Понятие о психическом здоровье школьника
С. 186
Глава 5
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
КАК РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ
С.190
Психологи-гуманисты придавали потенциям личности первостепенное значение. Предполагалось, что гуманность по отношению к другому — это отсутствие напористости, отказ от манипулирования и конфронтации, подобная даосской созерцательности (самоуглублению).
Однако не все люди достигают в своем развитии «точки полной самоактуализации», не могут прогнозировать эту вершину, и, само( главное, лишь незначительное число людей реализуют такое стремление. Наблюдения за обычными (здоровыми) индивидами позволили увидеть, как нормативные, личные оценки заменяются на объективные понятия. Это побудило изучить процесс самоактуализации как общее представление о личности
А Маслоу выделяет несколько понятий, характеризующих психически, морально здорового человека
• человечность;
• уверенность в себе;
• самообладание;
• потребность в знаниях
Зависть же, ревность, предвзятость, раздражительность, надуманная значительность должны быть преобразованы в смиренный восторг, благодарность, признательность, обожание и преклонение.
Эти экзистенциальные проблемы помогут принять других и самого себя.
Люди, которые вовлекаются в самоактуализацию, увлечены чем-либо, что непосредственно не связано с биологическими потребностями Все они отдаются определенному делу и посвящают себя высшим ценностям бытия (истине, красоте, добродетели, простоте, ясности и пр.).
Самоактуализация как главный показатель психического здоровья осуществляется благодаря другим потребностям Последние выстраиваются в такую иерархию (от низших к высшим):
• физиологические,
• в безопасности и защите;
• в принадлежности и любви;
• в самоуважении,
• в личном совершенствовании.
Здесь важно, что низшие потребности должны быть обязательно удовлетворены, и только потом осознается более высокая из них. Это
С.191
значит физиологические необходимо удовлетворить прежде, чем возникнут потребности в безопасности и т д.
Данная иерархия относится ко всем людям. Чем большее количество потребностей удовлетворяет человек, тем ярче его индивидуальность. Но иногда творческий человек способен отказаться от физиологических потребностей, чтобы достичь цели в жизни
И еще один важный момент, люди могут создавать свою иерархию потребностей исходя из собственых нужд. Соответственно и удовлетворение таковых бывает частичным. Если же потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек «застрянет» на этой стадии
Высшие потребности — в самоактуализации и реализации своего потенциала, — по мнению А. Маслоу, удовлетворяются только на 10%, а низшие (физиологические) — на 85%.
Самоактуализация проявляется в переживании и сродни самозабвенности. Человек личностно растет. Он обнаруживает нечто, требующее погружения в себя, ответственности перед собой и готовности к ежедневному кропотливому труду, направленному на обнаружение и реализацию собственных возможностей. Человек «захвачен радостью». Как только он поймет свою сущность (что для него хорошо и плохо, кто он такой, к чему стремится), начнет понимать свои защитные механизмы.
Процесс самоактуализации предполагает ресакрализацию — способность верить в ценности и воспринимать других как целое, умение личности напряженно трудиться и достигать высоких результатов. В этом и состоит психическое здоровье, каким его описывает А Маслоу1.
По утверждению гуманистических психологов, человек на пути самоактуализации сам противостоит трудностям роста (в возрастной психологии синоним этому — «возрастной кризис»).
Вместе с тем обратим внимание, что личность самоактуализируется как бы независимо от других, в социально-психологическом вакууме. Может ли она тогда противостоять возникающей деструкции? Каковы внутренние механизмы, приводящие человека к поискам смыс-ра и выбору ценностей? Какую роль в этом процессе играют мотивы?
Понятно, что если бы рядом с ребенком не было значимых других, вряд ли он поверил бы в высшие ценности и стал напряженно трудиться. Поэтому утверждение «Никто не может помешать чело-
_______________
1 Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб., 1997. — С. 53-65.
С.192
веку, находящемуся в этом процессе (самоактуализации. — В. К.), кроме него самого, поскольку все препятствия личностному развитию находятся внутри него, а не в его окружении»1, является односторонним.
