Дети, требующие особого внимания
I. Начало пути
Люби ребенка таким, какой он есть!
Дети, требующие особого внимания
Наиболее часто родителей, воспитателей и педагогов беспокоят такие индивидуальные особенности ребёнка, как медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, агрессивность и жестокость, неуверенность в себе, страхи, враньё и т.п. Кроме того, не всегда нам, взрослым, понятно, почему у ребёнка нет друзей, не складываются отношения со сверстниками, почему он не ходит гулять и на него не обращают внимания. Таких детей принято называть «сложными» или «трудными», а мы, педагоги-психологи, считаем, что им просто требуется особое внимание со стороны взрослого (родителя, учителя или воспитателя) и обязательно персональный подход в сочетании с индивидуальной работой.
Для того чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины. К ним относятся:
а) неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в противоречивости воспитательных методов воздействия;
б) излишняя забота и чрезмерная опека;
в) психофизиологические нарушения, соматические и
наследственные заболевания.
Часто признаком заболевания является отказ ребёнка от контактов со сверстниками, избежание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости и агрессивности, драчливости, повышенной склонности к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль.
Испытывают трудность в общении дети с двигательной расторможенностью. У некоторых детей появляется повышенная возбудимость, склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость.
Показателями благополучной для ребёнка обстановки являются:
а) выраженное удовольствие от общения с близкими людьми;
б) уверенность в своих силах, удовлетворение собой;
в) умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у
окружающих;
г) ощущение свободы, автономности при общении со сверстниками;
г) ощущение свободы, автономности при общении со взрослыми.
Мы предлагаем вам рассмотреть наиболее распространенные проявления девиантного поведения, особенностей темперамента и личности ребенка, вызывающие растерянность или затруднения у взрослого (родителя или воспитателя) при взаимодействии с ребенком, требующим особого внимания. Мы не ставим перед собой задачу дать вам готовый совет или рецепт «правильного подхода» к «сложным» детям. Мы делимся с вами своими знаниями и уверены, что, используя свой жизненный опыт, умноженный на доброе отношение и любовь к ребенку, вы сможете принять верное решение.
Агрессивный ребёнок
Агрессивность - свойство личности. Целенаправленное, разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения прямого или косвенного вреда тому или иному лицу.
Вспышка ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желания ребёнка по какой-то причине не выполняются. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничения со стороны взрослого. Если вы вдруг заметили проявления у ребёнка агрессивности, необходимо тщательно проанализировать её причины, выявить трудности, по возможности устранить их, а затем формировать у ребёнка недостающие умения, навыки, а также установки в отношении других людей. Таков будет алгоритм работы с агрессивными детьми.
Внимательность и огромное терпение со стороны взрослых - обязательное условие успеха.
Если источником агрессивности ребёнка являются конфликты, то в этом случае взрослым необходимо не только изменить своё отношение к ребёнку, но и научить его бесконфликтно общаться с другими детьми.
Рекомендации по работе с агрессивными детьми:
Выясните причину агрессивного поведения, постарайтесь её устранить.
Дайте ответственное поручение в отряде.
Обсуждайте поведение только после того, как ребёнок успокоится.
Не угрожайте и не шантажируйте, т.к. в какой-то момент это перестаёт действовать, и вы будете неубедительны и бессильны.
«Воинственность» ребёнка можно успокоить своим спокойствием.
Ваше плохое настроение не должно отражаться на ребёнке.
Останавливайте ребёнка спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
Найдите повод похвалить его, особенно это хорошо делать спустя некоторое время после наказания. Ребёнок убедится, что претензии были к его поступку, а не к его личности в целом.
Замкнутый ребёнок
Замкнутость – это уход в себя, отстранение от мира, его боязнь.
Причины замкнутости ребёнка могут носить разносторонний характер.
Более вероятными причинами возникновения могут стать социальные условия, особенности темперамента, страх самовыражения,
физическая или психологическая травма.
Рекомендации по работе с замкнутыми детьми:
Уделяйте больше времени и внимания ребенку.
Создайте такие условия, в которых ребёнок чувствовал бы себя спокойно и безопасно, например, при разговоре держать его за руки или поглаживать по голове.
Предложите помощь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности
Незаметно включайте ребенка в микрогруппу, чтобы он чувствовал себя «принятым» детской группой, и, возможно, в которой он займёт позицию «ведомого».
