Подходы к оценке соотношения речи и мышления при моторной алалии
1 подход – мышление страдает первично и является причиной расстройства формирования языковой способности (Белова-Давид Р.А., Бернштейн И.З., Кириченко Е.И., Зееман М.).
2 подход – традиционный поход – мышление нарушено вторично и его состояние зависит от нарушения речи (Р.Е. Левина, В.А. Ковшиков, С.Н. Шаховская, С.С. Ляпидевский, И.Т. Власенко, Л.Р. Давидович).
3 подход – мышление у детей с моторной алалией сохранно, но имеет некоторые особенности (Н.Н. Трауготт, Л.В. Голубева, Я.Г. Трошин, А. Куссмауль).
4 подход – дети с моторной алалией по состоянию мышления рассматриваются дифференцированно, т.е у одних мышление нарушено, а у других относительно сохранно (Е.М Мастюкова).
Особенности нарушения мышления при разных формах афазии:
При лобной динамической афазии больные не в состоянии анализировать даже элементарные задачи, выделять существенные связи. Отсутствует мотив интеллектуальной деятельности, общая цель решения задачи.
При семантической афазии затруднены многозвеньевые мыслительные операции, при которых необходима система устойчивых словесных следов, их удержание в процессе решения умственной задачи. У этих больных сужено значение слов, часто нарушено зрительное восприятие, пространственный гнозис и праксис. Они испытывают затруднения при решении задач, требующих симультанного анализа и синтеза (например, составление целого из частей). Нарушено решение задач, требующих оптико-пространственного анализа и синтеза, конструирование. Абстрактное мышление и общая стратегия мышления сохранены.
Сенсорная афазия характеризуется парафазиями на основе фонетических и фонематических закономерностей («портфель – портвейн» – сходство звучания), («колесо – полотенце» – персеверации), («глобус – арбуз» – сходство), («повар– каша» – ситуация), («груша– не яблоко» – отрицательные парафазии), («столяр – стружник» – неологизмы), («голубь – ворона» – одна категория). В основе замен лежат примитивные мыслительные операции (выделение второстепенных, наглядных признаков и конкретно-ситуативных связей).
Т.И. Власенко выделяет две категории сенсорных афазиков. Первая характеризуется достаточно высоким уровнем категориального мышления и наличием вербальных парафазий, возникающих «внутри категорий понятий», т.е. смысловых замен наиболее высокого порядка. Вторая – мышлением конкретно-ситуативного типа, – с парафазиями на комплексной основе.
При эфферентной моторной афазии значительно нарушена интеллектуальная деятельность. Умственные операции замедленны, фрагментарны. Больные с трудом понимают условия задачи, им трудно переключаться в процессе ее решения с одного звена на другое (происходит застревание на отдельных операциях).
При афферентной моторной афазии нарушения мыслительной деятельности менее заметны, чем при эфферентной моторной афазии.
У моторных афазиков были выделены три группы, имеющие различные типы мыслительной деятельности. Первая и вторая, с обобщенным и смешанным типом мышления, характеризовались преобладанием парафазии категориального типа, а у третьей группы (с конкретным мышлением) комплексные замены преобладают над категориальными парафазиями.
20. Особенности мышления лиц с заиканиеми их учет в логопедической работе
Исследованию мышления заикающихся посвящено относительно небольшое количество работ. Прежде всего это связано с тем, что существенных изменений интеллекта у них не обнаружено. Высказывается мнение об ускоренном характере мышления заикающихся, в результате чего происходит своеобразное рассогласование их артикуляторных возможностей и темпа мышления (Тарковский 3), об общей недостаточности их психофизического развития (Сикорский И.А.). Диффузный, неопределенный характер нарушений внимания, памяти и некоторых других процессов, заключающийся в снижении общего потенциала структурирования деятельности, также позволяет предполагать наличие у заикающихся недостаточности процесса мышления.
Об особенностях мышления при заикании следует говорить, учитывая феномен фиксированности на своем нарушении (В.И. Селиверстов). В процессе осмысления нарушенной речи при заикании задействованы все основные виды мышления от наглядно-действенного до абстрактно-логического. Происходит формирование умозаключений заикающегося о себе как о носителе нарушения.
При неврозоподобном заикании возможно нарушение мышления в связи с наличием резидуально-органического поражения головного мозга, которое проявляется в виде церебрастенического или гипердинамического синдрома (Е.М. Мастюкова). При церебрастеническом синдроме страдают, прежде всего, предпосылки интеллекта (восприятие, внимание, память). Интеллектуальное снижение проявляется в виде идеаторной медлительности, инертности, персеверациях, склонности к идеаторным стереотипиям. При гипердинамическом синдроме выраженные нарушения внимания, импульсивность поведения затрудняют интеллектуальную деятельность.
Зайцева Л.А. отмечает у заикающихся с неврозоподобной формой недоразвитие наглядно-действенного мышления, что проявляется в замедленности, отсутствии активных поисков решения задачи, слабой способности к самостоятельному исправлению ошибок. У детей с невротической формой заикания в отличия от нормально говорящих выявлены некоторые особенности мыслительной деятельности: замедленность, избирательность, инертность.