В том-то и дело, что растущую личность надо научить справляться с жизненными трудностями, а цели, которые она себе ставит, не появляются беспричинно (независимо ни от других людей, ни от обстоятельств, ни от самого себя). Они обусловлены как личностными (внутренними), так и социальными (внешними) обстоятельствами. Вспомним в связи с этим замечание С. Л. Рубинштейна о том, что внешние причины действуют на основе внутренних условий и они меняются местами: внутренняя причина выступает условием (фактором) появления и развития другого психического качества.
Для того чтобы личностный рост был гармоничным, необходим удовлетворительный психофизиологический «старт» (нормальные психофизиологические предпосылки и такие психологические условия, которые были бы адекватны сензитивным периодам и создавали бы мотивы самоактуализации). Фактически речь идет о том, что психические новообразования, возникающие в процессе обучения (знания, умения, умственные действия и пр.), — это результаты усвоения научного компонента в социальном опыте.
Помимо этого необходимы и такие психические образования, которые свидетельствуют о нормах поведения детей, их эстетической культуре, — словом, об усвоении морального элемента социального опыта, выработанного человечеством. Таковы нормы человеческого общежития, правовые знания, эстетические нормы и вкусы и т. п.
Разумеется, подобное выделение в социальном опыте «чистых» знаний условно. Это сделано нами, чтобы подчеркнуть: педагогическая психология интересуется и тем, как складываются нормы поведения у молодого поколения, что этому способствует или препятствует. Следовательно, необходимо показать, каковы психологические закономерности воспитания, почему возникает психическое нездоровье, каковы возможности взрослых, какие сложности существуют.
Таким образом, категорию «психическое здоровье» осмысливают и анализируют по-разному. Один из подходов — теоретический, позволяющий рассмотреть, на какие области образовательного процесса распространяется сам изучаемый феномен.
___________________
1 Кораблина E. П. Психологическая помощь в развитии личности. — СПб., 1994. С. 4-5.
С.193
Следует, однако, сразу определиться с тем, что в образовательном процессе представлены два аспекта — обучение и воспитание, в которых личность школьника реализуется как единая.
Другой подход к психическому здоровью — ориентированный на практику. Он позволяет по определенным критериям обнаружить асинхронии развития личности школьника, проанализировать внешние условия, провоцирующие их (роль в этом взрослых и педагогов).
Воспитание — та область, где ошибки взаимодействия взрослых с детьми проявляются с очевидностью.
В связи с идеей самоактуализации личности рассмотрим процесс воспитания.
С.196
человек, достигший определенного уровня психического развития, который позволяет ему управлять саморазвитием и взаимодействием с окружающими.
Формирование целостной структуры личности в процессе воспитания приводит к появлению мотивов и устойчивых способов поведения, адекватных данному возрасту. С точки зрения нравственною поведения такая целостность и предполагает устойчивые способы по ведения и преднамеренные мотивы.
В структуре личности огромное значение имеет отношение к окружающему как опредмеченная потребность в другом человеке или деятельности. Через окружающих индивид становится самим собой, ибо те одобряют или порицают его поступки. По другим человек сверяет свое поведение. В. Н. Мясищев отмечал:
Психологические отношения в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности1.
Предмет или другой человек, с которым у данного индивида ycтанавливается определенное взаимоотношение, включаются в систему связей. Свойства предметов существуют для всех людей, а действия и переживания, которые вызывают эти свойства, избирательны. У каждого они специфичны. Соответственно отношения к чему-либо есть своеобразная оценка, рождаемая «внутри» личности.
Когда личность развивается в процессе воспитания, изменяются и ее внутренние оценки, или отношения. С точки зрения В. Н. Мясищева, воспитание и есть процесс образования оценочных отношений.