Вовлекайте в значимые отрядные или лагерные дела.
Используйте похвалу и поощрение для начальных форм самоутверждения ребёнка как личности.
Используйте сильные стороны личности ребенка для преодоления трудностей и достижения успеха.
Если такой ребёнок присутствует в детском коллективе, то он должен стать предметом особого внимания воспитателя.
Застенчивый ребёнок
Застенчивость - это особенность индивидуально-типологических особенностей личности.
Застенчивость характерна для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, её даже можно назвать наиболее распространённой причиной, осложняющей общение. Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее чем самая тяжёлая болезнь тела. Быть застенчивым - значит бояться людей, от которых исходит, по мнению ребёнка, какая-то эмоциональная угроза.
Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание
общаться - общая задача педагогов. С возрастом у застенчивого ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает отдавать себе отчёт в этом своем «недостатке». Однако осознание своей застенчивости не только не помогает, а даже мешает её преодолеть. Ребёнок не в силах победить свою застенчивость, поскольку он не верит в свои силы, а то, что он фиксирует своё внимание на особенностях своего характера и поведения, ещё больше его сковывает.
Работа по преодолению застенчивости должна вестись согласованно, постоянно и терпеливо. Она требует от взрослых осторожности, деликатности, т.к. застенчивые дети могут отреагировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы от них ожидаете. Особая тактичность по отношению к таким детям требуется от педагогов и воспитателей.
Рекомендации по работе с застенчивыми детьми:
Не ставьте ребенка в ситуацию неопределенности, неизвестности.
Включайте в общественные посильные дела.
Хвалите самостоятельность.
Стимулируйте личную ответственность.
Не создавайте напряжения во взаимоотношениях, не угрожать.
Будьте осторожны с передачей стрессовой информации. Не допускайте, чтобы ребенок выбегал из помещения – это опасно. Если это случилось, сразу же последуйте за ним. Можно на время освободить от работы – дать ему успокоиться.
Конфликтный ребёнок
Конфликт - это осознаваемое противоречие между людьми, которое требует разрешения. Конфликт -явление,возникающее в результате столкновений, противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений различных людей.
С конфликтным поведением ребёнка можно и нужно бороться.
Но в начале важно определить причины конфликтности. Их может быть несколько. Возможно, конфликтность является следствием эгоистичности данного ребёнка.
Если дома он - безусловный центр всеобщего внимания и малейшее его желание сразу же выполняется, то, разумеется, ребёнок ждёт такого же отношения к себе в отряде и со стороны других людей и, конечно, не получает его. Тогда он начинает добиваться этого, провоцируя конфликты. В таком случае воспитателю необходимо не только несколько изменить своё отношение к ребёнку, но и научить его бесконфликтно общаться с другими детьми. К каждому случаю конфликта необходим особый подход. Не следует ожидать момента, когда конфликт, по вашему мнению, сам себя исчерпает. Подобное ожидание может иметь серьёзные негативные последствия.
Рекомендации по работе с конфликтными детьми:
В общении сохраняйте спокойствие, нейтралитет.
При разговоре попытайтесь выявить причины его «трудности».
Постарайтесь найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд.
Выражайте собственные чувства и желания в вежливой форме, используя «Я-утверждения» («Я готов тебе помочь…», «Я буду тебе благодарен…»). Избегайте «Ты –утверждений» («Ты никогда не делаешь того, что я прошу», «Ты всегда поступаешь, как хочешь»), которые могут вызвать отрицательные эмоции у ребенка.
Используйте для поддержания разговора неречевые средства. Улыбайтесь, если можете, кивайте головой, смотрите в глаза, чтобы показать, что вы слушаете и воспринимаете сказанное им.
Гиперактивный ребенок
В переводе с латинского «активность» означает «деятельность, деятельный», «гипер» в переводе с греческого – «над, сверху», таким образом, гиперактивность это превышение нормы.
Основной причиной проявления гиперактивности является не свойственность для нормального соответствия возрастного развития ребенка. Для гиперактивного ребенка характерен холерический тип темперамента, невнимательность, отвлекаемость, импульсивность. Гиперактивность, как правило, является врожденным явлением.
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми:
Не игнорируйте добрые поступки ребёнка, поощряйте его хорошее поведение.
Во время дня предусматривайте возможность для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
Хвалите позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения, не стремитесь угодить.
