Обсуждение рассказа-размышления «Соломинка»
Психокоррекционный эффект от работы с родителями достигается с помощью специально написанных рассказов (методика В. В. Ткачевой) — литературной обработки житейских историй матерей больных детей. Помимо типичных для мам ситуаций и обобщенного опыта в них представлены и новые философские и мировоззренческие установки, способствующие реконструкции жизненного стереотипа каждой из участниц.
Форма рассказа позволяет обсуждать от третьего лица особо значимые для группы жизненные ситуации, что и является ведущим механизмом коррекционного воздействия.
Есть два типа рассказов: рассказ-образец (повествует о продуктивных формах взаимоотношений внутри семьи и с ребенком) и проблемный рассказ, где нет готовых советов, и выход из сложной ситуации находят члены группы. К этой группе рассказов относится и рассказ-размышление «Соломинка».
Вопрос первый: может ли быть счастлива женщина, которая родила неполноценного ребенка (инвалида)? — Какая я несчастная, — хотя бы раз в жизни думала каждая из таких женщин. — Почему это случилось именно со мной? Почему я и мой ребенок должны страдать? Как много подобных «почему?» и «за что?»! Это очень трудные вопросы, на которые никто не ответит… Итак, ответа нет. Что же дальше? Как жить с червоточиной в душе, сердце, сознании? Как дальше строить свою жизнь? На чем? История человечества показывает, что в мире нет ничего более прекрасного и более человечного, чем материнская, родительская любовь. И боль, и страдание меньше любви. Они ее части, так как в процессе страдания за свое чадо каждая мать познает себя: насколько она любит его и насколько любима им. Значит, скажете вы, счастье в любви, но… И вот тут возникает следующий вопрос. Вопрос второй: но как же любить его такого? Как любить ребенка с обезображенным внешним обличьем, без членораздельной речи, иногда полностью обездвиженного или передвигающегося на исковерканных конечностях? Как он, лишенный радости воспринимать всю гамму красок и звуков окружающего мира, увидит теплоту моих глаз и услышит нежность моего голоса? Как он, лишенный возможности понимать смысл происходящего, узнает, что я люблю его? Нет ответа… Вопрос третий: как могла я, молодая (а может, и не очень молодая), здоровая и красивая, полная сил и энергии, родить ТАКОГО ребенка? Как? Как Я могла? На этот вопрос также нет ответа. Подобные мысли глубоко ранят сердце матери больного ребенка. Что же спасает ее от таких мыслей? На этот вопрос также трудно дать ответ. Кто или что может избавить от страданий? Кто из больного, изувеченного ребенка может сделать здорового? Нет ответа. А ведь с ребенком, которого родила, нужно как-то жить, причем долго, всю свою и его жизнь. Неужели же все время страдать? Страдать из-за него? Или все-такиИЗ-ЗА СЕБЯ? Из-за собственного неприятия его таким, какой он есть? Неужели ОН не приносит радости? Или МНЕ нужна только та радость, которая принимается и разрешается всеми? Если думать так, то на вопрос о том, может ли неполноценный ребенок приносить матери радость, нужно дать только отрицательный ответ. Но как ни удивительно, особенность нашего мира заключается в том, что и ТАКОЙ ребенок может приносить радость. Да-да, именно такой. И радость эта заключается в том, что он просто есть у вас, что он существует. Каждая из таких матерей может сказать себе: «Это МОЙ ребенок. У меня нет другого такого. И никакой другой ребенок не может занять его место». Материнство приносит женщине радость. И пусть в рассматриваемом случае такая радость дается ей несравнимо труднее, чем в обычной ситуации, но все равно это радость первого взгляда, первого звука и первого движения. Более того, жизнь с таким ребенком может быть не просто радостью, а счастьем! Он любим. Чувство любви к нему может быть как более, так и менее ощутимым. В минуты особой боли и отчаяния мать могут посещать мысли о том, что все проблемы связаны только с ним. Но потом приходит прозрение. Иногда это случается почти мгновенно: БЕЗ НЕГО НЕ БЫЛО БЫ И МЕНЯ, ВЕДЬ ОН МОЙ РЕБЕНОК И ВСЕГДА БУДЕТ ОСТАВАТЬСЯ МОИМ, даже когда ему будет за двадцать. ОН НАУЧИЛ МЕНЯ ОСОБОЙ, САМООТВЕРЖЕННОЙ ЛЮБВИ, НЕСМОТРЯ НА НЕПРЕОДОЛИМЫЕ ПРЕГРАДЫ. ОН НАУЧИЛ МЕНЯ РАДОВАТЬСЯ ЕГО МАЛЕНЬКИМ УСПЕХАМ И МОИМ ГЛУБОКИМ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯМ. ОН СДЕЛАЛ МЕНЯ ДРУГОЙ. — Какой? — спросите вы. — Любящей, дарующей свое тепло, СЧАСТЛИВОЙ. Нет, не страдания принес он в мою душу. Он принес ЛЮБОВЬ! ЛЮБОВЬ! ЛЮБОВЬ! |
Педагог-психолог: Какие выводы вы сделали? Что полезное почерпнули из рассказа?