Психологические особенности воспитания
Словарная литература по психологии отмечает, что воспитание — это прежде всего процесс социализации индивида, становление и развитие его как личности на протяжении всей жизни, когда он сам активен, испытывая в то же время влияние социальной и культурной среды.
В процессе воспитания индивид обретает признанные в обществе и одобряемые им социальные ценности, нравственные и правовые нормы, качества личности и образцы поведения1.
· Воспитание (как и обучение) представляет собой совместную с детьми деятельность взрослых (или сверстников), связанную с презентацией ими норм культуры, ценностей, вкусов, идеалов, взглядов и пр. и переработкой их на основе имеющихся смыслов и мотивов в поступки и поведение в целом.
На протяжении веков взрослые стремились к тому, чтобы молодое поколение оказалось достойным и способным приумножать культурные ценности. Очень часто эти установки проявлялись в деятельности учителя. Например, ученики Конфуция должны были усвоить в первую очередь уроки стойкости духа и смирения.
Вместе с тем история показывает, насколько труден процесс воспитания. Так, при раскопках пирамиды нашли папирус, на котором
______________
1 Краткий психологический словарь / Ред. сост. Л А Карпенко — Ростов-на-Дону, 1998.
С. 194
было написано: «Ох уж эти дети! И когда они начнут слушаться своих родителей?»
В каждом обществе социально-культурный уровень (традиционная культура, образ жизни, нормы общежития и пр.) влиял на характер воспитания. Скажем, европейцы требуют строгой дисциплины от детей младшего возраста, а затем те обретают самостоятельность. У японцев, малайцев, сингалов иначе: они не ограничивают детей, предоставляя им максимум свободы, но, став подростками, должны вести себя в соответствии с обязанностями взрослых. Также разными были представления о феминности или маскулинности детей, роли в этом отца или матери.
С содержательной стороны процесс воспитания складывается из нескольких частей, поскольку воспитание бывает:
1. Умственное.
2. Физическое.
3. Эстетическое.
4. Правовое.
5. Трудовое.
6. Профессиональное.
В психологии воспитания следует отметить определенные аспекты:
· Роль деятельности в процессе воспитания;
· Воспитание как взаимодействие;
· Система потребностей ребенка при взаимодействии с ним взрослых;
· Воспитательные воздействия;
· Трудности социализации детей;
· Психические травмы как субъективно переживаемые и непреодолимые трудности и пр.
Рассмотрим эти вопросы подробнее.
Многие авторы указывают, что опыт усваивается в деятельности (об этом пишут А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Б.М. Ломов и др.). Нельзя научиться плавать, не входя в воду; нельзя стать вежливым, не проявляя вежливого, корректного поведения; невозможно быть добрым без заботливого, внимательного отношения к людям.
Процесс усвоения социального опыта сродни обучению: сначала ребенок учится на примере другого человека. В этом смысле еще раз
С. 195
уместно подчеркнуть: прежде чем какая-либо черта личности (например, честность) появится – станет внутренней функцией, она должна быть прежде всего внешней, социализированной – как бы «для других», и только потом – для себя (внутренней, индивидуальной). Следовательно, процесс воспитания начинается со взрослых, носителей культурного опыта.
Принцип единства сознания и деятельности гласит: необходима активная деятельность детей, чтобы они усвоили правила поведения. Ребенок вместе со взрослым, согласно определяемым наставником целям, выполняет то, что требуется в данном конкретном случае. Затем личность становится более автономной, она демонстрирует «выученные уроки» в других ситуациях.
Психологическое ядро воспитания – формирование целостной личности, направленность которой – самоактуализация.
· Направленность личности –это совокупность мотивов, которые ориентируют деятельность индивида и не зависят от ситуации.
Таковая проявляется в убеждениях, склонностях и пр. Имеется несколько видов направленности:
· эгоистическая (на себя);
· на взаимодействие с другими;
· на деятельность (на дело).
Другими словами, направленность личности выявляет ее потребности. Так, первая из трех указанных возникает, если у детей преобладают мотивы к достижению собственного благополучия и престижа. Такой человек игнорирует окружающих, а в своей деятельности старается прежде всего удовлетворить свои притязания.
Направленность на взаимодействие обнаруживается, когда индивид стремится поддерживать хорошие отношения с другими людьми. Он ориентирован на общение, что может влиять на качество выполнения деятельности и ее результат.
Деловая направленность отражает увлечение процессом деятельности, стремление к познанию. Она связана с потребностью человека сотрудничать с другими ради дела и характеризуется мотивами бескорыстного выполнения (А. Маслоу называл это служением делу, приводящим личность к ощущению радости).
Каждое личностное свойство – это мотив и проявление поведения. Целостная структура личности охарактеризована Л.И. Божович: это
С.196
человек, достигший определенного уровня психического развития, который позволяет ему управлять саморазвитием и взаимодействием с окружающими.