Важное значение для его понимания имеют мысли С. Л. Рубинштейна об отношении человека к окружающему. Ученый указывал:
...Общественное отношение к другим людям опосредует у человека и самое отношение его к природе, вообще к объекту. Человек существует как человек лишь благодаря своему отношению к другому человеку2.
Он подчеркивал, что отношение к людям составляет ядро истинной психологии, «основную ткань человеческой жизни». С. Л. Рубинштейн видел смысл жизни в отношениях с другими людьми. Коммуникативные черты личности, развиваемые воспитанием, определяют морально-психологический строй личности:
________________
1 Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологических отношений человека // Психологическая наука в СССР / Под ред. Б. Г. Ананьева и др: В 2 т. - М, 1960 - Т. 2. - С 111.
2 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М., 1976. — С. 51.
С. 197
Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям то, чего он стоит, целиком определяется тем, какие отношения к другому человеку он способен устанавливать1.
Формирование коммуникативных черт личности становится важной целью воспитания. Особо значимым является, по мнению Т. Е. Конниковой, воспитание коллективизма. И это понятно, поскольку школьники проводят время в основном среди сверстников. От того, какие отношения они умеют построить с другими, зависит их самочувствие (можно сказать, их психическое здоровье).
Т. Е. Конникова занялась изучением коллектива школьников. Она писала, что способ организации совместной деятельности влияет на отношения детей друг к другу. Педагогу надо воздействовать на них без угроз, давления и приказов.
Перекликаются с мыслями этого исследователя идеи А. Л. Шнирмана о развитии личности учащихся в коллективе, об их индивидуальных особенностях, товарищеских отношениях, необходимых в совместной деятельности.
А. Л. Шнирман отмечал необходимость быть уважительным, чутким, внимательным к вопросам учащихся. Отношения между ними и воспитателем должны строиться на основе доверия и взаимного уважения.
Психологические особенности воспитательного процесса хорошо иллюстрируют исследования А. В. Петровского. Они продемонстрировали, что «в общностях, объединяющих людей на основе совместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения людей опосредуются ее содержанием и ценностями»2. Для психологии воспитания важно, что личность избирательно относится к действию группы сверстников в зависимости от оценок, взглядов и убеждений, которые в ней приняты. Если она вынуждена отказаться от этого, возникает конфликт, приводящий одних к конформности, а других — к стремлению действовать в соответствии со своими внутренними установками.
В позиции А. В. Петровского привлекает указание на значимость в процессах воспитания специфики личностного становления:
Человек вступает в общение и в нем определяет существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает,
_____________________
1 Рубинштейн С Л Указ. соч. - С 14
2 Петровский А В Личность, деятельность, коллектив. - М, 1982. – С.31.
С.198
с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями»1.
Следовательно, личность — это то, «что во мне для других».
С точки зрения ученого, только в коллективе возможно подобное я отношусь к другим, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим. Без этого не мыслится ни коллективизм, ни персонализация.
Особая потребность человека — быть личностью (это и есть потребность персонализации). Она проявляется во включении индивида в социальные связи, ими же она и обусловливается. Удовлетворяя свою потребность в других людях, человек становится личностью, одновременно «отражаясь» в них.
А. В. Петровский полагает, что в воспитании имеется единство и взаимопереход отношений. Отношения людей — это изменение отраженной субъектности в каждом взаимодействующем лице.
Укажем еще на одно положение, важное для понимания воспитания. Речь идет о феномене возложения ответственности, т. е. устойчивой позиции индивида, проявляющейся в признании правомерности наложить возможные социальные санкции в форме одобрения или наказания за успех или неудачи в совместной деятельности на себя или других лиц в группе2.
В исследовании обнаружилось, что ответственность отдельного человека зависит от уровня развития группы. Если тот низок, индивид считает заслуги только своими, а если высок, то успех оценивается адекватно. Неудачи в первом случае конкретный человек относит на счет других людей.
Таким образом, в воспитании детей большую роль играет группа (ученический коллектив, кружок). Группы высокого уровня развития характеризуются единством, коммуникативностью, ответственностью. Поскольку их члены — дети, они также проявляют эти особенности (ответственность, сдержанность, коммуникативность и пр.).
