одиночество» («о»), «изоляция» («и») и «уединение» («у») по предложенным 15-ти парам полярных утверждений.
№ | -3 | -2 | -1 | + 1 | +2 | +3 | |||
Плохое | Хорошее | ||||||||
Поверхностное | Глубокое | ||||||||
Тихое | Громкое | ||||||||
Разрушающее | Созидающее | ||||||||
Маленькое | Большое | ||||||||
Спокойное | Беспокойное | ||||||||
Холодное | Теплое | ||||||||
Слабое | Сильное | ||||||||
Пассивное | Активное | ||||||||
Колючее | Мягкое | ||||||||
Тяжелое | Легкое | ||||||||
Однообразное | Разнообразное | ||||||||
Темное | Светлое |
№ | -3 | —2 | -1 | + 1 | +2 | +3 | |||
Увядающее | Расцветающее | ||||||||
Застывшее | Подвижное |
2. Посчитайте факторные веса каждого понятия по
формулам:
Фактор оценки - Fo = (f1 + f4 + f7 + f10 + f13) : 5;
Фактор силы -Fc = (f2+f5+f8+f11+ f14) : 5;
Фактор активности - Fa = (f3 + fб + f9 + f12 +f15) : 5, где/- шкальный вес, то есть конкретное значение по каждой шкале (от -3 до +3).
Всего 15 шкал, индекс рядом с / указывает номер шкалы, например f5 - значение по пятой шкале «маленькое - большое».
Так как вам нужно посчитать три факторных веса для трех слов, то всего получится девять значений.
3. Составьте таблицу и впишите туда полученные
результаты.
Таблица 1
Одиночество | Изоляция | Уединение | ||||||
Fo | Fc | Fa | Fo | Fc | Fa | Fo | Fc | Fa |
4. После подсчета факторных весов нужно вновь графически представить полученные результаты. Для этого следует построить три объемных параллелограмма в трехосной системе координат. Оси обозначаются Fo, Fc и Fa согласно формульным знакам факторных весов.
4.1. Используя школьные знания по аксонометрии, сначала отметьте на осях значения, полученные по понятию одиночества. Например, fo = 1,2 Fc = 2,1 Fa = -0,5. Графически это будет выглядеть так:
4.2. Далее нужно проделать то же самое с результатами по изоляции и уединению. В результате вы получите три параллелограмма в одной системе координат.
4.3. Для наглядности можно окрасить параллелограммы в разные цвета, например, соответствующий одиночеству - в красный, изоляции - в синий, уединению -
в зеленый.
5. Сделайте выводы по работе, учитывая, что каждый из этих параллелограммов символизирует определенное семантическое пространство соответствующего понятия: «одиночество», «изоляция», «уединение». Форма и размер параллелограммов зависят от значений координат, то есть от результатов факторных весов, полученных по вышеуказанным формулам.
Обратите внимание, какой параллелограмм соответствует каждому понятию, то есть какое семантическое пространство вы отводите одиночеству, изоляции, уединению. Возможно, эти пространства сходятся (хотя
такое случается не часто), может быть так, что один большой параллелограмм включает в себя два других, поменьше. Отметьте, как ориентированы ваши параллелограммы, учитывая, конечно, что означает каждая ось координат. В выводах можно также ориентироваться на содержание шкал в каждом факторе. Например, в фактор активности входят 3-я, 6-я, 9-я, 12-я и 15-я шкалы, содержательное значение которых соответственно «тихое -громкое», «спокойное - беспокойное», «пассивное - активное», «однообразное - разнообразное» и «застывшее - подвижное». Это можно использовать в качественном анализе результатов.
