Понятие о психическом здоровье школьника

С. 186

Глава 5

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

КАК РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ

С.190

Психологи-гуманисты придавали потенциям личности первостепенное значение. Предполагалось, что гуманность по отношению к другому — это отсутствие напористости, отказ от манипулирования и конфронтации, подобная даосской созерцательности (самоуглублению).

Однако не все люди достигают в своем развитии «точки полной самоактуализации», не могут прогнозировать эту вершину, и, само( главное, лишь незначительное число людей реализуют такое стремление. Наблюдения за обычными (здоровыми) индивидами позволили увидеть, как нормативные, личные оценки заменяются на объективные понятия. Это побудило изучить процесс самоактуализации как общее представление о личности

А Маслоу выделяет несколько понятий, характеризующих психически, морально здорового человека

• человечность;

• уверенность в себе;

• самообладание;

• потребность в знаниях

Зависть же, ревность, предвзятость, раздражительность, надуман­ная значительность должны быть преобразованы в смиренный вос­торг, благодарность, признательность, обожание и преклонение.

Эти экзистенциальные проблемы помогут принять других и самого себя.

Люди, которые вовлекаются в самоактуализацию, увлечены чем-либо, что непосредственно не связано с биологическими потребно­стями Все они отдаются определенному делу и посвящают себя высшим ценностям бытия (истине, красоте, добродетели, простоте, яс­ности и пр.).

Самоактуализация как главный показатель психического здоро­вья осуществляется благодаря другим потребностям Последние вы­страиваются в такую иерархию (от низших к высшим):

• физиологические,

• в безопасности и защите;

• в принадлежности и любви;

• в самоуважении,

• в личном совершенствовании.

Здесь важно, что низшие потребности должны быть обязательно удовлетворены, и только потом осознается более высокая из них. Это

С.191

значит физиологические необходимо удовлетворить прежде, чем воз­никнут потребности в безопасности и т д.

Данная иерархия относится ко всем людям. Чем большее количе­ство потребностей удовлетворяет человек, тем ярче его индивидуаль­ность. Но иногда творческий человек способен отказаться от физио­логических потребностей, чтобы достичь цели в жизни

И еще один важный момент, люди могут создавать свою иерар­хию потребностей исходя из собственых нужд. Соответственно и удов­летворение таковых бывает частичным. Если же потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек «застрянет» на этой стадии

Высшие потребности — в самоактуализации и реализации своего потенциала, — по мнению А. Маслоу, удовлетворяются только на 10%, а низшие (физиологические) — на 85%.

Самоактуализация проявляется в переживании и сродни самозаб­венности. Человек личностно растет. Он обнаруживает нечто, тре­бующее погружения в себя, ответственности перед собой и готовности к ежедневному кропотливому труду, направленному на обнаружение и реализацию собственных возможностей. Человек «захвачен радо­стью». Как только он поймет свою сущность (что для него хорошо и плохо, кто он такой, к чему стремится), начнет понимать свои защит­ные механизмы.

Процесс самоактуализации предполагает ресакрализацию — спо­собность верить в ценности и воспринимать других как целое, уме­ние личности напряженно трудиться и достигать высоких результатов. В этом и состоит психическое здоровье, каким его описывает А Маслоу1.

По утверждению гуманистических психологов, человек на пути самоактуализации сам противостоит трудностям роста (в возрастной психологии синоним этому — «возрастной кризис»).

Вместе с тем обратим внимание, что личность самоактуализируется как бы независимо от других, в социально-психологическом вакууме. Может ли она тогда противостоять возникающей деструкции? Каковы внутренние механизмы, приводящие человека к поискам смыс-ра и выбору ценностей? Какую роль в этом процессе играют мотивы?

Понятно, что если бы рядом с ребенком не было значимых других, вряд ли он поверил бы в высшие ценности и стал напряженно трудиться. Поэтому утверждение «Никто не может помешать чело-

_______________

1 Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб., 1997. — С. 53-65.

С.192

веку, находящемуся в этом процессе (самоактуализации. — В. К.), кроме него самого, поскольку все препятствия личностному разви­тию находятся внутри него, а не в его окружении»1, является одно­сторонним.