Отметим роль выдающегося педагога и ученого А. С. Макаренко в изучении коллектива и его влияния на личность.
А. С. Макаренко считал, что коллектив создает наиболее благоприятные условия для всестороннего развития школьника. Идея параллельного педагогического действия раскрывает сущность отношений личности и группы: на конкретного школьника можно воздействовать не прямо, а через коллектив. Однако подобное параллельное воз-
__________________
1 Петровский А В Указ. соч. — С. 115 2 Там же - С 149.
С.199
действие личности на коллектив и наоборот возможно только при высоком уровне развития группы.
Воздействия могут быть эффективными при определенных условиях. Одним из них является референтность группы, в которой находится школьник. Если все то, что делают другие дети, для него существенно, то он разделяет нормы, ценности, установки, руководствуется ими и строит свое поведение так, чтобы другие его одобрили.
У школьника может быть несколько референтных групп, и часто они вовсе не коллектив класса. Следовательно, лучше всего для полноценного воспитания, когда формальная группа одновременно является и референтной.
Коллектив воздействует на личность эффективно в том случае, если уровень притязаний школьника соответствует его реальному положению в группе, а цели, задачи, стоящие перед ним, понятны, доступны и приняты им так же, как и другими.
Весомый вклад в осмысление проблем воспитания внес ученый-педагог и директор Павлышской школы на Украине В. А. Сухомлинский.
Совместная деятельность взрослых и детей, по мнению В.А. Сухомлинского, эффективна, когда обращаются к уму и чувствам воспитанников. Только в том случае взаимоотношения превратятся в средство воспитания, если воздействия педагога пробуждают в детях гражданина.
В основу воспитательной работы ученый-практик положил главный принцип: ребенок должен находить радость в труде, в обогащении своих знаний, в создании материальных и духовных ценностей. Мастерство педагога заключается в умении пробудить духовную жизнь детей. Он должен быть не только старшим товарищем, но и наставником. Воспитателю следует придерживаться правила: ни один день не должен быть без успехов, без результатов:
Надо встречаться с ребенком как с другом, единомышленником, пережить вместе с ним радость победы и горечь утраты1.
Роль взрослого, педагога в процессе воспитания неизмеримо велика. В. А. Сухомлинский подчеркивал:
Мы, педагоги, воспитываем прежде всего тем, что в нашей душе, — своими убеждениями и чувствами. Наше слово, обращенное к детям и юношеству, должно быть таким, чтобы слушали его, затаив дыхание, чтобы чувст-
___________________
1 Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. — М., 1982. — С. 44.
С. 200
вовали в нем высшую правду бытия, чтобы верили нам, как верит человси сиянию солнца1.
Воспитание можно рассматривать и как социально-психологический процесс. В нем происходит социализация школьников, которые овладевают различными ролями, имеют социальные установки и социально-психологический статус.
· Социализация — это процесс и результат образования и воспроизведения социального опыта, усвоенного личностью в обучении и воспитании, а также при стихийном и неорганизованном воздействии факторов социальной среды.
Воспитываясь, личность самоактуализируется. По мере взросления меняется Я-концепция учащегося (своеобразное представление о себе). В нее входит несколько Я — прошлое, настоящее, будущее, идеальное — в глазах других.
Исключительный случай, когда эти несколько Я совпадают. Важно, чтобы школьник принимал себя, отличался стабильностью, поскольку это служит источником саморазвития и самовоспитания.
Социальная роль понимается в социальной психологии как фиксированное положение, которое занимает человек в системе межличностных взаимосвязей. От каждой личности ожидают определенных образцов поведения. Эти ожидания соответствуют каким-то поведенческим признакам, проявляемым человеком в общении с окружающими.
Школьник всегда стремится к одобрению своих поступков со стороны значимых для него взрослых и сверстников. Иначе говоря, он усваивает нормы поведения в соответствии с той деятельностью, которую выполняет. Например, может замечательно играть в футбол (роль футболиста), но иметь плохую успеваемость (роль ученика).