Чаще давайте понять, что ребёнок вправе сам решать и нести ответственность.
Займите таким видом деятельности, чтобы он мог и умел выделиться среди сверстников своим трудом, а не поведением, т.к. жажда признания неутолима.
Критикуйте не личность в целом, а его поступки. Не делайте замечания постоянно. За несколько проступков - одно замечание или наказание.
Усильте систему поощрений и наказаний (наказание – неподвижностью). Оно запомнится.
Если ребёнок осознал проступок, то с ним следует обсудить случившееся. Беседа должна быть запоминающейся.
Не позволяйте выполнять ребёнку другое дело, пока он не доделает ранее начатое.
Чётко ориентируйте ребёнка в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
Целенаправленно повышайте самооценку, уверенность в себе.
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Воздушный шар»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1 -2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
И, наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20-30 приседаний либо 15-20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.
1.3. Нехитрые способы победить стресс
Стресс – эмоциональное состояние, возникшее в ответ на разнообразные экстремальные действия (угроза, опасность, обида и т.д.)
Со стрессовым состоянием можно и нужно бороться, но лучше, все-таки, заняться профилактикой и не допустить кризисного состояния. «Хронически запущенный» стресс может легко перерасти в депрессию, поэтому прислушайтесь к нашим советам и рекомендациям.
Общие советы и рекомендации.
Поговорите о своих проблемах с кем-нибудь из близких вам людей или с человеком, которому доверяете.
Напомните сами себе, что вы человек и поэтому имеете право на ошибки.
Старайтесь строить долгосрочные планы – намечайте оптимистичную перспективу.
По возможности чаще улыбайтесь своему отражению или хотя бы стройте ему веселые рожицы.
Не упускайте возможности посмеяться и пошутить в компании оптимистов.
Скажите «нет», если вы действительно решили не брать дополнительную работу или не связывать себя дополнительными обязательствами.
Сведите к минимуму общение с людьми, которые вам неприятны.
Не уподобляйтесь страусу, смотрите своим проблемам в глаза.
Скажите себе: «Нужно расслабиться».
Если вы чувствуете, что хотите высказаться, не глушите в себе это желание. Часто именно произнесенное слово может успокоить.
Глупо пытаться сделать всё и вся за всех. Четко определите границы своих обязанностей.
Не стремитесь объять необъятное – равномерно распределяйте время,
необходимое для выполнения задуманного.
Не стоит отказываться от помощи, когда она предложена искренне.
Четко запомните, что лучше быть веселым и здоровым, чем «дохлым» и больным.
Избегайте фраз типа «Мне нужно это сейчас, сию минуту».
Не торопите события - пусть все идет своим чередом.
Только время поможет привыкнуть к таким глобальным переменам в жизни, как самостоятельная жизнь вдали от родительского дома и огромная ответственность за тех детей, рядом с которыми ты находишься.
Если чувствуете, что заболеваете – не геройствуйте на работе - возьмите больничный лист.
Не увлекайтесь антидепрессантами и успокаивающими лекарствами – ищите выход из затруднительной ситуации!
Держитесь настоящего друга или близкого человека, который понимает вас.
Запомните: вы не можете отвечать за настроение других людей.
Спросите себя: «Что может случиться самое плохое?». Затем подумайте, как вы поступите, если это произойдет. И вы поймете, что сумеете справиться.
И, наконец, постарайтесь перестать беспокоиться о том, что пребывает вне предела вашего контроля, над чем вы не властны.
Не смотрите на жизнь как на серию неудач, это всего лишь уроки, которые она дает.
Советы и рекомендации для дома
Не берите домой «срочную работу» - все равно будет не до нее. Лучше задержитесь на работе немного или придите пораньше. Дома нужно отдыхать!
Взгляните на фотографии из альбома, чтобы вспомнить о былом и хорошем.
Посмотрите телевизор или сходите посмотреть кинофильм. Отключите мобильный телефон.
Примите контрастный душ и заварите себе ароматного чая.
Купите сами себе какой-нибудь подарочек.
Устройтесь поудобнее, и послушайте любимую мелодию с закрытыми глазами.
Прогуляйтесь по лесу или по берегу озера.
Вспомните какие-нибудь самые счастливые мгновения вашей жизни.
Позвоните другу (или приятельнице) с хорошим чувством юмора.
Побалуйте себя чем-нибудь вкусненьким.
Пофантазируйте о чем-нибудь приятном хотя бы 5 минут.