В том-то и дело, что растущую личность надо научить справляться с жизненными трудностями, а цели, которые она себе ставит, не появляются беспричинно (независимо ни от других людей, ни от обстоятельств, ни от самого себя). Они обусловлены как личностными (внутренними), так и социальными (внешними) обстоятельствами. Вспомним в связи с этим замечание С. Л. Рубинштейна о том, что внешние причины действуют на основе внутренних условий и они меняются местами: внутренняя причина выступает условием (фактором) появления и развития другого психического качества.

Для того чтобы личностный рост был гармоничным, необходим удовлетворительный психофизиологический «старт» (нормальные психофизиологические предпосылки и такие психологические усло­вия, которые были бы адекватны сензитивным периодам и создавали бы мотивы самоактуализации). Фактически речь идет о том, что пси­хические новообразования, возникающие в процессе обучения (знания, умения, умственные действия и пр.), — это результаты усвоения научного компонента в социальном опыте.

Помимо этого необходимы и такие психические образования, которые свидетельствуют о нормах поведения детей, их эстетической культуре, — словом, об усвоении морального элемента социального опыта, выработанного человечеством. Таковы нормы человеческого общежития, правовые знания, эстетические нормы и вкусы и т. п.

Разумеется, подобное выделение в социальном опыте «чистых» знаний условно. Это сделано нами, чтобы подчеркнуть: педагогическая психология интересуется и тем, как складываются нормы поведения у молодого поколения, что этому способствует или препятствует. Сле­довательно, необходимо показать, каковы психологические законо­мерности воспитания, почему возникает психическое нездоровье, ка­ковы возможности взрослых, какие сложности существуют.

Таким образом, категорию «психическое здоровье» осмысливают и анализируют по-разному. Один из подходов — теоретический, по­зволяющий рассмотреть, на какие области образовательного процес­са распространяется сам изучаемый феномен.

___________________

1 Кораблина E. П. Психологическая помощь в развитии личности. — СПб., 1994. С. 4-5.

С.193

Следует, однако, сразу определиться с тем, что в образовательном процессе представлены два аспекта — обучение и воспитание, в кото­рых личность школьника реализуется как единая.

Другой подход к психическому здоровью — ориентированный на практику. Он позволяет по определенным критериям обнаружить асинхронии развития личности школьника, проанализировать внеш­ние условия, провоцирующие их (роль в этом взрослых и педагогов).

Воспитание — та область, где ошибки взаимодействия взрослых с детьми проявляются с очевидностью.

В связи с идеей самоактуализации личности рассмотрим процесс воспитания.

С.196

человек, достигший определенного уровня психического развития, который позволяет ему управлять саморазвитием и взаимодействием с окружающими.

Формирование целостной структуры личности в процессе воспитания приводит к появлению мотивов и устойчивых способов поведения, адекватных данному возрасту. С точки зрения нравственною поведения такая целостность и предполагает устойчивые способы по ведения и преднамеренные мотивы.

В структуре личности огромное значение имеет отношение к окружающему как опредмеченная потребность в другом человеке или деятельности. Через окружающих индивид становится самим собой, ибо те одобряют или порицают его поступки. По другим человек сверяет свое поведение. В. Н. Мясищев отмечал:

Психологические отношения в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности1.

Предмет или другой человек, с которым у данного индивида ycтанавливается определенное взаимоотношение, включаются в систему связей. Свойства предметов существуют для всех людей, а действия и переживания, которые вызывают эти свойства, избирательны. У каж­дого они специфичны. Соответственно отношения к чему-либо есть своеобразная оценка, рождаемая «внутри» личности.

Когда личность развивается в процессе воспитания, изменяются и ее внутренние оценки, или отношения. С точки зрения В. Н. Мясищева, воспитание и есть процесс образования оценочных отношений.

Важное значение для его понимания имеют мысли С. Л. Рубин­штейна об отношении человека к окружающему. Ученый указывал:

...Общественное отношение к другим людям опосредует у человека и са­мое отношение его к природе, вообще к объекту. Человек существует как человек лишь благодаря своему отношению к другому человеку2.

