Глава 2. Эмпирическое исследование психологического климата в воинском коллективе
Программа исследования
Цель исследования: выявить и проанализировать психологические детерминанты социально-психологического климата в воинском коллективе батальон железнодорожных войск г. Твери
Задачи исследования:
1. Провести диагностику состояния психологического климата в коллективе.
2. Исследовать характер взаимоотношений между военнослужащими воинского коллектива.
3. Исследовать удовлетворенность жизнью военнослужащихв воинском коллективе.
4. Исследовать удовлетворенность трудом военнослужащихв воинском коллективе.
5. Обобщить результаты проведенного эмпирического исследования и разработать практические рекомендации.
Объект исследования: военнослужащие контрактной службы г. Твери в количестве 30 человек в возрасте от 21 до 38
Предмет исследования: характер межличностных отношений и психологический климат в коллективе.
База исследования: батальон железнодорожных войск г. Твери
Гипотеза исследования: Мы выдвигаем предположение о том, что если военнослужащие удовлетворены трудом и жизнью, а также если в межличностных отношениях трудового коллектива преобладают положительно направленные лидеры, то и психологический климат в данном коллективе благоприятный.
Психодиагностический инструментарий исследования составили:
- Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в первичном подразделении организации (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто)
- Методика А.Ф. Фидлера «Атмосфера в группе»
- Социометрия Дж. Морено
- корреляционный анализ Спирмена в программе SPSS.
1. Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе (А. С. Михайлюк, Л. Ю. Шарыто)
Вышеуказанная методика позволяет делать периодические «срезы» с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать эффективность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат. Такие измерения полезны при изучении отношения к труду, причин текучести кадров, степени адаптации новых сотрудников, эффективности руководства, продуктивности деятельности.
Вышеуказанная экспресс-методика позволяет диагностировать три компонента психологического климата: эмоциональный, поведенческий и когнитивный.
Для того чтобы измерить эмоциональный компонент в методике используется критерий привлекательности - на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный - неприятный».
Чтобы измерить поведенческий компонент, вопросы объединяются по критерию «желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга», «желание - нежелание работать в данном коллективе».
Для измерения критерия когнитивного компонента избрана переменная «знание - незнание особенностей характера членов коллектива».
Обработка результатов производится следующим образом:
Каждый компонент определяется 3 вопросами. Следует отметить, что ответы на них принимают одну из форм: +1,0, -1.
Далее идет обобщение ответов.
К положительной оценке относится оценка +1.
Сюда входят те сочетания, в которых положительные ответы (4,5 – на ответы утверждения, 7,8,9 – на ответы по шкале «1-9»).
Положительной оценкой (+1) определяются те сочетания, в которых положительные ответы (4,5 – на ответы утверждения; 7,8,9 – на ответы по шкале «1-9») будут даны на все 3 вопроса, относящимися к данному вопросу. Также это могут быть два ответа положительные, а третий любой из оставшихся двух.
Отрицательной оценкой (-1) определяются сочетания, содержащие 3 отрицательных ответа (1,2- на ответы утверждения, 1,2,3 – на ответы по шкале «1-9») или 2 ответа отрицательные, а третий имеет другой знак.
Неопределенной (противоречивой) оценкой является оценка (0). Эта оценка будет иметь место в случаях: если на все 3 вопроса дан неопределенный ответ (3 на ответы утверждения; 4,5,6 – на ответы по шкале «1-9»).
Также неопределенной будет оценка в случае, если ответы на два вопроса – неопределенные, а третий имеет другой знак или один из ответов неопределенный, у двух других – разные знаки.
Следует отметить, что вопросы под номерами 1,4,7 – относятся к эмоциональному компоненту; 2,5,8 – к поведенческому компоненты; 3,6- к когнитивному.
После заполнения испытуемыми бланка теста для каждого компонента выводится средняя оценка.
Средняя оценка выводится по следующей формуле: Э = Е(+) – Е(–) / n , где:
Е (+) - количество всех положительных ответов;
Е (–) - количество всех отрицательных ответов;
n - число сотрудников, принявших участие в опросе.
