Направление «Психологическое консультирование»

Психологическое консультирование в условиях ДОО обозначается как система коммуникативного взаимодействия педагога - психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.

Цель консультирования: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

В условиях ДОО педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка. Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития.

Такими задачамивыступают:

- оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОО;

- обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции;

- помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;

- формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.

Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.

Процедура консультации является стандартной:

1. Приветствие.

2. Выяснение повода обращения.

3. Выяснение желаемого результата.

4. Резюмирование, разработка вариантов решения проблемы.

5. Оговаривание решения клиента и его действий для достижения желаемого результата.

Зона компетенции в психологическом консультировании.

Проблема Содержание психологической помощи
Консультирование по проблемам трудностей в обучении Развитие познавательной активности, любознательности, наблюдательности, умения рассуждать. Детские вопро­сы как форма познавательной активности. Приемы повышения работоспособности, тренировки памяти. Развитие элементов произвольного внимания. Учет детских интересов в процессе обучения. Развитие представлений об ок­ружающем, обогащение впечатлений. Развитие самоорганизации деятельности
Консультирование по проблемам детско-родительских взаимо­отношений Учет в организации взаимодействия с детьми особенностей дошкольного возраста: импульсивность, отвлекаемость, неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность, эмоциональное «заражение» и т. п. Определение оптимальных требований к ребенку. Эффективные стратегии поведения в трудных воспитательных ситуациях, учет типа темперамента ребенка. Взаимодействие с членами семьи, в том числе братьями и сестрами
Консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе Преодоление конфликтов. Эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Приемы саморегуляции психоэмоциональных состояний. Выбор стиля общения, позиции в общении. Приемы продуктивного делового общения. Противодействие манипуляциям
Консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей Психологические условия успешной адаптации. Преодоление негативного отношения к детскому саду, страха разных видов деятельности, неуверенности. Черты акцентуаций по гипертимному, сензитивному, истероидному, неустойчивому и другим типам личности. Проблемы популярных и изолированных дошкольников. Необоснованные претензии на лидерство как проявление дезадаптации. Преодоление у ребенка самоизоляции, высокой тревожности, страхов, агрессивности, конфликтности, неорганизованности, нарушения норм поведения, неадекватной самооценки, негативного отношения к общению, в том числе с конкретным взрослым, сверстником
Консультирование по проблемам психологической готовности ре­бенка к обучению в школе Формирование компонентов готовности к школе. Проявления кризиса 7 лет и выбор оптимальной стратегии вза­имодействия с ребенком. Психологические требования к организации взаимодействия с ребенком в период адап­тации к школьному обучению

Обязательно:

-Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОО и семье в интересах ребенка.

-Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Дополнительно:

-Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.

-Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

-Консультативная работа в ДОО включает в себя также консультирование администрации образовательного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом, а также консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом, как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в ДОО.

Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОО.

Примерный перечень тем для психологического консультирования:

· адаптация и дезадаптация к ДОУ

· страхи

· агрессивность

· психологическое неблагополучие

· непослушание

· кризис 3-х лет

· спонтанная двигательная активность

· тревожность

· левшество

· недостаточное развитие мелкой моторики

· низкий уровень развития познавательных процессов

· нарушения в сфере общения

· энурез

· застенчивость

· нестабильность эмоционального состояния

· гиперактивность

· отсутствие самостоятельности

· непослушание

· психологические проблемы детей с ОНР

· психологическая поддержка семьи

· роль игры в подготовке к школе

· система работы воспитателя с детьми, имеющими отклонения в поведении

· психологическая готовность к школе

Наши рекомендации