Не повезло, на улице в лотерею вы проиграли кучу денег. Как вы к этому отнесётесь?

1. Постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии.

2. Не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш.

3. Проигрыш испортит мне настроение.

Идёт подсчет баллов. Отряд разбивается на три психологических типа.

22-32 очка.Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, не взирая на лица.

12-20 очков.Вы слывёте человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны.

Вы способны твёрдо отстаивать своё мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не «выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.

До 10 очков.Споры и конфликты – ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес – можете «съесть человека живьём». Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

Всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь много возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из способов – умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова. (Вызываются 2 человека – мальчик и девочка. Делая вперёд по одному шагу, они говорят друг другу комплименты. Кто выиграет?)

Ведущий.Умение высказать своё расположение к собеседнику – это ещё не всё. Молодому человеку надо уметь вести диалог, т.е. поддерживать беседу, не отвлекаясь от основной темы. Итак, следующий конкурс называется «Культурная беседа». Два человека садятся друг против друга. Письменно на бумаге в течение двух минут каждый должен изложить тему и цель разговора. Например, я хочу знать, какой фильм посмотрел мой собеседник последний раз, и какое мнение у него сложилось об этом фильме. Вы формулируете перед ребятами задачу: просите построить беседу таким образом, чтобы можно было внимательно выслушать своего партнёра, помочь ему раскрыть тему, а заодно решить и свои задачи, которые поставлены перед вами перед собою. (Время диалога 4 минуты).

В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения. Давайте же поиграем в речевой этикет. Играют два человека.

- Назовите слова приветствия. (Здравствуйте! Доброе Утро! Добрый день! Привет! Салют!)

- Выскажите просьбу. (Вы можете мне сказать?.. Не могли бы вы мне?.. Будьте добры!)

- Какими словами лучше всего начать знакомство? (Разрешите представить вам… Познакомьтесь… Как тебя зовут? и т.д.).

- Как приятно извиняться в культурном обществе? (Приношу вам свои глубокие извинения… Простите за…).

- Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? (Не огорчайтесь… Нет повода для беспокойства… Нет ничего хорошего в том, что… Все будет хорошо… Успокойтесь…).

- Слова благодарности. (Благодарю вас… Спасибо… Признателен вам… Примите мою благодарность).

- Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? (До свидания! Надеюсь видеть вас ещё! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться!)

При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой нелегко, но нужно. Попытаемся это сделать.

- Ира обижена:«вчера ты, Витя, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлён: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась». Кто прав? (Кто культурнее, тот первым здоровается).

- Настя говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?» Права ли Настя?

- Тебя обозвали. Твоя реакция:

1. Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова).

2. Отблагодарю тем же (обзову).

3. Пожалуюсь старшим.

Какими же качествами характера должен обладать человек, который достоин подражания, которому можно всегда и во всем довериться? Создадим коллективный портрет, предварительно разобьёмся на три группы и посовещаемся. (В это время у доски один человек разбирает на две стопки карточки, на которых указаны положительные и отрицательные качества).

Положительные качества:доброжелательность, безотказность, тактичность, миролюбивость, вежливость, честность, великодушие, гостеприимность, деликатность, добросердечность, жизнерадостность, инициативность, остроумие, отзывчивость, простосердечие, скромность, справедливость, корректность.

Отрицательные качества:грубость, бестактность, несдержанность, придирчивость, раздражительность, агрессивность, завистливость, равнодушие, болтливость, вздорность, ехидность, жадность, занудство, злопамятство, легкомысленность, лицемерие, корыстолюбие, небрежность, назойливость, обидчивость.

Ведущая:А теперь я предлагаю всем самое серьёзное задание. Суть его такова. В течение 5 мин 3 группы напишут свои предложения в общий свод законов общения вашего отряда. За основу можно взять опыт всего человечества. Законы, о которых идёт у нас речь, можно обобщить и записать, например, так:

Ø Самый главный человек на свете – это тот, кто перед тобой. Полюбите его, постарайтесь, чтобы он понравился вам. Дарите ему знаки уважения. Ищите то, что вас сближает, отучите себя противоречить по любому поводу…

Ø Старайтесь не отзываться о людях дурно, ни в чём не обвиняйте собеседника. Стройте общение на равных, а не с позиции «сверху». Берегите собеседника, избавьте его от обид и обвинений.

Ø Не спорьте по мелочам. Не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно. Не спорьте с тем, кому важнее спор, а не истина. Избегайте категоричности, особенно в возражениях.

Ø Старайтесь согласиться, а не возразить. Стремитесь не к победе, а к истине и миру.

Ведущая:В заключение дам вам ещё несколько таких рецептов поведения. Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно; ещё более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне; в таких случаях следует просто отойти от них подальше.

Никогда не шепчитесь в гостях. Не прерывайте говорящего. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь и дайте ему окончить…

В обществе и за столом не спите, хотя лучше молчать, чем говорить слишком много. Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно выслушивать вам самим. Грубые, резкие слова часто возвращаются бумерангом и бьют говорящего сильнее того, кому они направлены. Я думаю, что после сегодняшней игры мы ещё раз задумаемся о нашем отношении к своим ближним.

Наши рекомендации