Память. классификация. законы памяти.

Память- форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Виды памяти: Двигательная (моторная)- запоминание, сохранение и воспроизв-ие различных движений; Эмоциональная память: память на чувства; Образная память- память на представления, картины природы, жизни, звуки, запахи, вкусы и т.д. Словесно – логическая память- запоминание и воспр-ие мыслей; произвольная, непроизвольная, кратковременная, долговременная, оперативная- запоминание непосредственно осуществ-ых человеком действий. Механизмы: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение. Хар-ки: объем, точность воспроизведения, быстрота воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. Законы памяти:

Закон ассоциаций: чем больше разнообразных связей или ассоциаций будет выявлено между частями сложно устроенного материала в процессе его анализа, а также чем больше ассоциаций и связей будет установлено между запоминаемым и уже известным человеку материалом, тем быстрее новый материал запомнится, дольше сохранится и легче припомнится в нужный момент.

Закон связи памяти с мышлением. Чем больше чел-к размышляет над запоминаемым материалом, тем лучше и быстрее данный материал запоминается.

Закон связи памяти с воображением. Иногда чел-к старается представить запоминаемое в виде образа, что само по себе способствует запоминанию. Образное представление или активное включение воображения в процесс запоминания материала почти всегда улучшает запоминание и припоминание соответствующего материала.

Закон связи памяти с мотивацией.чем более выраженную эмоц-ю реакцию у человека вызывает тот или иной материал, тем лучше и прочнее он запоминается.

Закон связи памяти с речью- словесно- логическое мышление.

Закон забывания: Г. Эббингауз. Забывание материала начинается сразу же после его запоминания и идет неравномерно. Вначале этот процесс развивается довольно быстро, и в течение первого дня после запоминания человек обычно забывает до половины всей механически запомненной информации. Эффект Зейгарник. Человек по- разному забывает то, что касается его не полностью завершенных дел. Гораздо быстрее обычно забывается то, что касается полностью завершенных дел, чем то, что относится к незавершенным делам, причем первое забывается почти в 2 раза быстрее, чем второе.

Миннисотский опросник

MMPI- Миннесотский многоаспектный личностный опросник. Предложен Хатуэем и Маккинли в 1940г. Явл-ся реализацией типологического подхода к изучению лич-ти и занимает ведущее место среди лич-х опросников.Состоит из 500утверждений,образующих 10 осн.диагностич-х шкал и 4 оценочные.

Собственной теоретической основы М. м. л. о. не имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клини­ческих руководствах (классификация пси­хических заболеваний, предложенная Э. Крепелином), ранее разработанные оп­росники

Шкалы: 1)Шкала ипохондрии- определяет «близость» обследуемого к астеноневротическому типу лич. 2)Ш.депрессии- определение степени субъективной депрессии,моральн.дискомфорта. 3)Ш.истерии- выявление лиц,склонных к невротическим реакциям конверсионного типа(физичес.заболевание в кач-ве ср-ва разрешения проблем). 4)Ш.Психопатии- диагностика социопатического типа лич. 5)Ш.мужественности-женств-сти.- измерение степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины,предписываемой общ-ом. 6)Ш.паранойи- позволяет судить о наличии «сверхценных» идей,подозрительности. 7)Ш.психастении-устанавливает сходство обследуемого с больными,страдающими фобиями,навязч.мыслями. 8)Ш.шизофрении- диагностика шизоидного типа лич. 9)Ш.гипомании- определ-т степень «близости» к гипертимному типу. 10)Ш.социальной интроверсии-диаг-ка степени соответ-вия интровертированому типу лич. Клинической шкалой не явл-ся,добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разраб-ки. Особенностью явл-ся использование в опроснике 4-х оценочных шкал: 1)Шкала «?»- шкалой мож.быть названа условно,т.к. не имеет относящихся к ней утверждений.Регистрирует кол-во утверждений,кот,не относ-ся ни к «верно» ни не к «не верно». 2)Ш.лжи –оценка искренности обследуемого3)Ш.достоверности-выявление недостоверных резул-в. 4)Ш.корреции- введена,чт.сгладить искажения,вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью..

ВалидностьМ. м. л. о., установленная на основе диф­ференциации клинических групп, доста­точно высока. Коэффициент надежности ретестовой шкал, поданным В. Далстрома и Г. Уэлша, в различных группах об­следованных колеблется от 0,05 до 0,86 и в среднем составляет 0,50-0,80.

Наши рекомендации