Он подчеркивал, что отношение к людям составляет ядро истин­ной психологии, «основную ткань человеческой жизни». С. Л. Рубин­штейн видел смысл жизни в отношениях с другими людьми. Комму­никативные черты личности, развиваемые воспитанием, определяют морально-психологический строй личности:

________________

1 Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологических отно­шений человека // Психологическая наука в СССР / Под ред. Б. Г. Ананьева и др: В 2 т. - М, 1960 - Т. 2. - С 111.

2 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М., 1976. — С. 51.

С. 197

Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям то, чего он стоит, целиком определяется тем, какие отношения к другому человеку он способен устанавливать1.

Формирование коммуникативных черт личности становится важной целью воспитания. Особо значимым является, по мнению Т. Е. Конниковой, воспитание коллективизма. И это понятно, по­скольку школьники проводят время в основном среди сверстников. От того, какие отношения они умеют построить с другими, зависит их самочувствие (можно сказать, их психическое здоровье).

Т. Е. Конникова занялась изучением коллектива школьников. Она писала, что способ организации совместной деятельности влияет на отношения детей друг к другу. Педагогу надо воздействовать на них без угроз, давления и приказов.

Перекликаются с мыслями этого исследователя идеи А. Л. Шнирмана о развитии личности учащихся в коллективе, об их индивиду­альных особенностях, товарищеских отношениях, необходимых в со­вместной деятельности.

А. Л. Шнирман отмечал необходимость быть уважительным, чут­ким, внимательным к вопросам учащихся. Отношения между ними и воспитателем должны строиться на основе доверия и взаимного ува­жения.

Психологические особенности воспитательного процесса хоро­шо иллюстрируют исследования А. В. Петровского. Они продемон­стрировали, что «в общностях, объединяющих людей на основе со­вместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения людей опосредуются ее содержанием и ценностями»2. Для психоло­гии воспитания важно, что личность избирательно относится к дей­ствию группы сверстников в зависимости от оценок, взглядов и убеждений, которые в ней приняты. Если она вынуждена отказать­ся от этого, возникает конфликт, приводящий одних к конформно­сти, а других — к стремлению действовать в соответствии со своими внутренними установками.

В позиции А. В. Петровского привлекает указание на значимость в процессах воспитания специфики личностного становления:

Человек вступает в общение и в нем определяет существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает,

_____________________

1 Рубинштейн С Л Указ. соч. - С 14

2 Петровский А В Личность, деятельность, коллектив. - М, 1982. – С.31.

С.198

с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями»1.

Следовательно, личность — это то, «что во мне для других».

С точки зрения ученого, только в коллективе возможно подобное я отношусь к другим, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим. Без этого не мыслится ни коллективизм, ни персонализация.

Особая потребность человека — быть личностью (это и есть по­требность персонализации). Она проявляется во включении индиви­да в социальные связи, ими же она и обусловливается. Удовлетворяя свою потребность в других людях, человек становится личностью, одновременно «отражаясь» в них.

А. В. Петровский полагает, что в воспитании имеется единство и взаимопереход отношений. Отношения людей — это изменение от­раженной субъектности в каждом взаимодействующем лице.

Укажем еще на одно положение, важное для понимания воспита­ния. Речь идет о феномене возложения ответственности, т. е. устой­чивой позиции индивида, проявляющейся в признании правомерно­сти наложить возможные социальные санкции в форме одобрения или наказания за успех или неудачи в совместной деятельности на себя или других лиц в группе2.

В исследовании обнаружилось, что ответственность отдельного человека зависит от уровня развития группы. Если тот низок, инди­вид считает заслуги только своими, а если высок, то успех оценива­ется адекватно. Неудачи в первом случае конкретный человек отно­сит на счет других людей.

Таким образом, в воспитании детей большую роль играет группа (ученический коллектив, кружок). Группы высокого уровня разви­тия характеризуются единством, коммуникативностью, ответствен­ностью. Поскольку их члены — дети, они также проявляют эти осо­бенности (ответственность, сдержанность, коммуникативность и пр.).