Эти роли могут меняться в процессе воспитания. Ребенок достигает самоидентичности, когда они одобряются окружающими. Появляется удовлетворение значимой для него деятельностью.
Итак, в процессе воспитания формируются потребности, характер, эмоционально-волевая сфера, инициируется саморазвитие. Человек овладевает социальными ролями и стремится к самоактуализации. На этот процесс влияют взрослые и сверстники. Как это происходит, рассматривается ниже.
__________________
1 Сухомлинский В. А. Родина в сердце. — М., 1980. — С. 13.
С. 201
С.202
бенка следует сформировать навык нравственного поведения, который он проявит потом в той или иной ситуации. Сторонники бихевиоризма указывали:
Психологический организм, в отличие от биологического организма, может рассматриваться как сумма реакций плюс их различные интеграции Такой поведенческий акт, направленный на специфический целевой объект или исходящий из пего, вместе с использованием объектов в качестве средств характеризуется также селективностью, избирательностью, выражающенся в большей готовности выбирать средства, ведущие к цели более короткими путями, то есть навык регулируется целью1.
Интересно, что и некоторые свойства поведения, связанные с эмоционально-волевыми чертами, можно было толковать в рамках соотношения «стимул—реакция». Термин «викарные пробы и ошибки» был предложен для обозначения нерешительного поведения с попеременным возвращением.
Вместе с тем следует отметить, что, анализируя ситуации, бихевиористы касаются мотивации. Описывая поведение, они пытались найти его движущие силы. В нем различались некоторые составляющие:
• целевой компонент (из чего человек исходит);
• отношение к объекту (как средство достижения цели);
• избирательность (выбор средств, ведущих к цели наиболее рациональным путем).
Эти продуктивные идеи необходимо учесть при анализе поступков детей, а также различных коммуникативных ситуаций, в которых оказываются дети и взрослые.
Однако именно бихевиоризм стал теоретической платформойимперативной стратегии воспитания. Ее основные функции — контроль над поведением и установками человека и их подкрепление. Одним из главных воздействий является принуждение и подавление воли ребенка во что бы то ни стало: воспитанник обязан беспрекословно выполнять требования педагога.
Идея о необходимости принуждения уходит корнями в педагогику Й. Гербарта. Он разработал специальную шкалу воздействия на личность и деятельность детей, куда включил угрозы, приказания,
_____________
1 Толмен Э. Поведение как молярный феномен // Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х гг. — середина 30-х гг. XX в.). — M , 1980. - С.52-53.
С.203
запрещения, наказания, в том числе телесные, одобрения, увещевания. Авторитету педагога отведена была последняя роль. Между ребенком и взрослым, по мнению Й. Гербарта, должна быть социальная дистанция. У воспитателя своя дорога, поэтому он не должен заботиться об одобрении или неодобрении собственных действий со стороны детей, чья воля несоизмеримо слабее.
Приверженцы гештальт-психологии исходили из того, что человек — часть поля, характеризуемая целостностью (таковы же и реакции). Для психологических воздействий в воспитании важно выяснить условия жизни (поля), окружение, привычки, манеру поведения, волю.
Один из основателей гештальт-психологии М. Вертгаймер писал:
Когда люди находятся вместе... то самым неестественным поведением будет такое, о котором можно сказать, что несколько «Я» просто находятся вместе. На самом деле эти различные «Я» работают совместно, каждый как осмысленно функционирующая часть целого ...Мы приходим к такому выводу, что если с теми людьми, с которыми человек сотрудничает, по некоторым причинам невозможно осуществить хорошие отношения, отношения гармонии, то вместо этого возникает определенный суррогат, который изменяет психическое бытие человека1.
Позднее гештальт-психологи привлекли свою теорию, чтобы изучить потребности и мотивы поведения человека. Это оказалось важным для понимания сущности не только императивной, но и других стратегий.
