Шесть состояний сознания младенца
Состояние сознания | Глаза | Дыхание | Движения |
Глубокий сон | Закрыты | Регулярное | Возникают только в случае необходимости |
Активный сон | Закрыты | Нерегулярное | Легкое подергивание телом, без резких движений |
Спокойное бодрствование | Открыты | Регулярное | Не выражены |
Активное бодрствование | Открыты | Нерегулярное | Голова, конечности и туловище в движении |
Нервозность | Частично или полностью закрыты | Нерегулярное | Периодические всхлипывания |
Плач | Частично или полностью закрыты | Нерегулярное | Сильные движения тела сопровождаются криком |
Г. Шаффер и П. Эмерсон, изучая реакции 37 новорожденных на физический контакт, разделили младенцев на две группы: 1) младенцы, «стремящиеся к объятиям» (получают удовольствие от физического контакта); 2) младенцы, «отстраняющиеся от объятий» (сопротивляются контакту, который вызывает у них физическое напряжение; не избегают других форм взаимодействия, например, качания и подбрасывания). Дальнейшие наблюдения показали различия между этими группами в моторном развитии: «отстраняющиеся» оказались более развитыми, проявляя способность сидеть без поддержки, стоять с опорой и ползать раньше, чем «стремящиеся».
В одном из исследований стилей моторного поведения (Зелазо и Колб, 1972) была продемонстрирована роль ближайшего социального окружения на формирование различий. Авторы разработали специальный эксперимент, в котором были задействованы четыре группы младенцев мужского пола. При этом с первой группой ежедневно занимались упражнениями на развитие рефлексов ходьбы в период со второй по восьмую неделю их жизни. Вторая группа получала пассивную моторную и социальную стимуляцию, не связанную с упражнениями рефлексов. Группа, не получавшая никаких дополнительных занятий, просто тестировалась еженедельно вместе с упражняющимися. Наконец, четвертую группу протестировали лишь однажды, в конце эксперимента. Результаты исследования показали, что в последующем навыки ходьбы гораздо быстрее появились в группе, получавшей специальные упражнения на развитие рефлексов.
Исследования эмоциональных процессов. Дж. Бельски с коллегами (1991) исследовал изменения в негативной и позитивной окраске эмоций у младенцев в период с трех до девяти месяцев в связи с характеристиками семейной атмосферы. В результате были отмечены закономерности, представленные в таблице 3.
Таблица 3
Зависимость изменений в эмоциональной сфере ребенка
От параметров внутрисемейной среды
Специфика изменений | |
От низкого уровня проявления негативных эмоций – к высокому уровню (по сравнению с детьми с устойчивым низким уровнем негативных эмоций). | От высокого уровня проявления негативных эмоций – к низкому уровню (по сравнению с детьми с устойчивым высоким уровнем негативных эмоций). |
Особенности внутрисемейной среды | |
Отцы обладают низко выраженной ориентацией на других. Они менее позитивно оценивают свой брак до рождения ребенка, обнаруживают большую рассогласованность со своими женами по поводу оценки своей вовлеченности в воспитание ребенка. | Матери отличаются более высокой самооценкой. Они менее негативно оценивают свой связанный с браком жизненный опыт, их взаимодействие с ребенком характеризуется большей гармоничностью, отзывчивостью и полнотой. |
Согласно результатам исследования Данн, Браун и др. (1991) склонность родителей обсуждать эмоциональные проблемы ведет к лучшему пониманию ребенком собственных эмоций и развивает у него способность к саморегуляции. В частности, чем больше матери обсуждают с детьми разные эмоциональные состояния (в возрасте 3-х лет), тем более успешно дети (в возрасте 6-ти лет) адаптируются к эмоциональным проявлениям незнакомых взрослых.
Исследования восприятия
Большой вклад в изучение различий на уровне психических процессов внесли исследования восприятия, который привели к появлению таких понятий как «перцептивный», а затем – «когнитивный стиль». Именно эти исследования создали базу для дальнейшей разработки конструктивных практических модели в области анализа разных типов взаимодействий человека с миром.
Наиболее существенные достижения в области восприятия связывают с работами Дж. Гиббсона (1941), С.Аша и Г.Уиткина (1948-1954) и Дж. Клейна (1951).
В 1941 году Дж. Гиббсон, проделав анализ большого количества данных, полученных в экспериментах по восприятию, сделал два фундаментальных вывода, актуальных для исследований психики: 1) о необходимости принимать во внимание состояние субъекта, вызванного инструкцией; 2) о необходимости учитывать влияние прошлого опыта на полученные результаты. Это означало перелом в дифференциально-психологических исследованиях – осознание важности привнесения личностной детерминанты в изучение психических процессов, в частности, восприятия.
С учетом выводов Дж. Гиббсона строят свои исследования С.Аш и Г.Уиткин. Сразу после второй мировой войны эти ученые реализуют исследовательскую программу в Бруклинском колледже Нью-Йорка, результатом которой становится монография под названием «Личность сквозь восприятие» (1954). Направление исследований, представленное в монографии, авторы охарактеризовали как «Новый Взгляд» на проблему соотношения мотивационных и перцептивных процессов. Толчком для оформления нового взгляда стало обнаружение параметра, характеризующего зависимость, либо независимость восприятия от «поля» (сложного внешнего фона, из которого необходимо выделить известную и понятную фигуру). Выявленный параметр дополнил уже имевшийся к тому времени перечень стилевых особенностей восприятия, представленный в таблице 4 [10, с.90].
Таблица 4