Формирование целостной структуры личности в процессе воспитания приводит к появлению мотивов и устойчивых способов поведения, адекватных данному возрасту. С точки зрения нравственною поведения такая целостность и предполагает устойчивые способы по ведения и преднамеренные мотивы.
В структуре личности огромное значение имеет отношение к окружающему как опредмеченная потребность в другом человеке или деятельности. Через окружающих индивид становится самим собой, ибо те одобряют или порицают его поступки. По другим человек сверяет свое поведение. В. Н. Мясищев отмечал:
Психологические отношения в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности1.
Предмет или другой человек, с которым у данного индивида ycтанавливается определенное взаимоотношение, включаются в систему связей. Свойства предметов существуют для всех людей, а действия и переживания, которые вызывают эти свойства, избирательны. У каждого они специфичны. Соответственно отношения к чему-либо есть своеобразная оценка, рождаемая «внутри» личности.
Когда личность развивается в процессе воспитания, изменяются и ее внутренние оценки, или отношения. С точки зрения В. Н. Мясищева, воспитание и есть процесс образования оценочных отношений.
Важное значение для его понимания имеют мысли С. Л. Рубинштейна об отношении человека к окружающему. Ученый указывал:
...Общественное отношение к другим людям опосредует у человека и самое отношение его к природе, вообще к объекту. Человек существует как человек лишь благодаря своему отношению к другому человеку2.
Он подчеркивал, что отношение к людям составляет ядро истинной психологии, «основную ткань человеческой жизни». С. Л. Рубинштейн видел смысл жизни в отношениях с другими людьми. Коммуникативные черты личности, развиваемые воспитанием, определяют морально-психологический строй личности:
________________
1 Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологических отношений человека // Психологическая наука в СССР / Под ред. Б. Г. Ананьева и др: В 2 т. - М, 1960 - Т. 2. - С 111.
2 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М., 1976. — С. 51.
С. 197
Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям то, чего он стоит, целиком определяется тем, какие отношения к другому человеку он способен устанавливать1.
Формирование коммуникативных черт личности становится важной целью воспитания. Особо значимым является, по мнению Т. Е. Конниковой, воспитание коллективизма. И это понятно, поскольку школьники проводят время в основном среди сверстников. От того, какие отношения они умеют построить с другими, зависит их самочувствие (можно сказать, их психическое здоровье).
Т. Е. Конникова занялась изучением коллектива школьников. Она писала, что способ организации совместной деятельности влияет на отношения детей друг к другу. Педагогу надо воздействовать на них без угроз, давления и приказов.
Перекликаются с мыслями этого исследователя идеи А. Л. Шнирмана о развитии личности учащихся в коллективе, об их индивидуальных особенностях, товарищеских отношениях, необходимых в совместной деятельности.
А. Л. Шнирман отмечал необходимость быть уважительным, чутким, внимательным к вопросам учащихся. Отношения между ними и воспитателем должны строиться на основе доверия и взаимного уважения.
Психологические особенности воспитательного процесса хорошо иллюстрируют исследования А. В. Петровского. Они продемонстрировали, что «в общностях, объединяющих людей на основе совместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения людей опосредуются ее содержанием и ценностями»2. Для психологии воспитания важно, что личность избирательно относится к действию группы сверстников в зависимости от оценок, взглядов и убеждений, которые в ней приняты. Если она вынуждена отказаться от этого, возникает конфликт, приводящий одних к конформности, а других — к стремлению действовать в соответствии со своими внутренними установками.
В позиции А. В. Петровского привлекает указание на значимость в процессах воспитания специфики личностного становления:
Человек вступает в общение и в нем определяет существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает,
_____________________
1 Рубинштейн С Л Указ. соч. - С 14
2 Петровский А В Личность, деятельность, коллектив. - М, 1982. – С.31.
С.198
с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями»1.
Следовательно, личность — это то, «что во мне для других».
С точки зрения ученого, только в коллективе возможно подобное я отношусь к другим, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим. Без этого не мыслится ни коллективизм, ни персонализация.
Особая потребность человека — быть личностью (это и есть потребность персонализации). Она проявляется во включении индивида в социальные связи, ими же она и обусловливается. Удовлетворяя свою потребность в других людях, человек становится личностью, одновременно «отражаясь» в них.
А. В. Петровский полагает, что в воспитании имеется единство и взаимопереход отношений. Отношения людей — это изменение отраженной субъектности в каждом взаимодействующем лице.
Укажем еще на одно положение, важное для понимания воспитания. Речь идет о феномене возложения ответственности, т. е. устойчивой позиции индивида, проявляющейся в признании правомерности наложить возможные социальные санкции в форме одобрения или наказания за успех или неудачи в совместной деятельности на себя или других лиц в группе2.
В исследовании обнаружилось, что ответственность отдельного человека зависит от уровня развития группы. Если тот низок, индивид считает заслуги только своими, а если высок, то успех оценивается адекватно. Неудачи в первом случае конкретный человек относит на счет других людей.