Займитесь чем-нибудь интересным для себя – легким чтением, рисованием, рукоделием и т.д.
Устройте себе спортивную разминку — теннис, бассейн, прогулку.
Понежьте себя — массаж очень неплохо помогает.
Сделайте что-либо приятное для своего друга (подруги).
Напишите все те письма, которые собирались написать месяц назад.
Побывайте у парикмахера, и заодно зайдите к кому-нибудь в гости.
Подумайте о том, как вы питаетесь, и дополните свой рацион чем-нибудь ещё (а, может быть, исключите что-нибудь).
Неплохое лекарство — эмоции, рождаемые романтическими чувствами.
Обзаведитесь в комнате красивым цветком или какой-либо приятной вещицей - чтобы можно было любоваться.
Купите кассету с шумом прибоя или джунглей.
Сделайте что-нибудь исключительно и только для себя.
II. «Что внутри»?
Игры и игровые паузы
Волшебная звезда
Прежде чем рассказывать детям какую-нибудь историю, создайте атмосферу таинственности, чтобы все настроились слушать внимательно. Игра поможет Вам настроить детей на нужный лад.
Материалы:Необходимо вырезать из картона небольшую звезду, наклеить на неё фольгу. Если хотите, можно напылить на картонную звезду золотистую краску или смазать клейковиной и обсыпать блёстками.
Инструкция:Япринесла сегодня нечто особенное — волшебную звезду. Она имеет таинственную силу. Если я легонько качну её, то вы почувствуете, что начинаете успокаиваться и внимательно слушать историю, которую я буду вам рассказывать.
Большинство детей охотно начинают чувствовать "волшебную силу" звезды. Если какой-нибудь ребёнок настроен критически, Вы можете его включить в игру, сказав: "Ты будешь держать волшебную звезду, пока я рассказываю историю".
Вербализация игровых ощущений:
· Что ты почувствовал, когда дотронулся до волшебной звезды?
· Что бы ты хотел спросить у волшебной звезды?
· Понравилось ли тебе касаться волшебной звезды?
Для того чтобы поддерживать интерес детей к волшебной звезде, Вы можете её использовать и в других случаях. Время от времени Вы можете давать её кому-нибудь из детей в конце прожитого дня, чтобы он на прощанье мягко коснулся ею других.
Камень мудрости
Эта игра очень хороша для группы, члены которой не слушают, постоянно перебивают друг друга или ведут посторонние разговоры. "Камень мудрости" имеет магическое свойство: он направляет внимание участников группы на говорящего и делает детей более внимательными слушателями, чем обычно. Эта игра улучшает взаимодействие детей и даёт им возможность контролировать своё поведение при общении с другими. Часто эта игра так быстро приносит плоды, что "камень мудрости" становится уже не нужен, но при
необходимости Вы можете потом прибегнуть к его помощи при любом разговоре или дискуссии в группе.
Материалы:Красивый, не слишком маленький камень.
Инструкция:Я принесла вам что-то необыкновенное — это камень мудрости. Сейчас, пока я его держу, я могу говорить. Когда кто-то другой захочет о чём-то рассказать — он должен сообщить об этом и взять у меня камень. Пока камень находится в руках у одного ребёнка, остальные говорить не могут. Затем камень передаётся другому ребёнку и т.д. Можно также передавать камень ребёнку, который просто хочет что-то сказать.
Вербализация игровых ощущений:
• Нравится ли тебе, когда другой человек перебивает тебя?
• Что ты чувствуешь, когда хочешь что-то сказать, а в это время
все заняты своими разговорами?
• Что ты чувствуешь, когда все внимательно тебя слушают?
Охота
Эта игра побуждает детскую жажду приключений. Это подходящий случай собраться, вести себя тихо и внимательно прислушиваться. Детям нравится быть и активными игроками, и зрителями. Это своеобразная проверка на смелость, здесь требуется и готовность идти на риск и уверенность в себе. В качестве игровой площадки вам потребуется поле 3x6 метра. Для обозначения границ расставьте по периметру детей-зрителей, чтобы игроки нигде не ударились.
