Проанализируйте отрывки, представленные ниже, определите типовую схему перцепции, систематические ошибки социального восприятия?

7. 3. Фрейд, беседуя с пациенткой о том, как она счастлива в браке, заметил, что она бессознательно снимала с пальца и надевала обручальное кольцо.

8.Служащий рассказал начальнику о своем проекте реорганизаций работы отдела. Начальник сидел очень прямо, плотно упираясь ногами в пол, не останавливая взгляда на служащем, но время от времени повторяя: «Так- так... да-да...» В середине беседы, отклонившись назад, oперев подбородок на ладонь так, что указательный палец вытянулся вдоль щеки, он задумчиво полистал проект со словами: «Да, все, о чем вы говорили, несомненно, очень интересно, я подумаю над вашими предложениями».

9. Вы по пути решили навестить приятельницу, не предупредив её заранее о своем визите: «Не помешаю? У тебя есть время? Мне надо кое-что тебе рассказать...» — «Ну что ты... заходи, конечно... Кофе будешь?». Хозяйка достала банку, насыпала кофе, плотно закрыла ее и спрятала на полку. «Так ты сейчас ничем не занята?» — «Для тебя у меня всегда найдется время...»

10. Вы просите у знакомого книгу. Он с готовностью соглашается дать вам ее и начинает искать на полках. Ищет, ищет... Казалось бы, все обыскал — книги нет как не было!

11. Политический деятель выступает с предвыборной программой. Потрясая указательным пальцем над головами слушателей, он говорит: «Я искренне стремлюсь к диалогу, стараюсь учитывать мнение всех слоев общества...» Делая плавные, округлые жесты обеими руками, он заверяет всех, что у него есть четкая, обдуманная программа.

Проанализируйте по приведенным примерам влияние на слушателя одновременно слов и жестов. Какие выводы можно сделать в описанных ситуациях? Как вы считаете, на какую, информацию надо полагаться в случае явного расхождения вербальной и невербальной информации?

5.4. Итоговый контроль знаний:

-ответы на вопросы по теме занятия;

-тестирование.

1. Охарактеризуйте роль общения в жизни общества и отдельного человека. Какие вы знаете виды и формы чело­веческого общения?

2. Перечислите функции общения, попробуйте самостоя­тельно подобрать примеры, раскрывающие смысл каждой из них.

3. Какие виды межличностного общения Вы знаете? На­зовите цель и специфические черты каждого вида.

4. В чем состоит сходство императивного и манипулятивного общения? Чем они принципиально отличаются от диа­лога?

5. Охарактеризуйте диалогический тип межличностного общения?

6. В чем состоит смысл коммуникативной стороны об­щения?

7. Какую роль в процессе общения выполняет механизм обратной связи?

8. Каковы его основные формы? Перечислите важнейшие, на Ваш взгляд, приемы, используемые педагогами для пере­дачи ученикам обратной связи.

9. В чем психологический смысл коммуникативных барье­ров. Какие виды коммуникативных барьеров Вы знаете? Приведите примеры из педагогической практики.

10. Опишите виды коммуникативных воздействий. Как кон­кретно каждый из них проявляется в общении учителя и ученика?

11. Какие средства передачи информации Вы знаете? Пе­речислите важнейшие невербальные средства передачи ин­формации партнеру по общению. Какую роль они выполняют в процессе общения?

12. Охарактеризуйте процесс эффективного слушания.

· Тесты:

1.Охарактеризуйте понятие общения

1) это универсальная реальность бытия человека, порождаемая и поддерживаемая разнообразными формами человеческих отношений.

2) процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов.

3) вид межгрупповых и внутригрупповых контактов

4)процесс взаимодействия врача и пациента

2. Какое из ниже перечисленных видов не относится к видам общения:

1)Межличностное

2)Ролевое

3)Внутриличностное

4)Ритуальное

5)Монологическое

6)Диалогическое

7)Эклектическое

3. Императив и манипуляция являются РАЗНОВИДНОСТЬЮ, какого вида общения:

1) Межличностное

2) Ролевое

3) Ритуальное

4) Монологическое

5) Диалогическое

4.Меличностная коммуникация определяется как

1)процесс обмена информацией, который приводит к развитию и изменению последней в общем информационном поле, создаваемом партнерами по общению.

2)процесс, происходящий между коммуникатором и реципиентом

3)процесс взаимодействия различных социальных групп

4)процесс восприятия одним человеком другого

5.Обратная связь предполагает

1) информация, которая возвращается от коммуникатора к реципиенту

2) информация о том, как реципиент оценивает коммуникатора, как оценивает его поведения и слова.

3) взаимодействие между коммуникатором и реципиентом

4)обмен информацией

6.Социальная перцепция определяется как процес

1)процесс, возникающий при межчеловеческом взаимодействии на основе естественного общения, и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого

2)восприятие, возникающее на основе взаимодействия.

3)восприятие, происходящее между коммуникатором и реципиентом.

4)взаимодействие различных социальных групп

7.Интеракция определяется как процесс

1)взаимодействие

2)восприятие

3)самореализация

4)самоэффективность

8. В процессе социальной перцепции в первую очередь учитывается

1) Внешний облик человека, поза, мимика, жесты

2) Умение общаться устанавливать контакт с партнером по общению

3) Умение налаживать процесс взаимодействия

4) Умение хорошо выглядеть

9. Весь спектр межлично­стных взаимодействий может быть в интересах изучения описан при помощи 4 категорий (схема Бейлса), какая из категорий является лишней

1) Область позитивных эмоций

2) Область решения проблем

3) Область постановки проблем

4) Область негативных эмоций

5) Область межличностных конфликтов

10.К коммуникативным барьерам непонимания относятся:

1) фонетический;

2) семантический;

3) стилистический;

4) логический;

5) верны только ответы 2 и 4;

6) все ответы верны.

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия

1. Дать характеристику особенностям межличностного взаимодействия в работе профессионального психолога

2.На конкретном примере раскрыть психологические механизмы взаимопонимания людьми друг друга: групповой идентификации, каузальной атрибуции, рефлексии, эмпатии, аттракции, установки, децентрализации

3.Дать характеристику видам и техникам эффективного слушания

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

1. Руководство как феномен психологической власти в группе

2. Лидерство как феномен психологической власти в группе

3. Инструментальный и экспрессивный лидер

4. Психологические особенности лидера

5. Власть и авторитет лидера

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

- обязательная:

3. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1 (общие основы психологии). - М.: ВЛАДОС, 2005.

4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.

- дополнительная:

1. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие.— Мн.: Харвест, 2003.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебное пособие. - М.: Аспект-пресс, 2007.

- электронные ресурсы:

1. Электронный каталог КрасГМУ.

2. Электронная библиотека Absotheue.

3. БД МедАрт.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития

России

Наши рекомендации