Сознаваемое и неосознанное в психике человека.

Сознаваемое и неосознанное в психике человека.

Психика — это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем, определять стратегию и тактику своего поведения и деятельности.

По формам отражения с окружающим миром в психике можно выделить два компонента - сознание и бессознательное (неосознаваемое). Сознание — высшая форма отражательной способности мозга. Благодаря ему человек может отдавать себе отчет в своих мыслях, чувствах, поступках и т.д. и при необходимости контролировать их.

В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

Познавательные процессы. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания). Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего). Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Функции сознания человека. Отражательная. Оценочная. Креативная: Творчество. Рефлексивная. Преобразующая. Времяобразующая. Свойства сознания человека

Сознание человека обладает рядом свойств: Активность, Избирательный характер, Обобщенность и отвлеченность, Целостность, Константность , Динамичность, Искаженность, Индивидуальный характер, Способность к рефлексии.

В бессознательном представлены привычки, различные автоматизмы (например, ходьба), влечения, интуиция.

Неосознаваемые механизмы сознательных действий

Согласно Ю.Б. Гиппеннрейтер все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса:

(1) неосознаваемые механизмы сознательных действий;

Сюда входят три различных подкласса:

а) неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются сами собой (механической работе", о работе, при которой "голова остается свободной);

Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться. Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые – группу вторичных автоматизмов. Первые называют иначе автоматическими действиями, вторые – автоматизированными действиями, или навыками.

б) явления неосознаваемой установки развивалось Узнадзе и его учениками;

По определению, это – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.

Речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка – к периоду, который ему предшествует.

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека.

(2) неосознаваемые побудители сознательных действий;

Первое отличительное свойство бессознательных представлений – это их действенность. Второе их свойство состоит в том, что они с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой двух механизмов, которые постулирует Фрейд, – механизмов вытеснения и сопротивления.

По мнению З.Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее, они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

(3) "надсознательные" процессы.

Если попытаться кратко их охарактеризовать, то можно сказать, что это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем "вторгается" в сознательную жизнь человека и, как правило, радикально меняет ее течение. Т.е. думаете-думаете, бах!!! и придумали!

Наши рекомендации