Материалы:Повязки на глаза
Инструкция.Я хочу предложить вам игру, в которой надо быть очень тихими. Играют двое. Один - Охотник, другой - Заяц. Мы завяжем им глаза так, что обоим придётся рассчитывать только на свой слух. Все остальные ведут себя очень-очень тихо. Вначале Охотник и Заяц стоят в противоположных краях нашей площадки. Представим себе, что сейчас ночь, и так темно, что не видно дальше своего носа. Заяц пытается перебежать через поле. Если Заяц окажется на другой стороне - значит, он в безопасности. Охотник пытается поймать его при каждом удобном случае. Заяц может навострить уши, чтобы определить, где находится Охотник и увернуться от него. Охотник пытается идти точно в то место, где он слышит Зайца, чтобы его поймать. Все остальные стоят по краю поля, чтобы Заяц и Охотник нигде не ударились. Кто хочет стать первым Зайцем и первым Охотником?
Вербализация игровыхощущений:
• Достаточно ли было тихо для того, чтобы Заяц и Охотник услышали друг
друга?
• Как ты чувствовал себя в роли Зайца? А в роли Охотника?
• Что в этой игре было самым трудным?
Точки
Эта игра наглядно показывает, что наше воображение из простого материала может создавать совершенно удивительные вещи. Вместе с тем эта игра - хорошая подготовка к таким делам, в которых детям необходимо творчество.
Материалы:Бумага и карандаш (фломастер, маркер) каждому ребёнку.
Инструкция:Дети! Возьмите лист бумаги и поставьте на нём двадцать точек, разбросав их по всему листу...(2 минуты). Теперь обменяйтесь листами с человеком, сидящим напротив (рядом). Теперь соедините точки линией так, чтобы возникло какое-нибудь изображение человека, животного или предмета ...(5 минут).
Вербализация игровых ощущений:
В конце игры дайте возможность каждому ребёнку показать свой рисунок присутствующим. Все дети могут угадывать, что на нём изображено.
Инструментальная фантазия
Эта игра способствует музыкальному образованию детей.
Она особенно хороша в качестве паузы-разминки.
Материалы:Пустой бумажный пакет или объёмная коробка.
Инструкция:Сядьте, пожалуйста, все вместе в круг. Сейчас мы будем передавать по кругу пакет. Представьте, что в нём можно найти какой угодно музыкальный инструмент. Найдите себе тот инструмент, который вам интересен и который вы хотели бы послушать.
Подождите, пока все дети «возьмут в руки» свой воображаемый инструмент.
Вербализация игровых ощущений:
· Каких музыкальных инструментов в пакете оказалось больше всего?
· Кто «виртуознее других» смог сыграть на своем инструменте?
· Какую мелодию ты играл на воображаемом инструменте?
Щепки на реке
Эта игра создаёт спокойную, полную доверия атмосферу. Дети сами могут решить, как они в качестве Щепок будут «двигаться по воде» - медленно или быстро. Дети, которые будут Водой, должны потренироваться приостанавливать и направлять самые разные Щепки.
Материалы:Специальных материалов не требуется
Инструкция:Станьте в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть чуть больше вытянутой руки. Представьте себе, что вы все вместе - Вода одной реки. По реке сейчас «поплывут» Щепки. Один ребёнок сейчас отправится сейчас в путь по реке, как первая Щепка. Он сам решит, как он будет двигаться. Например, он может закрыть глаза и медленно пойти прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Может быть, Щепка оставит глаза открытыми, и будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка доходит до конца Реки, то она становится рядом с последним ребёнком и «удлиняет» Реку. Каждый должен побывать в роли Воды и Щепки.
Вербализация игровых ощущений:
· • Что ты чувствовал, когда был Щепкой?
· • Что ты чувствовал, когда был Водой?
Три движения
Игра для развития наблюдательности и концентрации внимания. Играть лучше всего группой по 5-6 или больше человек.
Материалы:Специальных материалов не требуется
Инструкция:Взрослый-ведущий обращается к детям: "Пожалуйста, запомните три движения. Первое - руки согнуть в локтях: кисти на уровне плеч; второе — руки вытянуть перед собой на уровне груди; третье — поднять руки вверх". Нужно показать все движения детям, попросить их повторить и убедиться, что они запомнили не только сами движения, но и их порядковые номера — первое, второе, третье.
Затем начинается игра. Ведущий показывает одно движение, называя при этом номер другого. А дети должны показывать только те, которые соответствуют названному номеру. Дети обязательно сбиваются, глядя на ведущего, который намеренно путает движения.
Вербализация игровых ощущений:
· Сложно ли было чередовать движения?
· Какое движение оказалось самым сложным?