Г. А. Ковалев описывает ещеманипулятивную и развивающую стратегии2. При первой ребенок видится существом пассивным, «страдательным». Если умело на него воздействовать, из него «можно вылепить что угодно». По сути дела, такой подход также является объектным, а стратегия — монологичной.
Считается, что манипулятивная стратегия теоретически подтверждается психоанализом. 3. Фрейд и его последователи полагали сущностью природы человека инстинкты. Проявляясь в агрессии, деструкции, оговорке, они противоборствуют социальным санкциям и запретам. Человек — существо биологическое, а потому злое и аморальное. Эти качества исправляются только с помощью авторитетов и манипулирования.
______________
1 Левин К. Топология и теория поля. // Хрестоматия по истории психологии... — С. 93.
2 Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. — М, 1987. – С. 4-16.
С. 204
Как писал Э. Шостром, «манипуляция — это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как себя, так и других»1. По его мнению, существуют 8 типов манипулятора, стремящегося подчинить себе взаимодействующую с ним личность:
1. Диктатор. Преувеличивает свою силу и власть, пытается приказывать, сломить волю другого, постоянно дает поручения.
2. Прилипала. Преувеличивает свою зависимость, исподволь заставляет других делать все за себя. Может притвориться больным, интеллигентным, брошенным, обиженным и пр.
3. Калькулятор. Постоянно хочет знать про всех все, контролировать их жизнь, обсуждать ее. Хитрец, шантажист, аферист.
4. Жертва диктатора (тряпка). Преувеличивает свою зависимость, поэтому якобы забывает что-то, не высказывается, очень мнителен и конформен.
5. Судья. Излишне критичен, никому не верит, собирает улики, промахи, мстит.
6. Защитник. Постоянно подчеркивает поддержку, снисходителен, преувеличивает свою заботу о других, тем самым не дает инициативы другому.
7. Хулиган. Управляет другими посредством своей агрессивности, недоброжелательности и угроз. Окружающие его боятся.
8. Славный парень. Надоедает добротой, квазизаботливостью, занудством, морализаторством.
Проникая в самые потаенные механизмы психики человека, можно управлять ею как угодно, причем даже вопреки желаниям самого индивида. Следовательно, подобная стратегия опасна, поскольку зомбирует людей и предписывает им поступать определенным образом. Ее активно используют многие группы. Это скинхеды, исповедующие бредовые идеи о национальном превосходстве людей; ваххабиты, считающие ислам лучшей религией в мире; криминальные авторитеты, вовлекающие несовершеннолетних в преступления, и пр.
Манипулятивная стратегия строится на вытеснении (страхов), внушении (это необходимо сделать) и подавлении совести как внутреннего цензора или стремления к саморазвитию. Развивающая основана на другом — на вере в конструктивное, активное начало в человеке.
________________
1 Шостром Э. Анти-Карнеги. – M , 1992.
С.205
Главным является опора на неповторимость и уникальность творческой личности школьника. Когда-то А. С. Макаренко сказал:
Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость1.
Можно считать, что воспитание должно конструировать завтрашнюю радость.
Это диалогическое направление, оно базируется на личностном подходе во взаимодействии педагогов и воспитанников. Только при диалоге с ребенком реальны настрой друг на друга, эмоциональная открытость, «событие», в котором воздействие уже не является однонаправленным. У педагога и учащихся один и тот же эмоциональный порыв. Они как бы «заряжены» общей энергией, имеют сходные стремления. Обе стороны равноправны и прислушиваются друг к другу.
Диалогический характер психической деятельности изначально присущ человеку в организации его отношений с другими людьми. Следовательно, активность и потребности людей могут развиваться только в условиях взаимодействия. По мнению Г. А. Ковалева, диалог основан на равенстве позиций партнеров по общению, эмоциональной открытости и доверии к другому человеку, принятии его внутреннего мира как особой ценности.
Сотрудничество учителя и учеников должно строиться на принципах доверия, веры в самое лучшее и творческое начало в другом.
