ДЕ-2 Индивидуальная специфика психических процессов, состояний и свойств.

Предложил рассматривать структуру интеллекта как включающую 5 уровней.

а) Айзенк

б) Барт

в) Холодная

г) Мерлин

Основных невротических расстройств выделяют

а) два

б) три

в) четыре

г) пять

Тест Равена называется

а) прогрессивные матрицы

б) интеллектуальные матрицы

в) психогеометрические матрицы

г) фундаментальные матрицы

Гилфорд выделял свойств мышления

а) три

б) четыре

в) пять

г) семь

13. Личность – это:

а) человек как существо биологическое

б) неповторимый, уникальный образ

в) человек как существо социальное

г) часть природы

14. Индивидуальность – это:

а) особенности, развивающиеся в процессе общения и деятельности

б) навыки поведения

в) особенности реакций в конфликтной ситуации

г) неповторимость, своеобразное отличие одной личности от другой

15. Синонимом дифференциальной психологии является:

а) сравнительная психология,

б) этническая психология,

в) психология индивидуальных различий,

г) психология развития

16. Недостатком типологического подхода в дифференциальной психологии является:

а) игнорирование индивидуальных особенностей человека;

б) отсутствие эмпирической валидности выделяемых типов;

в) невозможность сравнения одного типа с другими;

г) отсутствие учёта гендерных особенностей

ДЕ–3. Индивидуальные различия сенсорики, способностей, интеллекта, эмоциональных и регуляторных процессов, стилей деятельности, темперамента, характера, личности.

Типология характеров Волкова называется

а) клиническая

б) экзистенциальная

в) экзистенциально-клиническая

г)клинико-экзистенциальная

Н. Мак-Вильямс предложено

а) 2 уровня развития личности.

б) 3 уровня развития личности

в) 4 уровня развития личности.

г) 5 уровней развития личности.

19. Одно из основных понятий А. Адлера:

а) жизненная стратегия

б) жизненная тактика

в) жизненный стиль

г) жизненная форма

Формы активности человека выделены

а) Гребенниковым

б) Дорфманом

в) Романовой)

г) Ясперсом

21. Черта характера — это:

а) качество, устойчиво присущее данному человеку и проявляющееся в различных ситуациях;

б) особенность, отличающая конкретного человека от других представителей психотипа;

в) особенность, затрудняющая человеку приближение к так называемому «нормальному» характеру;

г) особенности личности, проявляющиеся в поведении и деятельности

22. Индивидуальный стиль деятельности — это:

а) система приемов деятельности, обусловленная личными качествами человека и служащая приспособлению к объективным обстоятельствам;

б) индивидуальный темп деятельности, обусловленный темпераментом человека;

в) индивидуальный профессиональный выбор человека;

г) особенность, отличающая конкретного человека.

23. «Действия - это феномены, обладающие временной протяженностью» .Данное определение принадлежит:

а) Штерну

б) Гальтону

в) Лазурскому

г) Платонову

Дефензивностъ – это стремление человека при встрече с жизненными трудностями занимать

а) оборонительную позицию

б) наступательную позицию

в) выжидательную позицию

г) агрессивную позицию

ДЕ-4 Индивидуальные различия в сферах «Организм» «Индивид» «Личность».

25. Самооценка равна успех/притязания. Эту формулу предложил:

а) Джемс

б) Кеттел

в) Слободчиков

г) Рубинштейн

26. Стилевая характеристика «импульсивность – рефлексивность» предложена:

а) Джемсом

б) Дорфманом

в) Каганом

г) Леонтьевым

27. Эволюционная теория пола создана:

а) Фрейдом

б) Геодакяном

в) Юнгом

г) Эфроимсоном

28 В Словаре наименований профессий представлено более:

а) десяти тысяч профессий

б) двадцати тысяч профессий

в) тридцати тысяч профессий

г) сорока тысяч профессий

29. Дифференциальная когнитология - это область психологии, обращенная к проблеме:

а) различий интеллекта

б) генезиса креативности

в) развития логического мышления

г) методологии когнитивной психологии

30.Термин «Дифференциальная психология» введен Штерном в:

а) 1989 г.

б) 1900 г.

в) 1907 г.

г) 1908 г.

