Динамика первых встреч с детьми

(Протоколы занятий психолога с девочками одного возраста, одним и тем же вариантом нарушения психологического здоровья - страхом самовыражения. Детям предлагались примерно одни и те же формы работы.)

Надя, 10 лет (остро переживает развод родителей, испытывает страх самовыражения, по наблюдениям учителя, стала читать на уроках еле слышно, как будто у нее в горле ком).

Работа начата по просьбе мамы, которая сообщила, что они с мужем разводятся, и ей кажется, что ребенок это глубоко переживает.

Первая встреча

"Свободный рисунок"

Начинает рисовать мужскую голову фломастером. Говорит, что не получилось, рисует на другой стороне ручкой фигуру мужчины. Спрашиваю:

- Это кто?

- Папа.

Рядом рисует женскую фигуру. Спрашиваю:

- Кто это?

- Не знаю?

- Может быть, какая-то тетя?

- Может быть, тетя. Нет. Мама.

- Что они делают?

- Просто гуляют. -Где?

- По парку.

- Какое лицо у мамы, что она чувствует, когда они гуляют?

- Не знаю, они редко вместе гуляют. Папа вообще редко приезжает. Говорит, что много работает.

- А ты по нему, наверное, очень скучаешь? Беспокоишься, почему его нет?

-Да.

- Как можно было бы назвать рисунок?

- Прогулка.

- А может быть, беспокойство?

- Да. Это больше подходит.

"Значки"

Надя предложила мне первой рассказать, что изображено на значке. На моем значке - горы, комментирую:

- На значке горы, это близко моей душе, потому что я люблю путешествовать.

Надя тоже достает из коробки значок с изображением гор.

- И я люблю путешествовать. Все новое узнавать.

Я вытаскиваю значок, на котором земной шар. Задумываюсь. Надя хочет сама ответить:

- Мне нравится география - наука о Земле. Мне когда успокоить себя надо, беру энциклопедию и читаю.

Я вытаскиваю опять значок с горами. Рассказываю:

- Мне кажется, что жизнь очень похожа на подъем в гору. Жизнь - это движение к далекой, высокой цели. Но чтобы достичь ее, нужно многое испытать, вытерпеть, быть по-настоящему сильным.

Надя достает значок с кораблем.

- Мне нравится корабль. Когда мне было пять лет, мы с папой и мамой поехали в круиз на корабле в Диснейленд. Ехали целый месяц, было очень интересно.

Я достаю значок с изображением лошади.

- Я очень люблю двигаться. Мне кажется, что вообще жизнь - это движение.

- Мне тоже нравится, мне трудно усидеть на месте. Достает значок опять с корабликом:

- Я очень люблю книги и фильмы, когда путешествуют на кораблях. Именно на кораблях. Не в горах. Мне нравится цвет моря. Иногда дома я беру картон и делаю корабли. Люблю легенды и истории, которые связаны с кораблями. Помните из Библии? Сначала все было хорошо. А потом наступил потоп. И ведь именно корабль спас человечество, все на нем спаслись. Вот посмотрите. Самолеты падают. А корабли не тонут. Как будто что-то оберегает корабль.

- Корабль кажется тебе безопасным?

- Да, корабль - это безопасное. Я заметила, до пяти лет - до путешествия на корабле - была более нервная, больше волновалась. После этого стала более спокойная.

- А спокойствие сохраняется потом?

- Да. Оно сохраняется надолго.

- Его может что-либо разрушить?

- Нет. Его ничто не может разрушить. Оно навсегда. Показываю Наде ее рисунок.

- Но как же не может нарушить? Ведь ты назвала рисунок "Беспокойство".

- Может быть, временное беспокойство, но оно проходит. Я ставлю точку:

- Ты права. Действительно, даже очень тяжелое беспокойство когда-нибудь проходит и обязательно возвращаются покой и радость.

Вторая встреча

Я решила не уходить вглубь, а попробовать усилить "внутреннего ребенка".

"Подушки"

Предложила поиграть в ее одноклассников, которые часто дерутся, и немного подраться.

Надя была Сережей, меня она назначила Аней. Подушками дралась охотно. С радостью, но в словесную перепалку, которую я попыталась инициировать, не включилась. Когда я в роли Ани обещала пожаловаться на нее учительнице, Надя ответила: "Я больше не буду".

"Я - наоборот"

Бросая мячик друг другу, мы задавали вопросы и отвечали из роли "Ядан" и "Яло", т.е. наоборот.

Общее замечание: Надя с трудом придумывала и называла ненормативные действия, например, не смогла придумать, и мне пришлось подсказать, как Ядан разговаривает со своей учительницей. Надя ограничилась только словом "плохо".

"Я - это..."

Вытаскивает карточку с надписью "надежда":

- Я - это надежда, потому что если я чувствую, что у меня что-то не получается, надеюсь, что мне кто-то объяснит.

- Поможет?

- Нет, объяснит, потому что помощь - это когда кто-то за меня будет делать. А я не хочу, чтобы за меня что-то делали, хочу сама.

- Я - верность. Сколько было подруг, редко с ними ссорились.

- Но ведь вы не всегда рядом были, и оставались друзьями?