Отметим роль выдающегося педагога и ученого А. С. Макаренко в изучении коллектива и его влияния на личность.

А. С. Макаренко считал, что коллектив создает наиболее благопри­ятные условия для всестороннего развития школьника. Идея парал­лельного педагогического действия раскрывает сущность отношений личности и группы: на конкретного школьника можно воздейство­вать не прямо, а через коллектив. Однако подобное параллельное воз-

__________________

1 Петровский А В Указ. соч. — С. 115 2 Там же - С 149.

С.199

действие личности на коллектив и наоборот возможно только при высоком уровне развития группы.

Воздействия могут быть эффективными при определенных усло­виях. Одним из них является референтность группы, в которой на­ходится школьник. Если все то, что делают другие дети, для него существенно, то он разделяет нормы, ценности, установки, руковод­ствуется ими и строит свое поведение так, чтобы другие его одобрили.

У школьника может быть несколько референтных групп, и часто они вовсе не коллектив класса. Следовательно, лучше всего для пол­ноценного воспитания, когда формальная группа одновременно яв­ляется и референтной.

Коллектив воздействует на личность эффективно в том случае, если уровень притязаний школьника соответствует его реальному по­ложению в группе, а цели, задачи, стоящие перед ним, понятны, до­ступны и приняты им так же, как и другими.

Весомый вклад в осмысление проблем воспитания внес ученый-педагог и директор Павлышской школы на Украине В. А. Сухомлинский.

Совместная деятельность взрослых и детей, по мнению В.А. Сухомлинского, эффективна, когда обращаются к уму и чувствам вос­питанников. Только в том случае взаимоотношения превратятся в средство воспитания, если воздействия педагога пробуждают в детях гражданина.

В основу воспитательной работы ученый-практик положил глав­ный принцип: ребенок должен находить радость в труде, в обогаще­нии своих знаний, в создании материальных и духовных ценностей. Мастерство педагога заключается в умении пробудить духовную жизнь детей. Он должен быть не только старшим товарищем, но и настав­ником. Воспитателю следует придерживаться правила: ни один день не должен быть без успехов, без результатов:

Надо встречаться с ребенком как с другом, единомышленником, пере­жить вместе с ним радость победы и горечь утраты1.

Роль взрослого, педагога в процессе воспитания неизмеримо ве­лика. В. А. Сухомлинский подчеркивал:

Мы, педагоги, воспитываем прежде всего тем, что в нашей душе, — своими убеждениями и чувствами. Наше слово, обращенное к детям и юношест­ву, должно быть таким, чтобы слушали его, затаив дыхание, чтобы чувст-

___________________

1 Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. — М., 1982. — С. 44.

С. 200

вовали в нем высшую правду бытия, чтобы верили нам, как верит человси сиянию солнца1.

Воспитание можно рассматривать и как социально-психологиче­ский процесс. В нем происходит социализация школьников, которые овладевают различными ролями, имеют социальные установки и со­циально-психологический статус.

· Социализация — это процесс и результат образования и воспроизве­дения социального опыта, усвоенного личностью в обучении и воспи­тании, а также при стихийном и неорганизованном воздействии фак­торов социальной среды.

Воспитываясь, личность самоактуализируется. По мере взросления меняется Я-концепция учащегося (своеобразное представление о себе). В нее входит несколько Я — прошлое, настоящее, будущее, идеальное — в глазах других.

Исключительный случай, когда эти несколько Я совпадают. Важ­но, чтобы школьник принимал себя, отличался стабильностью, по­скольку это служит источником саморазвития и самовоспитания.

Социальная роль понимается в социальной психологии как фик­сированное положение, которое занимает человек в системе межлич­ностных взаимосвязей. От каждой личности ожидают определенных образцов поведения. Эти ожидания соответствуют каким-то поведен­ческим признакам, проявляемым человеком в общении с окружаю­щими.

Школьник всегда стремится к одобрению своих поступков со сто­роны значимых для него взрослых и сверстников. Иначе говоря, он усваивает нормы поведения в соответствии с той деятельностью, ко­торую выполняет. Например, может замечательно играть в футбол (роль футболиста), но иметь плохую успеваемость (роль ученика).

