Направление «Психологическое консультирование»
Психологическое консультирование в условиях ДОО обозначается как система коммуникативного взаимодействия педагога - психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.
Цель консультирования: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
В условиях ДОО педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка. Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития.
Такими задачамивыступают:
- оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОО;
- обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции;
- помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;
- формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.
Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.
Процедура консультации является стандартной:
1. Приветствие.
2. Выяснение повода обращения.
3. Выяснение желаемого результата.
4. Резюмирование, разработка вариантов решения проблемы.
5. Оговаривание решения клиента и его действий для достижения желаемого результата.
Зона компетенции в психологическом консультировании.
Проблема | Содержание психологической помощи |
Консультирование по проблемам трудностей в обучении | Развитие познавательной активности, любознательности, наблюдательности, умения рассуждать. Детские вопросы как форма познавательной активности. Приемы повышения работоспособности, тренировки памяти. Развитие элементов произвольного внимания. Учет детских интересов в процессе обучения. Развитие представлений об окружающем, обогащение впечатлений. Развитие самоорганизации деятельности |
Консультирование по проблемам детско-родительских взаимоотношений | Учет в организации взаимодействия с детьми особенностей дошкольного возраста: импульсивность, отвлекаемость, неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность, эмоциональное «заражение» и т. п. Определение оптимальных требований к ребенку. Эффективные стратегии поведения в трудных воспитательных ситуациях, учет типа темперамента ребенка. Взаимодействие с членами семьи, в том числе братьями и сестрами |
Консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе | Преодоление конфликтов. Эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Приемы саморегуляции психоэмоциональных состояний. Выбор стиля общения, позиции в общении. Приемы продуктивного делового общения. Противодействие манипуляциям |
Консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей | Психологические условия успешной адаптации. Преодоление негативного отношения к детскому саду, страха разных видов деятельности, неуверенности. Черты акцентуаций по гипертимному, сензитивному, истероидному, неустойчивому и другим типам личности. Проблемы популярных и изолированных дошкольников. Необоснованные претензии на лидерство как проявление дезадаптации. Преодоление у ребенка самоизоляции, высокой тревожности, страхов, агрессивности, конфликтности, неорганизованности, нарушения норм поведения, неадекватной самооценки, негативного отношения к общению, в том числе с конкретным взрослым, сверстником |
Консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к обучению в школе | Формирование компонентов готовности к школе. Проявления кризиса 7 лет и выбор оптимальной стратегии взаимодействия с ребенком. Психологические требования к организации взаимодействия с ребенком в период адаптации к школьному обучению |
Обязательно:
-Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОО и семье в интересах ребенка.
-Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Дополнительно:
-Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
-Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
-Консультативная работа в ДОО включает в себя также консультирование администрации образовательного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом, а также консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом, как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в ДОО.
Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОО.
Примерный перечень тем для психологического консультирования:
· адаптация и дезадаптация к ДОУ
· страхи
· агрессивность
· психологическое неблагополучие
· непослушание
· кризис 3-х лет
· спонтанная двигательная активность
· тревожность
· левшество
· недостаточное развитие мелкой моторики
· низкий уровень развития познавательных процессов
· нарушения в сфере общения
· энурез
· застенчивость
· нестабильность эмоционального состояния
· гиперактивность
· отсутствие самостоятельности
· непослушание
· психологические проблемы детей с ОНР
· психологическая поддержка семьи
· роль игры в подготовке к школе
· система работы воспитателя с детьми, имеющими отклонения в поведении
· психологическая готовность к школе