Структура и организация деятельности ПМПк
3.1. Психолого – медико – педагогический консилиум создается в ОУ любого вида и типа по мере возникновения необходимости комплексного обследования ребенка, пребывающего в данном учреждении, в связи с возникновением явлений дезадоптации в любой сфере психологического развития, приводящей к трудностям реализации образовательных потребностей субъектами образовательного процесса.
3.2. ПМПк создается в ОУ приказом директора школы. В его состав входят: замдиректора по УВР (председатель ПМПк); учителя с большим опытом работы; учитель – логопед (или учитель – дефектолог), детский психолог, врач (педиатр, невролог или детский психиатр). При отсутствии специалистов они могу привлекаться к работе ПМПк на договорной основе.
3.3. Прием детей, подростков, молодежи (до 18 лет) осуществляется по инициативе родителей (лиц, их заменяющих). Прием лиц старше 12 лет, обратившихся по личной инициативе; допускается без сопровождения родителей.
3.4. В случае инициативы работников ОУ на предмет обследования ребенка должно быть получено согласие родителей (иных законных представителей).
При несогласии родителей (иных законных представителей) с ними должна проводиться просветительская работа по созданию адекватного понимания проблемы. Во всех случаях согласие родителей или лиц их замещающих на обследование должно быть получено в письменном виде и занесено в Карту развития ребенка.
3.5. Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально.
3.6.Результаты обследования ребенка протоколируются, отражаются в заключении, которое составляется коллегиально и является основанием для реализации соответствующих рекомендаций по обучению, воспитанию, лечению, при необходимости – профориентации и трудоустройства, а также социальной и трудовой адаптации. Все сведения вносятся в Карту развития ребенка.
3.7. В диагностике сложных или конфликтных ситуаций члены ПМПк обязаны направить ребенка на ПМПК для углубленной диагностики.
3.8. На ребенка, проходящего обследование в ПМПк, заводится Карта развития ребенка, в которой находятся все данные индивидуального обследования: заключение ПМПк; копии направлений во внешние организации; включая направление на ПМПК. Кроме того, в Карту развития ребенка вносятся данные об его обучении в специальном (коррекционном или компенсирующем) классе общеобразовательной школы, данные по специальной коррекционной работе, проводимой специалистами – психологами, логопедами, педагогами, медицинскими работниками. Результаты обследования вносятся в Карту развития ребенка учебной после каждого курса занятий со специалистами с описанием наблюдаемой динамики и перспективными планами коррекционной работы.
Карта развития ребенка хранится у председателя ПМПк и выдается только специалистам, работающим в ПМПк. Председатель ПМПк и специалисты несут ответственность за конфиденциальность информации о ребенке, проходившем обследование на ПМПк.
В случае направления ребенка на ПМПК Карта развития ребенка со всеми представлениями, заключениями передается сотрудникам ПМПК. После обследования в ПМПК Карта развития возвращается в школьный консилиум.
3.9. В конце третьей четверти ПМПк обсуждает результаты коррекционного обучения каждого ребенка на основании наблюдения динамики развития и принимает решение о продолжении обучения в условиях специального (коррекционного, компенсирующего) класса образовательной школы либо о направлении ребенка на ПМПК.
При переводе ребенка в другой класс того же ОУ или в другое ОУ необходимо получить согласие родителей или законных представителей в письменной форме и занести его в Карту развития ребенка. На руки родителям выдается выписка из Карты развития ребенка, в которой отмечаются заключения всех специалистов, педагогическая характеристика и результаты коррекционного воздействия.
3.10. В ПМПк ведется следующая документация:
- журнал записи и учета детей, прошедших консилиум;
- журнал обследований специалистов;
- журнал коллегиальных заседаний ПМПк, с отметками о движении документации и соответствующих направлениях ребенка как в системе ПМПС, так и в другие организации;
- Корты развития детей с представлениями специалистов и заключениями ПМПк по результатам обследования и решением о форме и содержании коррекционного воздействия;
- листы коррекционной работы специалистов (вкладываются в Карту развития ребенка в процессе коррекционной работы);
- списки коррекционных или компенсирующих классов;
- список специалистов ПМПк и специалистов, привлеченных на договорной основе, расписание их работы, включая расписание индивидуальных и групповых занятий;
- журнал регистрации архива ПМПк;
- архив ПМПк, состоящий из Карт развития детей, выведенных из школы в другие образовательные системы, специализированные учреждения здравоохранения или социальной защиты.