Эти роли могут меняться в процессе воспитания. Ребенок дости­гает самоидентичности, когда они одобряются окружающими. Появ­ляется удовлетворение значимой для него деятельностью.

Итак, в процессе воспитания формируются потребности, харак­тер, эмоционально-волевая сфера, инициируется саморазвитие. Чело­век овладевает социальными ролями и стремится к самоактуализации. На этот процесс влияют взрослые и сверстники. Как это происходит, рассматривается ниже.

__________________

1 Сухомлинский В. А. Родина в сердце. — М., 1980. — С. 13.

С. 201

С.202

бенка следует сформировать навык нравственного поведения, который он проявит потом в той или иной ситуации. Сторонники бихевиоризма указывали:

Психологический организм, в отличие от биологического организма, мо­жет рассматриваться как сумма реакций плюс их различные интеграции Такой поведенческий акт, направленный на специфический целевой объ­ект или исходящий из пего, вместе с использованием объектов в качестве средств характеризуется также селективностью, избирательностью, выражающенся в большей готовности выбирать средства, ведущие к цели более короткими путями, то есть навык регулируется целью1.

Интересно, что и некоторые свойства поведения, связанные с эмо­ционально-волевыми чертами, можно было толковать в рамках соот­ношения «стимул—реакция». Термин «викарные пробы и ошибки» был предложен для обозначения нерешительного поведения с попе­ременным возвращением.

Вместе с тем следует отметить, что, анализируя ситуации, бихевиористы касаются мотивации. Описывая поведение, они пытались найти его движущие силы. В нем различались некоторые составляющие:

• целевой компонент (из чего человек исходит);

• отношение к объекту (как средство достижения цели);

• избирательность (выбор средств, ведущих к цели наиболее рацио­нальным путем).

Эти продуктивные идеи необходимо учесть при анализе поступ­ков детей, а также различных коммуникативных ситуаций, в кото­рых оказываются дети и взрослые.

Однако именно бихевиоризм стал теоретической платформойимперативной стратегии воспитания. Ее основные функции — контроль над поведением и установками человека и их подкрепление. Одним из главных воздействий является принуждение и подавление воли ребенка во что бы то ни стало: воспитанник обязан беспрекословно выполнять требования педагога.

Идея о необходимости принуждения уходит корнями в педагоги­ку Й. Гербарта. Он разработал специальную шкалу воздействия на личность и деятельность детей, куда включил угрозы, приказания,

_____________

1 Толмен Э. Поведение как молярный феномен // Хрестоматия по истории психоло­гии. Период открытого кризиса (начало 10-х гг. — середина 30-х гг. XX в.). — M , 1980. - С.52-53.

С.203

запрещения, наказания, в том числе телесные, одобрения, увещева­ния. Авторитету педагога отведена была последняя роль. Между ре­бенком и взрослым, по мнению Й. Гербарта, должна быть социаль­ная дистанция. У воспитателя своя дорога, поэтому он не должен заботиться об одобрении или неодобрении собственных действий со стороны детей, чья воля несоизмеримо слабее.

Приверженцы гештальт-психологии исходили из того, что чело­век — часть поля, характеризуемая целостностью (таковы же и реак­ции). Для психологических воздействий в воспитании важно выяснить условия жизни (поля), окружение, привычки, манеру поведения, волю.

Один из основателей гештальт-психологии М. Вертгаймер писал:

Когда люди находятся вместе... то самым неестественным поведением бу­дет такое, о котором можно сказать, что несколько «Я» просто находятся вместе. На самом деле эти различные «Я» работают совместно, каждый как осмысленно функционирующая часть целого ...Мы приходим к тако­му выводу, что если с теми людьми, с которыми человек сотрудничает, по некоторым причинам невозможно осуществить хорошие отношения, от­ношения гармонии, то вместо этого возникает определенный суррогат, который изменяет психическое бытие человека1.

Позднее гештальт-психологи привлекли свою теорию, чтобы изу­чить потребности и мотивы поведения человека. Это оказалось важ­ным для понимания сущности не только императивной, но и других стратегий.