31. Идиографический подход применяет метод:

а) изучения биографий

б) отдельных случаев (case-method)

в) комплексный метод

г) лонгитюдный метод

32. Участок мозга, расположенный в противоположном полушарии, называется:

а) оппозиционным

б) контрлатеральным

в) диспозиционным

г) релатеральным

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ/ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и задачи дифференциальной психологии

2. Взаимосвязь дифференциальной психологии с другими психологическими науками и дифференциальной психофизиологией

3. Понимание индивидуальности человека в разные периоды истории развития общества

4. История возникновения и основные этапы развития дифференциальной психологии и психофизиологии как науки

5. Понятие нормы и индивидуальных различий в дифференциальной психологии

6. Методы исследования индивидуальных различий

7. Каналы получения информации об индивидуальности

8. Анализ понятий: организм, индивид, личность, индивидуальность

9. Среда и наследственность в детерминации индивидуальных различий

10. Основные теории генотип-средовых отношений

11. Генетически детерминированные линии индивидуального развития

12. Методы исследования природы индивидуальных различий: близнецовый, семейный, приёмных детей

13. Структура индивидуальности. Обзор основных теорий

14. Дифференциальная психофизиология как научная база психологии индивидуальных различий

15. Специальная теория индивидуальности (В.М. Русалов)

16. Асимметрия полушарий как фактор развития индивидуальности

17. Формирование асимметрии в онтогенезе

18. Теории леворукости

19. Пол в структуре индивидуальности

20. Биологические механизмы половой дифференциации

21. Целесообразность и биологическое предназначение наличия в природе двух полов

22. Эволюционная теория пола В.А. Геодакяна

23. Морфологические и физиологические различия мужчин и женщин

24. Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента

25. Этология пола. Нейроандрогенетическая теория Л.Эллиса

26. Полоролевая (гендерная) идентификация как социальный феномен. Стадии полоролевой идентификации

27. Теории половой идентификации

28. Гендерные стереотипы

29. Негативная роль гендерных стереотипов

30. Половые различия в психологических качествах: интеллект

31. Половые различия в психологических качествах: личность

32. Профессиональная самореализация мужчин и женщин

33. Фемининность, маскулинность и андрогиния

34. Понятие о свойствах нервной системы

35. Характеристика отдельных свойств нервной системы: сила нервной системы

36. Характеристика отдельных свойств нервной системы: подвижность, лабильность и баланс нервных процессов

37. Свойства нервной системы и гормоны

38. Возрастно-половые особенности проявления свойств нервной системы

39. Понятие типа в психологии. Попытки построения типологий индивидуальности на основе свойств нервной системы

40. Понятие "темперамент": историко-психологический анализ

41. Новые подходы к изучению темперамента: исследования структуры темперамента; свойства нервной системы как предпосылка темперамента

42. Новые подходы к изучению темперамента: изучение индивидуально-психологических различий в дифференциальной психофизиологии

43. Новые подходы к изучению темперамента: регулятивная теория темперамента Я.Стреляу; концепция структуры темперамента В.М. Русалова

44. Новые подходы к изучению темперамента: изучение темперамента в контексте психогенетических и лонгитюдных исследований; устойчивость темпераментальных показателей

45. Место характера в структуре индивидуальности. Представления о структуре характера

46. Психология характера в работах А.Ф.Лазурского

47. Типология характера Г.Хейманса – Р.ЛеСенна

48. Акцентуации характера

49. Формирование характера

50. Способности в структуре индивидуальности

51. Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей

52. Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей

53. Способности, одаренность, талант и гениальность

54. Предпосылки гениальности в работах В.П.Эфроимсона

55. Интеллектуальные способности

56. Теории множественности интеллектов. Концепция IQ

57. Интеллект в структуре индивидуальных свойств

58. Креативность

59. Понятие личностного типа. Классификация как научный метод

60. Психологические типы личности (анализ не менее 3-х типологий по выбору студента)

61. Черты как психологическая категория

62. Факторный анализ в изучении черт личности: модели Дж.Гилфорда и Г.Айзенка

63. Теория черт личности Р.Б.Кеттелла

64. Модель Большой Пятерки

65. Стиль как предмет дифференциально-психологических исследований

66. Индивидуальный стиль деятельности

67. Когнитивные стили: общее понятие, виды

68. Характеристика отдельных когнитивных стилей: полезависимость-поленезависимость; рефлексивность-импульсивность

69. Характеристика отдельных когнитивных стилей: ригидность-гибкость; узкий-широкий диапазон эквивалентности; толерантность к нереалистическому опыту; когнитивная простота-когнитивная сложность

70. Стили атрибуции; локус контроля; абстрактный и реальный стили переработки информации

71. Единая концепция стиля человека

72. Групповые характеристики индивидуальности

73. Социоэкономический статус индивидуальности

74. Этно-культурные детерминанты индивидуальности

РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.

Наши рекомендации