Таким образом, в воспитании детей большую роль играет группа (ученический коллектив, кружок). Группы высокого уровня развития характеризуются единством, коммуникативностью, ответственностью. Поскольку их члены — дети, они также проявляют эти особенности (ответственность, сдержанность, коммуникативность и пр.).
Отметим роль выдающегося педагога и ученого А. С. Макаренко в изучении коллектива и его влияния на личность.
А. С. Макаренко считал, что коллектив создает наиболее благоприятные условия для всестороннего развития школьника. Идея параллельного педагогического действия раскрывает сущность отношений личности и группы: на конкретного школьника можно воздействовать не прямо, а через коллектив. Однако подобное параллельное воз-
__________________
1 Петровский А В Указ. соч. — С. 115 2 Там же - С 149.
С.199
действие личности на коллектив и наоборот возможно только при высоком уровне развития группы.
Воздействия могут быть эффективными при определенных условиях. Одним из них является референтность группы, в которой находится школьник. Если все то, что делают другие дети, для него существенно, то он разделяет нормы, ценности, установки, руководствуется ими и строит свое поведение так, чтобы другие его одобрили.
У школьника может быть несколько референтных групп, и часто они вовсе не коллектив класса. Следовательно, лучше всего для полноценного воспитания, когда формальная группа одновременно является и референтной.
Коллектив воздействует на личность эффективно в том случае, если уровень притязаний школьника соответствует его реальному положению в группе, а цели, задачи, стоящие перед ним, понятны, доступны и приняты им так же, как и другими.
Весомый вклад в осмысление проблем воспитания внес ученый-педагог и директор Павлышской школы на Украине В. А. Сухомлинский.
Совместная деятельность взрослых и детей, по мнению В.А. Сухомлинского, эффективна, когда обращаются к уму и чувствам воспитанников. Только в том случае взаимоотношения превратятся в средство воспитания, если воздействия педагога пробуждают в детях гражданина.
В основу воспитательной работы ученый-практик положил главный принцип: ребенок должен находить радость в труде, в обогащении своих знаний, в создании материальных и духовных ценностей. Мастерство педагога заключается в умении пробудить духовную жизнь детей. Он должен быть не только старшим товарищем, но и наставником. Воспитателю следует придерживаться правила: ни один день не должен быть без успехов, без результатов:
Надо встречаться с ребенком как с другом, единомышленником, пережить вместе с ним радость победы и горечь утраты1.
Роль взрослого, педагога в процессе воспитания неизмеримо велика. В. А. Сухомлинский подчеркивал:
Мы, педагоги, воспитываем прежде всего тем, что в нашей душе, — своими убеждениями и чувствами. Наше слово, обращенное к детям и юношеству, должно быть таким, чтобы слушали его, затаив дыхание, чтобы чувст-
___________________
1 Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. — М., 1982. — С. 44.
С. 200
вовали в нем высшую правду бытия, чтобы верили нам, как верит человси сиянию солнца1.
Воспитание можно рассматривать и как социально-психологический процесс. В нем происходит социализация школьников, которые овладевают различными ролями, имеют социальные установки и социально-психологический статус.
· Социализация — это процесс и результат образования и воспроизведения социального опыта, усвоенного личностью в обучении и воспитании, а также при стихийном и неорганизованном воздействии факторов социальной среды.
Воспитываясь, личность самоактуализируется. По мере взросления меняется Я-концепция учащегося (своеобразное представление о себе). В нее входит несколько Я — прошлое, настоящее, будущее, идеальное — в глазах других.
Исключительный случай, когда эти несколько Я совпадают. Важно, чтобы школьник принимал себя, отличался стабильностью, поскольку это служит источником саморазвития и самовоспитания.
Социальная роль понимается в социальной психологии как фиксированное положение, которое занимает человек в системе межличностных взаимосвязей. От каждой личности ожидают определенных образцов поведения. Эти ожидания соответствуют каким-то поведенческим признакам, проявляемым человеком в общении с окружающими.
Школьник всегда стремится к одобрению своих поступков со стороны значимых для него взрослых и сверстников. Иначе говоря, он усваивает нормы поведения в соответствии с той деятельностью, которую выполняет. Например, может замечательно играть в футбол (роль футболиста), но иметь плохую успеваемость (роль ученика).
Эти роли могут меняться в процессе воспитания. Ребенок достигает самоидентичности, когда они одобряются окружающими. Появляется удовлетворение значимой для него деятельностью.
Итак, в процессе воспитания формируются потребности, характер, эмоционально-волевая сфера, инициируется саморазвитие. Человек овладевает социальными ролями и стремится к самоактуализации. На этот процесс влияют взрослые и сверстники. Как это происходит, рассматривается ниже.
__________________
1 Сухомлинский В. А. Родина в сердце. — М., 1980. — С. 13.
С. 201