Г. А. Ковалев описывает ещеманипулятивную и развивающую стратегии2. При первой ребенок видится существом пассивным, «стра­дательным». Если умело на него воздействовать, из него «можно вы­лепить что угодно». По сути дела, такой подход также является объект­ным, а стратегия — монологичной.

Считается, что манипулятивная стратегия теоретически подтверж­дается психоанализом. 3. Фрейд и его последователи полагали сущ­ностью природы человека инстинкты. Проявляясь в агрессии, де­струкции, оговорке, они противоборствуют социальным санкциям и запретам. Человек — существо биологическое, а потому злое и аморальное. Эти качества исправляются только с помощью автори­тетов и манипулирования.

______________

1 Левин К. Топология и теория поля. // Хрестоматия по истории психологии... — С. 93.

2 Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воз­действия // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. — М, 1987. – С. 4-16.

С. 204

Как писал Э. Шостром, «манипуляция — это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролиро­вать как себя, так и других»1. По его мнению, существуют 8 типов ма­нипулятора, стремящегося подчинить себе взаимодействующую с ним личность:

1. Диктатор. Преувеличивает свою силу и власть, пытается приказывать, сломить волю другого, постоянно дает поручения.

2. Прилипала. Преувеличивает свою зависимость, исподволь застав­ляет других делать все за себя. Может притвориться больным, ин­теллигентным, брошенным, обиженным и пр.

3. Калькулятор. Постоянно хочет знать про всех все, контролиро­вать их жизнь, обсуждать ее. Хитрец, шантажист, аферист.

4. Жертва диктатора (тряпка). Преувеличивает свою зависимость, поэтому якобы забывает что-то, не высказывается, очень мнителен и конформен.

5. Судья. Излишне критичен, никому не верит, собирает улики, про­махи, мстит.

6. Защитник. Постоянно подчеркивает поддержку, снисходителен, преувеличивает свою заботу о других, тем самым не дает инициа­тивы другому.

7. Хулиган. Управляет другими посредством своей агрессивности, не­доброжелательности и угроз. Окружающие его боятся.

8. Славный парень. Надоедает добротой, квазизаботливостью, зануд­ством, морализаторством.

Проникая в самые потаенные механизмы психики человека, мож­но управлять ею как угодно, причем даже вопреки желаниям самого индивида. Следовательно, подобная стратегия опасна, поскольку зомбирует людей и предписывает им поступать определенным образом. Ее активно используют многие группы. Это скинхеды, исповедую­щие бредовые идеи о национальном превосходстве людей; ваххабиты, считающие ислам лучшей религией в мире; криминальные авто­ритеты, вовлекающие несовершеннолетних в преступления, и пр.

Манипулятивная стратегия строится на вытеснении (страхов), вну­шении (это необходимо сделать) и подавлении совести как внутрен­него цензора или стремления к саморазвитию. Развивающая основана на другом — на вере в конструктивное, активное начало в человеке.

________________

1 Шостром Э. Анти-Карнеги. – M , 1992.

С.205

Главным является опора на неповторимость и уникальность творче­ской личности школьника. Когда-то А. С. Макаренко сказал:

Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость1.

Можно считать, что воспитание должно конструировать завтраш­нюю радость.

Это диалогическое направление, оно базируется на личностном подходе во взаимодействии педагогов и воспитанников. Только при диалоге с ребенком реальны настрой друг на друга, эмоциональная открытость, «событие», в котором воздействие уже не является одно­направленным. У педагога и учащихся один и тот же эмоциональный порыв. Они как бы «заряжены» общей энергией, имеют сходные стрем­ления. Обе стороны равноправны и прислушиваются друг к другу.

Диалогический характер психической деятельности изначально присущ человеку в организации его отношений с другими людьми. Следовательно, активность и потребности людей могут развиваться только в условиях взаимодействия. По мнению Г. А. Ковалева, диа­лог основан на равенстве позиций партнеров по общению, эмоцио­нальной открытости и доверии к другому человеку, принятии его внутреннего мира как особой ценности.

Сотрудничество учителя и учеников должно строиться на прин­ципах доверия, веры в самое лучшее и творческое начало в другом.