6. Далее необходимо сравнить свои результаты до изучения спецкурса и после. Для этого можно вынести на график результаты отдельно по каждому понятию. Вы получите два параллелограмма на одном графике. Такая наглядность поможет вам лучше понять, как изменилось ваше представление о каждом понятии. Отметьте, как изменились значения факторных весов, и укажите, с чем это связано. Если изменились знаки факторных весов, то можно говорить о существенном различии в вашем представлении об этом понятии до и после изучения спецкурса. Сделайте подробный самоотчет по выполнению методики. Это поможет вам не только лучше усвоить материал, но и разобраться в себе, своих оценках и представлениях об этом сложнейшем феномене. Кроме того, это, несомненно, будет способствовать вашему профессиональному росту, так как понимание другого человека становится возможным только через прохождение нелегкого пути понимания себя самого.
При анализе своих результатов вы можете опираться на следующую интерпретацию факторов СД.
Фактор оценкипоказывает, как человек относится к одиночеству, как принимает иоценивает это явление.
11 Зак. 44
■I
Высокие положительные значения по данному фактору говорят о позитивной оценке одиночества и его роли в жизни человека. Можно сказать, что испытуемый принимает одиночество как часть жизни, оценивая его как позитивное явление. Положительные оценки по этому фактору свидетельствуют о том, что человек отводит одиночеству конструктивную роль. Он понимает, что одиночество необходимо человеку для рефлексии самого себя, для реализации своего творческого потенциала, наконец, для отдыха. Такой испытуемый видит в одиночестве не столько негативные, сколько позитивные компоненты для личностного роста и развития. Можно предположить, что этот человек находится на пути самореализации и умеет находиться в состоянии одиночества, управляя им по своему разумению.
Низкие значения фактора оценки говорят об обратном. Человек оценивает одиночество как деструктивное для личности. Он полагает, что одиночество не может способствовать ничему хорошему в жизни человека и, вероятнее всего, не умеет находиться в этом состоянии, тем более - им управлять.
Фактор силыиллюстрирует понимание человеком того, как сильно влияет одиночество на его жизнь и как он оценивает глубину этого переживания. Высокие значение этого фактора говорят о том, что одиночеству приписывается большое влияние на жизнь человека. Очень высокие значения свидетельствуют о том, что человек имеет опыт переживания одиночества или же опыт наблюдения и эмпатии переживания других, значимых для
него людей.
Низкие значения свидетельствуют о том, что испытуемый не придает этому состоянию особой глубины и не считает, что одиночество может оказать серьезное влияние на жизнь человека.
Фактор активностиинтерпретируется как показатель интенсивности переживания одиночества. Высокие значения говорят о высокой интенсивности переживания. Низкие оценки можно интерпретировать как спокойную эмоциональную реакцию на это состояние. Низкие значения по данному фактору часто встречаются у тех людей, которые не переживали негативных форм одиночества.
7. Затем необходимо собрать результаты всей группы, чтобы, применяя парный критерий Т Вилкоксона, обнаружить (или не обнаружить) значимость различий в представлениях об изучаемых понятиях до и после изучения спецкурса. Для этого нужно сделать следующую таблицу.
Таблица 2
№ | Одиночество | Изоляция | Уединение | |||||||||||||||
Fo | Fc | Fa | Fo | Fc | Fa | Fo | Fc | Fa | ||||||||||
Д | П | Д | П | д | П | д | п | д | п | Д | П | Д | П | Д | П | д | п | |
В этой таблице под буквой «Д» записываются результаты до изучения спецкурса, а под буквой «П» - после. Очень важно, чтобы в одной строке были результаты одного человека, при этом его порядковый номер значения не имеет. Поэтому разумно, заполняя таблицу, диктовать сразу всю строчку. Чтобы было удобнее это делать, заполните свою строчку сразу, пусть она будет первой.
8. Далее нужно обратиться к парному критерию Т Вилкоксона.