3.12. Архив ПМПк хранится в течение 10 лет в специально оборудованном месте и выдается только членам ПМПк, о выдаче делается специальная запись.
3.13. Председатель и специалисты, участвующие в работе ПМПк, несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование.
4. Порядок подготовки и проведения ПМПк.
4.1.Консилиумы подразделяются: на плановые и внеплановые.
4.2. Плановые консилиумы один раз в полугодие. Деятельность планового консилиума ориентирована на решение следующих задач:
- определение путей коррекционно – педагогического и лечебно – воспитательного воздействия на ребенка;
- выработка согласованных решений по созданию адекватных условий обучения ребенка;
- оценка динамики состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
4.3. Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалистов (в первую очередь учителей, ведущих с данным ребенком коррекционную работу). Вне плана ПМПк собирается для выяснения причин отсутствия динамики или при отрицательной динамике обучения и развития ребенка, при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие ребенка.
Задачами внепланового ПМПк являются:
- решение вопроса о принятии экстренных мер по устранению вновь выявленных обстоятельств, влияющих на обучение и развитие ребенка;
- изменение коррекционно – развивающей программы, в случае её неэффективности.
4.4. Для повышения эффективности коррекционно – педагогического и воспитательного воздействия на ребенка назначается ведущий специалист.
4.5. Решением ПМПк ведущим специалистом назначается педагог или другой специалист, проводящий коррекционную работу.
4.6 Ведущий специалист должен: проводить коррекционную работу с ребенком; отслеживать своевременность проведения комплексных диагностических обследований и коррекционных мероприятий другими специалистами; имеет право решающего голоса при определении адекватных условий обучения, проведении повторных ПМПк.
4.7. При возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие ребенка или на состояние его здоровья, повторный ПМПк может назначить другого специалиста в качестве ведущего.
Подготовка проведения ПМПк
4.8.1 Ребенок должен быть обследован всеми специалистами не позднее 10 дней до даты проведения ПМПк.
4.8.2. Список специалистов, участвующих в работе консилиума составляется ведущими специалистами и согласовывается с председателем ПМПк. В состав ПМПк входят специалисты, непосредственно работающие с ребенком, специалисты – консультанты, проводящие консультирование ребенка и знающие его проблему, специалисты – стажеры.
4.8.3. Специалисты – консультанты, проводящие непосредственную работу с ребенком, обязаны не позднее, чем за 3 дня до проведения ПМПк, представить ведущему специалисту характеристику динамики развития ребенка и динамики коррекционной работы по установленной форме за период, прошедший с момента последнего ПМПк
Порядок проведения ПМПк
4.9.1.ПМПк проводится под руководством председателя консилиума, а в его отсутствие заместителя председателя консилиума.
4.9.2. Председатель ПМПк имеет право по согласованию с директором школы в разовом порядке назначить временного председателя консилиума из числа высококвалифицированных специалистов ПМПк.
4.9.3. Ведущий специалист докладывает заключение о проблемах обучения и развития ребенка на ПМПк и оформляет протокол консилиума. Все специалисты, ведущие коррекционную и консультативную работу, в устной форме дают свои заключения.
4.9.4. Заключения всех специалистов, проводящих коррекционную и консультативную работу, являются для ПМПк равнозначными.
4.9.5. Рекомендации по проведению дальнейшей коррекционной работы, утвержденные консилиумом, являются обязательными для всех специалистов, работающих с ребенком.
4.9.6. Протокол ПМПк оформляется не позднее, чем через 2 дня после его проведения и подписывается ведущим специалистом, председателем ПМПк и
классным руководителем.
СХЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПк ОУ
Запись на обследование ребенка на консилиуме |
Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума |
Плановые заседания консилиума 1. Определение путей ПМПк сопровождения 2. Оценка динамики состояния ребенка |
Согласование деятельности специалистов по коррекционно – развивающей работе |
Проект Приказа
О СОЗДАНИИ ПСИХОЛОГО - МЕДИКО –
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА
В целях обеспечения эффективной работы с детьми, имеющими трудности в обучении и школьную дезадаптацию, а так же в соответствии с концепцией коррекционно – развивающего обучения и на основании приказа Управления общего и профессионального образования г. Краснодара № 45 от 29.012002 г.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать психолого – медико – психологический консилиум в составе:
(перечень сотрудников консилиума с указанием специальности)
2.Назначить председателем консилиума:
(ФИО завуча по УВР)
3.Председателю психолого – медико – психологического консилиума вменить в обязанности организацию работы консилиума в соответствии с Положением о деятельности психолого – медико – психологического консилиума.