Далее мы смотрим, в какой диапазон попадают средние оценки.
Если они в диапазоне от -1 до - 0,33 – оценки считаются отрицательными, соответственно психологический климат признается неудовлетворительным.
Если средние оценки попадают в диапазон от -0,33 до +0,33, они считаются противоречивыми, соответственно психологический климат признается противоречивым, неопределенным, нестабильным.
Если средние оценки попадают в интервал от + 0,33 до +1 – они считаются положительными, соответственно психологический климат в таком коллективе может считаться благоприятным.
В соответствии с полученными результатами можно строить мероприятия по улучшению психологического климата в подразделении.
Стимульный материал к методике приведен в приложении 1.
2. Методика «Атмосфера в группе» (А.Ф. Фидлер)
Цель: замерить психологическую атмосферу в учебной группе.
В основе методики лежит метод семантического дифференциала.
Ответ по каждому из 10-ти пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов.
Чем левее расположен знак +, тем ниже балл, тем благоприятнее
психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).
Инструкция: в таблице приведены противоположные по смыслу пары
слов, с помощью которых можно описать атмосферу в Вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поставите знак +, тем более выражен этот признак в Вашем коллективе.
Критерии оценки благоприятности психологической атмосферы:
- высокий уровень - если испытуемый набрал в пределах от 10 до 40 баллов;
- средний уровень - если испытуемый набрал в пределах от 40 до 60 баллов;
- низкий уровень - если испытуемый набрал в пределах от 60 до 80 баллов.
Стимульный материал к методике приведен в приложении 2.
3. Социометрия (Дж. Морено)
Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Инструкция: «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас, и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».
Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию.
На основании полученных результатов составляется матрица, которая состоит: по вертикали – из списка фамилий группы, расположенных в алфавитном порядке и по горизонтали – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке. Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов.
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.
Таблица 1
Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента
Статусная группа | Количество полученных выборов |
«Звезды» | В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Предпочитаемые» | В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Принятые» | Равно среднему числу полученных выборов одним испытуемым |
«Непринятые» | В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Отвергнутые» | Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым |
4. Математико-статистические методы обработки психологических данных: дескриптивный анализ (описательные статистики), Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Данный коэффициент используется для выявления и оценки тесноты связи между двумя рядами сопоставляемых количественных показателей. Если упорядоченные по степени возрастания или убывания ранги показателей в большинстве случаев совпадают (большему значению одного показателя соответствует большее значение другого показателя), то делается вывод о наличии прямой корреляционной связи. Если ранги показателей имеют противоположную направленность (большему значению одного показателя соответствует меньшее значение другого), то говорят об обратной связи между показателями.
Коэффициент корреляции Спирмена обладает следующими свойствами:
- Может принимать значения от -1 до 1. Причем при rs=1 возникает строго прямая связь, а при rs=-1 – строго обратная связь.
- Если коэффициент корреляции отрицательный, то на лицо обратная связь, а если положительный – прямая.
- Если коэффициент корреляции равен нулю, то связь между величинами практически отсутствует.
- Чем ближе модуль коэффициента корреляции к 1, тем более сильной является связь между измеряемыми величинами.
Следует отметить, что при использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками. Значения коэффициента равные 0,3 и менее считают показателями слабой тесной связи, значения более 0,4. Но менее 0,7 – показателями умеренной тесной связи, а значения 0,7 и выше – показателями высокой тесной связи.
Этапы исследования:
1. (январь 2017 г.) – диагностика состояния психологического климата в воинском коллективе с помощью Экспресс-методики оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе (А. С. Михайлюк, Л. Ю. Шарыто).
2. (февраль 2017 г.) – исследование психологической атмосферыв воинском коллективе с помощью методики «Атмосфера в группе» (А.Ф.Фидлер).
3. (март 2017 г.) – исследование характера межличностных отношений в группе с помощью социометрии (Дж.Морено).
4. (апрель 2017 г.) – исследование взаимосвязи эмоционального, поведенческого, когнитивного компонентов социально-психологического климата с помощью коэффициента корреляции Спирмена. Обобщение результатов проведенного эмпирического исследования и разработка практических рекомендаций.