11*
Этот критерий применяется для оценки различий экспериментальных данных, полученных на одной итой же выборке в двух разных условиях. Наши условия - это представления об одиночестве, изоляции и уединении до и после изучения спецкурса. Применяя парный критерий Т Вилкоксона, можно установить не только направленность изменений, но и их выраженность, то есть можно судить, насколько сдвиг показателей в каком-то одном направлении является более интенсивным, чем в другом. Отметим, что для применения критерия Т Вилкоксона необходимо соблюдать следующие условия:
а) измерение может быть проведено во всех шка
лах, кроме номинативной;
б) выборка должна быть связной;
в) число элементов в сравниваемых выборках
должно быть равным. В нашем случае это озна
чает, что количество студентов, участвующих
в эксперименте, должно быть постоянным;
г) критерий Т Вилкоксона может применяться при
численности выборки от 5 до 50.
Критерий Т основан на ранжировании абсолютных величин разности между двумя рядами выборочных значений в первом и втором экспериментах (например, до и после какого-либо воздействия - в нашем случае это воздействие заключается в получении и усвоении новой информации). Ранжирование абсолютных величин означает, что знаки разностей не учитываются, однако в дальнейшем, наряду с общей суммой рангов, отдельно подсчи-тывается сумма рангов как для положительных, так и для отрицательных сдвигов. Если интенсивность сдвига в одном из направлений оказывается большей, то и соответствующая сумма рангов также оказывается большей. Этот сдвиг, как и в случае критерия знаков, называется типич-
ным, а противоположный, меньший по сумме, - нетипичным. Понятно, что эти два сдвига оказываются дополнительными по отношению друг к другу.
Критерий Т Вилкоксона базируется на величине нетипичного сдвига, который называется Тэмп. Для расчета этого критерия вам нужно составить таблицу. Такая таблица составляется для каждого фактора (оценки, силы, активности) всех трех понятий. Таким образом, всего будет девять таблиц.
Сначала рассчитаем значения Тэмп. для понятия «одиночество». Это слово имеет три показателя по СД: фактор оценки, фактор силы и фактор активности21. Значит, всего нужно составить три таблицы. На примере данных фактора оценки понятия «одиночество» рассмотрим поэтапную обработку результатов по критерию Т Вилкоксона.
Таблица 3
Расчет критерия Т Вилкоксона для фактора оценки (по СД) понятия «одиночество»
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 |
№ п/п | До | После | Сдвиг (значение разности с учетом знака) | Абсолютные величины разностей | Ранги абсолютных величин разностей | Символ нетипичного сдвига |
21 Конечно, речь идет о факторных весах, результатах, которые уже вписаны вами в общую сводную таблицу 2.
Итак, обработка данных по критерию Т Вилкоксона осуществляется следующим образом. Столбики № 1, 2 и3 такие же, как в таблице 2 рассчитываемого фактора соответствующего понятия (в данном случае фактора оценки одиночества).
8.1. В столбик № 4 вносятся величины сдвигов
с учетом знака. Их вычисляют путем вычитания из чисел
третьего столбца чисел второго, то есть из значений «по
сле» значений «до».
8.2. В пятом столбце в соответствие каждому значе
нию сдвига ставят его абсолютную величину.
8.3. В шестом столбце ранжируют абсолютные вели
чины сдвигов, представленных в пятом столбце.
8.4. Затем подсчитывают сумму рангов и проверяют
правильность ранжирования на основе совпадения сумм
рангов, полученных двумя способами. Напомним, что
второй способ подсчета сумм рангов производится по
формуле:
(кс + 1) кс
Сумма рангов = 2
8.5. Любым символом, например звездочкой (*),
нужно отметить все имеющиеся в таблице нетипичные
сдвиги.
8.6. Далее нужно суммировать ранги нетипичных
сдвигов. Это и будет искомая величина Тэмп.
8.7. Затем по таблице критических значений крите
рия Т Вилкоксона определите Ткр. для нашей выборки
(п - число участников эксперимента). Подчеркнем, что
в данном критерии поиск критических величин в таблице
ведется по общему числу испытуемых.
Таблица 4