4. График работы консилиума прилагается.
5.Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.
Директор школы №
Образец
ДОГОВОР
о сотрудничестве школьного ПМПк ОУ № г.Краснодара с родителями (законными представителями) обучающегося (воспитанника) образовательного учреждения
Образовательное учреждение№
г. Краснодараокруга
в лице директора ,
(Ф.И.О.)
действующего на основании Устава и Положения о психолого – медико - педагогическом консилиуме, с одной стороны, и родителями (законными представителями) обучающегося (воспитанника)
указать Ф.И.О. родителей (законных представителей)
с другой стороны, заключили договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
Предметом настоящего договора является закрепление взаимных обязательств и прав.
2. Обязанности сторон.
2.1. ПМПк ОУ №обязуется:
2.1.1. Проводить своевременную диагностику отклонений в развитии детей. Выявлять резервные возможности ребенка, разрабатывать рекомендации учителю, воспитателю, родителям.
2.1.2.Информировать родителей (законных представителей) обучающегося (воспитанника) об условиях психолого – медико – педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк
2.1.3. Организовать коррекционно – развивающие занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые).
2.1.4. Разрабатывать индивидуальные коррекционно – развивающие программы, развивающие познавательные процессы, эмоционально – волевую сферу, речевые нарушения.
2.1.5. Отслеживать динамику развития психических функций, и эффективности индивидуальных коррекционных программ.
2.1.6. Информировать родителей (законных представителей) обучающегося (воспитанника) о результатах обследования и обо всех имеющихся проблемах в развитии ребенка (о положительной динамике, об отсутствии положительной динамики).
2.1.7. Информировать родителей (законных представителей) обучающегося (воспитанника) обо всех имеющихся в городе возможностях оказания ребенку психолого – медико – педагогической помощи в соответствии с выявленными отклонениями в развитии.
3.1. Родители имеют право:
3.1.2. Выражать согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого – медико – педагогическое обследование и сопровождение обучающегося (воспитанника) в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и деятельности.
3.1.3. Запросить информацию о динамике развития ребенка.
3.1.4. При возникновении трудностей в обучении и воспитании ребенка получить консультативную и диагностическую помощь.
Выражают согласие (несогласие) на психолого – медико – педагогическое обследование и сопровождение обучающегося (воспитанника) в соответствии с показаниями в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк
Дата «»200 г.
Директор ОУподпись
Председатель ПМПкподпись
Родители (законные представители) подпись
М.П.
Образец
ДОГОВОР
о взаимодействии психолого – медико – педагогической комиссии (ПМПК) психолого – медико – педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения
Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства ПМПК (указать уровень ПМПК: региональная, муниципальная, др.)
и ПМПк ОУ:
(наименование ОУ)
ПМПк обязуется: 1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в следующих случаях: -при возникновении трудностей диагностики; - в спорных и конфликтных случаях; - при отсутствии в данном ОУ условий для оказания необходимой специализированнойпсихолого – медико – педагогической помощи. 2. Информировать гор. ПМПК: - о количестве детей в ОУ, нуждающихся в специализированной психолого – медико – педагогической помощи. - о характере отклонений в развитии детей, получивших специализированную психолого – медико – педагогическую помощь в рамках данного ОУ - об эффективности реализации ПМПК. | ПМПК обязуется: 1. Проводить своевременное обследования детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк ОУ, территориально относящегося, к данной ПМПК, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования. 2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого – медико – педагогических консилиумов ОУ, территориально относящихся, к данной ПМПК. 3. Осуществлять контроль выполнения рекомендаций ПМПК данные ОУ, при необходимости вносить коррективы в данные рекомендации. 4. Информировать родителей обо всех имеющихся возможностях оказания ребенку психолого – медико – педагогической помощи. |
Руководитель ОУ Заведующий ПМПК
(подпись) (подпись)
Председатель ПМПк
(подпись)
М.П. М.П.
Образец
ПЛАН