· Улучшилось ли твое настроение в ходе игры?
Что изменилось?
Игра для тренировки наблюдательности
Материалы:Специальных материалов не требуется
Инструкция:Играть лучше всего группой из 7, 8 или 9 человек. Дети становятся в одну шеренгу по росту. Водящий-судья вызывает двух детей, ставит их лицом к шеренге и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это даётся 1-2 минуты. После этого участники соревнования удаляются в другую комнату. По указанию взрослого дети, стоящие в шеренге, вносят мелкие изменения в костюм и причёску: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом элементами одежды или головными уборами, поменять прическу и т. д. Затем по очереди вызывают участников соревнования. Каждый должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить. Побеждает тот, кто обнаружил больше различий.
Если у Вас нет возможности собрать большую компанию, можно видоизменить эту полезную и увлекательную игру: разложите на столе перед ребёнком примерно 10 предметов, попросите его отвернуться и в этот момент поменяйте расположение предметов. Затем попросите ребёнка ответить, что же изменилось?
Вербализация игровых ощущений:
· На какие детали ты, прежде всего, обращал внимание, когда пытался запомнить внешний вид другого человека?
· Какой ты можешь дать совет другим для наилучшего запоминания?
Важное и лишнее
В предыдущих разделах мы говорили о разных психических качествах, необходимых для полноценного развития ребёнка и хорошего обучения в школе. Но самое главное то, ради чего мы и стараемся его учить, — это, безусловно, развитие мышления. Очень многие люди привычно жалуются на слабую память, плохое внимание, но никто не согласится признать, что у него плохое мышление.
В чём же состоят особенности мышления по сравнению с остальными психологическими качествами и явлениями? Мышление вступает в действие в том случае, если человек встаёт перед нерешённой задачей, проблемой и должен непременно решить её. Мышление приносит нечто новое, то, чего до сих пор не существовало (по крайней мере, в сознании ребёнка) — новые связи, отношения между предметами. И эти новые результаты не могут быть получены только благодаря воспоминаниям или высокой сосредоточенности на предмете. Они требуют способности к обобщению, абстрагированию и конкретизации, то есть побуждают ребёнка выделять самое главное, самое существенное в условиях задач и отбрасывать ненужное, второстепенное.
В чем же заключаются возрастные особенности мышления дошкольника?
Во-первых, оно конкретно. Ребёнку легче сосчитать, сколько птичек в двух стаях, чем просто сложить два и три.
Во-вторых, мышление ребёнка ситуативно: он рассуждает здесь и сейчас, но не всегда может обобщить или сформулировать правило.
В-третьих, мыслительные действия ещё необратимы: ребёнок может уметь складывать, но не умеет вычитать, понимает, что количество растёт, но не знает, как его уменьшить или сохранить.
В-четвёртых, ребёнок умеет принимать пока только свою позицию — думает, что все видят то же, что и он; что и время, и пространство отсчитываются от его положения (эту особенность называют детским эгоцентризмом). Так для решения задачки-лабиринта ему необходимо мысленно "встать" на место персонажа, чтобы представить путь; ему трудно сказать, кто раньше родился, и т. д.
Поэтому основные упражнения и задания этого раздела посвящены формированию способности к анализу и синтезу, умению устанавливать причинно-следственные связи, развитию пространственного воображения и находчивости.
Нитка и клубок
Игра для развития пространственного воображения и обратимости умственных действий. Этот класс упражнений по имени известного швейцарского психолога носит название "задачи Пиаже".
Материалы:Клубок ниток, бумажные полоски, воздушный шарик.
Инструкция:Возьмите две нитки одинаковой длины, предложите ребёнку убедиться в том, что они действительно одинаковы. Пусть он сам измерит их, подержит в руках. Затем на его глазах смотайте одну из ниток в клубок. Задайте ребёнку вопрос: какая из ниток длиннее? Обычно дети указывают на ту, которая размотана. В этом случае спросите ребёнка: почему он так думает, что произошло с длиной нитки в клубке? Попросите ребёнка размотать клубок и сравнить длину ниток. Убедился ли он в том, что, несмотря на форму, длина остаётся неизменной?
Предложите детям другую подобную задачку. Покажите две полоски бумаги одинаковой длины и на его глазах сложите одну из них в гармошку. Спросите: какая из полосок длиннее?
Следующая — воздушный шарик. Сожмит