- Да, не всегда рядом, и оставались друзьями,

- Я - терпение, так как я терпеливая. Если, например, завтра приедет кто-то и мне об этом один раз сказали, я жду до этого момента, не спрашиваю по десять раз: "Ну, когда приедет?"

- Я - радость, практически всегда за других радуюсь.

- А за себя?

- Я тоже радуюсь, когда мне хорошее говорят. Не могу не порадоваться.

- А вы кто по гороскопу?

- Стрелец.

- О, как мой папа.

- А когда у него день рождения?

- 3 декабря.

- Что ты ему подарила?

- Сшила котенка.

- Он был очень рад? -Да.

- А куда дел?

- В машину поставил. Там у него уже есть домовенок.

- И он будет смотреть на них и вспоминать...

- Меня.

- Он будет смотреть на игрушки и всегда вспоминать тебя. Это здорово. Ты ведь этого хочешь?

- Да.

Наташа, 9 лет (остро переживает развод родителей, испытывает ревность к младшей сестре).

Работать с ней стала после разговора с ее учительницей, которая нашла на ее парте измятый листочек со стихами.

Стихи Наташи

Я умерла от страха.

В душе замерзла кровь.

Любовь и жизнь ушли от меня.

Я погибла.

Я от злости погибала,

И жизнь уходила с каждым днем.

Мне плохо от маминой злости,

а папа мой ушел от нас,

и мы остались одни,

и денег у нас мало.

Первая встреча

"Свободный рисунок"

Наташа решила рисовать пальцем, используя театральный грим.

- Это будет дерево и много цветов. Здесь будет волшебный сад. В нем будет разговаривающая розочка. Она делала добро людям. К ней пришла девочка, попросила, чтобы ее мама выздоровела. А розочка согласилась, если девочка будет ухаживать за ней. И девочка сказала: "Хорошо". Розочка сделала так, что ее мама выздоровела.

- Чем болела мама?

- Гриппом.

- А может быть, у нее душа болела?

- Может быть.

- А когда у взрослых болит душа?

- Может быть, когда дети не слушаются.

- А кем бы ты хотела быть на этом рисунке?

- Розочкой.

- Что бы ты тогда делала?

- Я бы сделала так, чтобы мои родители вместе жили.

"Мягкая сказка"(используются мягкие тряпичные куклы)

Наташа распределяет роли. Меня назначает продавщицей. Сама она - девочка, которая потерялась и искала свою маму. Я в роли продавщицы должна связать и спрятать девочку в своем магазине. Потом Наташа принимает поочередно роли мамы и папы, которые ищут девочку. В конце концов они находят ее:

- Привет, пап!

- Привет. Зачем ты убежала?

- Я думала, что вы меня не Любите и думаете только о себе. Я "забираю" у Наташи обеих кукол и продолжаю:

- Доченька, я люблю тебя всегда. Даже если я буду далеко от тебя, то буду заботиться о тебе и любить.

- Ну, конечно, и я тебя люблю. Ведь ты же мой папа. Занятие подходит к концу. Я спрашиваю:

- Хочешь знать, что я думаю о тебе? Честно?

- Не знаю. Хочу.

- Ты как шарик, в котором внутри что-то спрятано. Внешне ты веселая, счастливая девочка. Ты такой хочешь казаться. А внутри тебя в этом полом шарике есть кусочек беспокойства. Так ли это?

- Да.

Звенит звонок. Занятие заканчивается. Наташа просит разрешения остаться еще на один урок, но ей надо уходить.

Вторая встреча

"Свободный рисунок"

- Буду рисовать солнце, природу. Потом поляну. Деревья, - объясняет Наташа.

- А сейчас что рисуешь?

- Это дуб. Старый. А рядом елка.

- Дуб дружит с елкой?

- Да.

- А елка какая?

- Хорошая. Разговаривает с дубом.

- А если он не захочет?

- Она тогда тоже не разговаривает. Но может понять, что дуб устал.

- А если он ее разлюбит?

- Нет, потому что он хороший.

- Я с тобой не согласна.

- У тебя было что-нибудь, что ты вдруг разлюбила?

- Да, была такая игрушка.

- Но ведь она осталась хорошей?

- Да, конечно.

- Значит, если кто-то разлюбит, он совсем необязательно станет плохим?

- Да.

- В какую часть рисунка ты хотела бы превратиться?

- В солнце.

- Составь рассказ от его имени.

- Я - солнце. Я смотрю за людьми. Когда люди плохо обращаются с другими, я перестаю светить, прикрываюсь. Я люблю, когда везде доброта, когда никто не ссорится.

"4 вопроса - 4 ответа"

Мой первый вопрос:

- Бывает ли, что ты злишься на маму?

- Да, когда я хочу смотреть телевизор, а она мне не разрешает.

- О чем ты мечтаешь? Рисует волшебницу:

- Хотела бы стать волшебницей. Выручать кого-нибудь.

- Бывает ли тебе когда-нибудь страшно?

- Ночью, когда просыпаешься. Кажется, что ведьма стоит. А под кроватью кто-то живет. Боюсь вставать даже. А иногда вскочу и к маме побегу.

Звенит звонок. Несмотря на то, что о страхах ей поговорить хочется, занятие заканчиваем.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Наши рекомендации