Б. Г. Ананьев подчеркивал особую роль оценок в воздействии учителя на ребенка. Положительные помогают подбодрить учащегося, выделить его достижения, личностный рост. Хуже всего, когда нет никаких оценок: это дезорганизует детей, провоцирует ощущение их незначительности, неуверенность, если при этом оцениваются другие. Данное обстоятельство угнетает активность детей и замедляет их личностное развитие. В деятельности многих педагогов обнаруживается существенный недостаток: они неодинаково относятся к детям, не проявляют к ним чуткости, не понимают их.
Характер психологических воздействий ярко проявляется в авторитете взрослых.
Авторитет (от лат. autoritas — «власть», «влияние») означает, что родитель (или человек, обладающий в глазах детей значимостью), пользуясь своей властью или статусом, влияет на ребенка, который признает за ним право принимать ответственные решения и изменять поведение. Такой взрослый (родитель или учитель) наделяется
______________
1 Макаренко А. С. Собр. соч. в 7 т. – M., 1958. – T. 5. - С. 74.
С. 206
идеальными нравственными чертами, что создает эталон для подражания.
Первыми авторитетными фигурами для любого человека являются его родители, опыт взаимодействия с которыми изначален, — с ними ребенок связан от рождения. Однако затем дети становятся автономными, иногда вопреки желаниям родителей.
Когда же ребенок идет в школу, авторитетным для него оказывается учитель. Однако по-прежнему сохраняется влияние и авторитет родителей, поскольку существует естественное разделение институтов социализации — семьи и школы. В том случае, когда взаимоотношения между детьми и родителями остаются хорошими, изменяются аспекты авторитетности: главными выступают достоинства отца и матери.
Власть и влияние родителей на детей ослабевают или усиливаются по достижении последними определенного возраста. Известно та кое остроумное выражение: «Когда я был маленьким, я думал: "Мама знает все". Когда стал учиться в школе, понял, что мама не вес знает. Подростком я считал, что мама ничего не знает. Много позже я осознал, что надо было слушаться маму, которая знала главное, тогда я не сделал бы многих ошибок».
По мнению А. С. Макаренко, авторитет и послушание не мoгут быть целью, необходимо правильное воспитание, а послушание детей — только один из путей к ней.
Вместе с тем авторитет бывает иложным, т. е. он держится на ложных основаниях, а потому недолговечен. Существует несколько его разновидностей: авторитет подавления, резонерства, расстояния чванства, подкупа, «рубахи-парня» и пр. Рассмотрим некоторые.
Авторитет подавления заключается в том, что послушание ребенка достигается путем прямого насилия над ним. Воздействия исключают совместную деятельность; запреты, оскорбления, угрозы и т. п. провоцируют хитрость, уход от ответственности, несамостоятельность. Чаще всего такая функция принадлежит главе семьи, которого ребенок боится.
Авторитет расстояния проявляется в периодическом взаимодействии родителя и ребенка. Время от времени отец интересуется делами сына, но чаще тогда, когда мать рассказывает о его проступках. В этом случае ребенок стремится отгородить свой мир от других.
Авторитет чванства. Родители убеждают детей в своей «особенности». Уважение и любовь, таким образом, вызывает не сами отец и мать, а их эфемерная «важность». Наиболее действенным образом
С.207
влияют не они со своими слабостями и силой, а временное благополучие. Как только родители оказываются «как все», их воздействия нa детей не дают эффекта. С ними перестают считаться и начинают ix игнорировать.
Авторитет педантизма. Его специфика в том, что указания, даваемые родителями, должны быть неукоснительно выполнены.
Авторитет резонерства сказывается в бесконечном увещевании и морализировании. В итоге образуется смысловой барьер: ребенок слушает, но не слышит («в одно ухо влетает, а в другое вылетает»), Отвлекается, ему надоедает бесконечная нудная проработка.
Авторитет подкупа отличается тем, что все воздействия чем-то сопровождаются — обещаниями за хорошую учебу поехать за границу, купить компьютер. Происходит взаимный обмен: учеба за вознаграждение.