Б. Г. Ананьев подчеркивал особую роль оценок в воздействии учителя на ребенка. Положительные помогают подбодрить учащегося, выделить его достижения, личностный рост. Хуже всего, когда нет никаких оценок: это дезорганизует детей, провоцирует ощущение их незначительности, неуверенность, если при этом оцениваются дру­гие. Данное обстоятельство угнетает активность детей и замедляет их личностное развитие. В деятельности многих педагогов обнару­живается существенный недостаток: они неодинаково относятся к де­тям, не проявляют к ним чуткости, не понимают их.

Характер психологических воздействий ярко проявляется в авто­ритете взрослых.

Авторитет (от лат. autoritas — «власть», «влияние») означает, что родитель (или человек, обладающий в глазах детей значимостью), пользуясь своей властью или статусом, влияет на ребенка, который признает за ним право принимать ответственные решения и изме­нять поведение. Такой взрослый (родитель или учитель) наделяется

______________

1 Макаренко А. С. Собр. соч. в 7 т. – M., 1958. – T. 5. - С. 74.

С. 206

идеальными нравственными чертами, что создает эталон для подражания.

Первыми авторитетными фигурами для любого человека являются его родители, опыт взаимодействия с которыми изначален, — с ними ребенок связан от рождения. Однако затем дети становятся автономными, иногда вопреки желаниям родителей.

Когда же ребенок идет в школу, авторитетным для него оказывается учитель. Однако по-прежнему сохраняется влияние и авторитет родителей, поскольку существует естественное разделение институ­тов социализации — семьи и школы. В том случае, когда взаимоотношения между детьми и родителями остаются хорошими, изменяются аспекты авторитетности: главными выступают достоинства отца и матери.

Власть и влияние родителей на детей ослабевают или усиливаются по достижении последними определенного возраста. Известно та кое остроумное выражение: «Когда я был маленьким, я думал: "Мама знает все". Когда стал учиться в школе, понял, что мама не вес знает. Подростком я считал, что мама ничего не знает. Много позже я осознал, что надо было слушаться маму, которая знала главное, тогда я не сделал бы многих ошибок».

По мнению А. С. Макаренко, авторитет и послушание не мoгут быть целью, необходимо правильное воспитание, а послушание детей — только один из путей к ней.

Вместе с тем авторитет бывает иложным, т. е. он держится на ложных основаниях, а потому недолговечен. Существует несколько его разновидностей: авторитет подавления, резонерства, расстояния чванства, подкупа, «рубахи-парня» и пр. Рассмотрим некоторые.

Авторитет подавления заключается в том, что послушание ребенка достигается путем прямого насилия над ним. Воздействия исключают совместную деятельность; запреты, оскорбления, угрозы и т. п. провоцируют хитрость, уход от ответственности, несамостоя­тельность. Чаще всего такая функция принадлежит главе семьи, которого ребенок боится.

Авторитет расстояния проявляется в периодическом взаимодействии родителя и ребенка. Время от времени отец интересуется дела­ми сына, но чаще тогда, когда мать рассказывает о его проступках. В этом случае ребенок стремится отгородить свой мир от других.

Авторитет чванства. Родители убеждают детей в своей «особенности». Уважение и любовь, таким образом, вызывает не сами отец и мать, а их эфемерная «важность». Наиболее действенным образом

С.207

влияют не они со своими слабостями и силой, а временное благополучие. Как только родители оказываются «как все», их воздействия нa детей не дают эффекта. С ними перестают считаться и начинают ix игнорировать.

Авторитет педантизма. Его специфика в том, что указания, да­ваемые родителями, должны быть неукоснительно выполнены.

Авторитет резонерства сказывается в бесконечном увещевании и морализировании. В итоге образуется смысловой барьер: ребенок слушает, но не слышит («в одно ухо влетает, а в другое вылетает»), Отвлекается, ему надоедает бесконечная нудная проработка.

Авторитет подкупа отличается тем, что все воздействия чем-то сопровождаются — обещаниями за хорошую учебу поехать за грани­цу, купить компьютер. Происходит взаимный обмен: учеба за возна­граждение.

