Тема: Дифференциальная психология как наука

Вопросы для обсуждения:

1. История дифференциальной психологии

2. Предмет дифференциальной психологии

3. Методы дифференциальной психологии

4. Основные направления дифференциальной психологии

5. Понятие об индивиде, личности, индивидуальности

6. Источники индивидуальных различий

Задания для самостоятельной работы:

1. Прочитать необходимый материал и ответить на контрольные вопросы по теме.

2. Составить краткий конспект и подготовить сообщение по одному из обсуждаемых вопросов

3. Выполнить практическое задание № 2.1.

Основная литература:

1. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2000. с. 29-79.

2. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. СПБ, 1998. 132 с.

3. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М., 2002. с. 4-44.

Дополнительная литература:

1. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

2. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

3. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.

4. Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

5. Березин Р.Б., Мирошников М.П, Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. М., 1994.

6. Леонгард К. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

7. Юнг К. Психологические типы //Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

8. Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии //Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков //Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

Практическое занятие № 2

Тема: Психология индивида

План:

1. Коллективное обсуждение вопросов темы

2. Самодиагностика свойств нервной системы; особенности темперамента; особенностей функциональной асимметрии; особенностей познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимание, память, мышление и др.)

Вопросы для обсуждения:

1. Функциональная ассиметрия мозга

2. Специфика когнитивных процессов

3. Специфика эмоциональных и регулятивных процессов, сознания и речи

4. Понятие о темпераменте

5. Основные подходы к изучению половых различий

Задания для самостоятельной работы:

1. Прочитать необходимый материал и ответить на контрольные вопросы по теме.

2. Составить краткий конспект и подготовить сообщение по одному из обсуждаемых вопросов

3. Выполнить практическое задание № 2..2

4. Выполнить практическое задание № 2.3

Основная литература:

1. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2000. с. 81-113; 113-144; 271-286.

2. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М., 2002. с. 44-58; 103-118.

3. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. с. 167-171.

4. Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. с. 160-166.

Дополнительная литература:

1. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. с. 153-159.

2. Русалов В.Н. Пол и темперамент // Психологический журнал, т.14. 1993. № 6. с. 55-64.

3. Русалов В.Н. Опросник структуры темперамента. М., 1993.

4. Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным. // Психология индивидуальных различий. Тесты. М., 1982. с. 252-261.

5. Дольник В.Р. Жизнь – разгадка пола или пол – разгадка жизни // Химия и жизнь. 1995, 3 9. с. 9-12.

6. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. СПб, 1993.

Практическое занятие № 3-4

Тема: Психология личности

План:

1. Коллективное обсуждение вопросов темы

2. Самодиагностика индивидуально – личностных социально – психологических свойств и черт характера личности

Вопросы для обсуждения:

1. Основные классификации характера

2. Теории личностных черт

3. Факторные теории личности

4. Типологии личности

5. Групповые различия

.Задания для самостоятельной работы:

1. Прочитать необходимый материал и ответить на контрольные вопросы по теме.

2. Составить краткий конспект и подготовить сообщение по одному из обсуждаемых вопросов

3. Выполнить практическое задание № 2.10

4. Выполнить практическое задание № 2.4.

5. Выполнить практические задания № 2.5.

Основная литература:

1. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2000. с. 191-231; 255-271; 286-315.

2. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. СПб, 1993.

3. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М., 2002. с. 58-73; 89-103.

4. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

5. Анастази А. Дифференциальная психология. М., 2001.

6. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

Дополнительная литература:

1. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

2. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.

3. Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

4. Березин Р.Б., Мирошников М.П, Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. М., 1994.

5. Леонгард К. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

6. Юнг К. Психологические типы //Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

7. Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии //Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков //Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

Практическое занятие № 5-6

Тема: Психология субъекта

План:

1. Коллективное обсуждение вопросов темы

2. Самодиагностика общих и специальных способностей

Вопросы для обсуждения:

1. Структура, динамика и развитие способностей

2. Стилевые индивидуальные различия

3. Деструктивные тенденции индивидуальности

4. Конструктивные тенденции индивидуальности

Задания для самостоятельной работы:

1. Прочитать необходимый материал и ответить на контрольные вопросы по теме.

2. Составить краткий конспект и подготовить сообщение по одному из обсуждаемых вопросов

3. Выполнить практическое задание № 2.12.

4. Выполнить практическое задание № 2.6.

5. Выполнить практическое задание № 2.7.

Основная литература:

1. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2000.с.

2. 144-191; 315-356.

3. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. СПб, 1993.

4. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М., 2002.с. 73-87.

5. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

6. Акимова М.К. Интеллектуальные тесты // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

Дополнительная литература:

1. Анастази А. Дифференциальная психология. М., 2001.

2. Грановская Р.М. Элементы творческой психологии. Л., 1988.

3. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

4. Лейтес Н.С. Одаренные дети // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

5. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

6. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

7. Эфромсон В.П. Предпосылки гениальности // Человек. 1997. № 2-6; 1998. - № 1.

Практическое занятие № 7-8

Наши рекомендации