А. С. Макаренко указывает на авторитет дружбы, доброты, «рубахи-парня». Все это однобоко, поскольку в процессе воспитания развивает императивные или манипулятивные стратегии, которые, в свою очередь, и стимулируют появление ложных авторитетов.
Какие же психологические условия должен создать учитель, чтобы методы воспитания — побуждение, приказ, принуждение, внушение, пример, поощрение, наказание и пр. — были действенными? Какие требования предъявляются к последним?
1. Развивающая стратегия воспитания эффективна, когда педагог психологически компетентен. Это значит, что он должен знать возрастные и психологические особенности детей.
Например, одна из главных черт подростка — чувство взрослости. Оно появляется при бурном половом созревании, что приводит к преобладанию возбуждения над торможением. Поэтому подростки несдержанны, импульсивны, эмоционально неуравновешенны. Это чувство бывает 3-х типов. Оно касается:
• самого себя (подросток занимается самовоспитанием);
• сверстников (они воспринимаются как референтная группа);
• взрослых (происходит переоценка их влияния на личность подростка, и только обладающие значимостью оказывают положительное воздействие).
Подросток стремится к познанию, поэтому многим интересуется. Он хочет сохранить свою независимость, быть значимым в глазах сверстников. Стремится овладеть молодежной субкультурой, ориентируясь на мнение ровесников.
С.208
Знание этих особенностей позволит педагогу избежать ошибок и воспитании: не морализировать, использовать яркие примеры, убеждать, но не принуждать и реже прибегать к наказанию. Необходимо развивать мотивы поведения, а воздействовать лучше, когда эмоциональная напряженность становится минимальной.
2. Следует организовывать совместную деятельность, предполагающую взаимозависимость детей, их взаимопомощь. Например, старшие дети могут шефствовать над учащимися начальной школы, провожая их в бассейн.
Иногда возможна кооперация, направленная на достижение общего результата при условии распределения определенных операций. Например, школьники младших классов могут сшить одежду для кукол и отнести потом ее в детский сад. Работа распределяется между всеми: одни шьют платья, другие — фартуки, третьи — башмачки, четвертые — шляпки.
Такая кооперация подчиняется общим требованиям — аккуратности, красоте, ответственности, внимательности к другому.
Совместная деятельность может быть различной: сочинение сказок, участие в спектаклях, играх, делах и пр.
3. Необходимо сформировать способы нравственного поведения учащихся по отношению к другим людям. Если деятельность общественно значима и видны ее результаты, а школьник понимает их необходимость, возникает обязательность и ответственность.
Если дети берут шефство над домами для престарелых, помогают другим школам, то их деятельность становится общественно необходимой. Об этом речь шла в главе об образовательных технологиях.
Общая забота, послужившая принципом воспитательной технологии, предложенной И. П. Ивановым, помогла преодолеть равнодушное отношение к учебе и общественной работе, лень, недисциплинированность, зазнайство. Из педагогического опыта И. П. Иванова приведем пример — сочинение, которое следовало бы назвать: «Не узнаю себя».
Никогда не верила в свою способность тратить вечера ради других... В свою инициативность... А тут, оказывается, могу!.. За какие-то два месяца прочитала уйму научно-популярных книжек, и ведь без всякого нажима... Дома все удивляются: а ты можешь и руками работать... Раньше мне многие в классе были безразличны, а некоторые даже противны. И вдруг как-то само собой получилось, что хочется дружить со всеми, хочется делиться всем, что знаю, умею, люблю... Раньше не тянуло в школу, так надоели постоянные замечания, двойки, какая-то второсортность. И почему-то
С.209
теперь такого ощущения нет, наоборот, чувствую, что смогу стать совсем другим человеком. Смогу и других сделать лучше...1
4. Необходима атмосфера увлеченности, чтобы совместная деятельность оказалась значимой. Например, подростки, участвующие в археологических экспедициях или дес