А. С. Макаренко указывает на авторитет дружбы, доброты, «руба­хи-парня». Все это однобоко, поскольку в процессе воспитания раз­вивает императивные или манипулятивные стратегии, которые, в свою очередь, и стимулируют появление ложных авторитетов.

Какие же психологические условия должен создать учитель, что­бы методы воспитания — побуждение, приказ, принуждение, внуше­ние, пример, поощрение, наказание и пр. — были действенными? Ка­кие требования предъявляются к последним?

1. Развивающая стратегия воспитания эффективна, когда педагог психологически компетентен. Это значит, что он должен знать возрастные и психологические особенности детей.

Например, одна из главных черт подростка — чувство взрослости. Оно появляется при бурном половом созревании, что приводит к пре­обладанию возбуждения над торможением. Поэтому подростки не­сдержанны, импульсивны, эмоционально неуравновешенны. Это чувство бывает 3-х типов. Оно касается:

• самого себя (подросток занимается самовоспитанием);

• сверстников (они воспринимаются как референтная группа);

• взрослых (происходит переоценка их влияния на личность под­ростка, и только обладающие значимостью оказывают положи­тельное воздействие).

Подросток стремится к познанию, поэтому многим интересуется. Он хочет сохранить свою независимость, быть значимым в глазах сверстников. Стремится овладеть молодежной субкультурой, ориен­тируясь на мнение ровесников.

С.208

Знание этих особенностей позволит педагогу избежать ошибок и воспитании: не морализировать, использовать яркие примеры, убеж­дать, но не принуждать и реже прибегать к наказанию. Необходимо развивать мотивы поведения, а воздействовать лучше, когда эмоцио­нальная напряженность становится минимальной.

2. Следует организовывать совместную деятельность, предпола­гающую взаимозависимость детей, их взаимопомощь. Например, стар­шие дети могут шефствовать над учащимися начальной школы, про­вожая их в бассейн.

Иногда возможна кооперация, направленная на достижение об­щего результата при условии распределения определенных операций. Например, школьники младших классов могут сшить одежду для ку­кол и отнести потом ее в детский сад. Работа распределяется между всеми: одни шьют платья, другие — фартуки, третьи — башмачки, четвертые — шляпки.

Такая кооперация подчиняется общим требованиям — аккурат­ности, красоте, ответственности, внимательности к другому.

Совместная деятельность может быть различной: сочинение ска­зок, участие в спектаклях, играх, делах и пр.

3. Необходимо сформировать способы нравственного поведения уча­щихся по отношению к другим людям. Если деятельность общест­венно значима и видны ее результаты, а школьник понимает их необ­ходимость, возникает обязательность и ответственность.

Если дети берут шефство над домами для престарелых, помогают другим школам, то их деятельность становится общественно необхо­димой. Об этом речь шла в главе об образовательных технологиях.

Общая забота, послужившая принципом воспитательной техноло­гии, предложенной И. П. Ивановым, помогла преодолеть равнодушное отношение к учебе и общественной работе, лень, недисциплинирован­ность, зазнайство. Из педагогического опыта И. П. Иванова приве­дем пример — сочинение, которое следовало бы назвать: «Не узнаю себя».

Никогда не верила в свою способность тратить вечера ради других... В свою инициативность... А тут, оказывается, могу!.. За какие-то два месяца про­читала уйму научно-популярных книжек, и ведь без всякого нажима... Дома все удивляются: а ты можешь и руками работать... Раньше мне мно­гие в классе были безразличны, а некоторые даже противны. И вдруг как-то само собой получилось, что хочется дружить со всеми, хочется делить­ся всем, что знаю, умею, люблю... Раньше не тянуло в школу, так надоели постоянные замечания, двойки, какая-то второсортность. И почему-то

С.209

теперь такого ощущения нет, наоборот, чувствую, что смогу стать совсем другим человеком. Смогу и других сделать лучше...1

4. Необходима атмосфера увлеченности, чтобы совместная дея­тельность оказалась значимой. Например, подростки, участвующие в археологических экспедициях или дес

Наши рекомендации