Особенности памяти лиц с системными нарушениями речи и их учет в логопедической работе

Изучением особенностей памяти у детей с ОНР занимались Г.С. Гуменная, Г.В. Гуровец, О.Р. Даниленкова, Е.М. Мастюкова и др. Дети с ОНР лучше усваивают наглядный материал по сравнению с вербальным, что свидетельствует о слабости мнестической деятельности именно в слуховом ее звене. Объем зрительной памяти детей с ОНР практически не отличается от нормы. Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией. Низкие результаты в данных пробах связаны с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью пространственных представлений.

При ОНР отмечается несформированность переработки слуховой и кинестетической информации по сравнению со зрительно-пространственной. Исследование, проведенное Т.И. Дубровиной, выявило отличительные особенности слухоречевой памяти дошкольников с ОНР:

1. Все параметры слухоречевой памяти, как динамические, так и статические ее характеристики, у детей с ОНР существенно снижены по сравнение с нормально развивающимися сверстниками.

2. Недостаточность развития вербальной памяти у дошкольников с ОНР оказывается непосредственно связанной с несовершенством их языковых и речевых возможностей. Существует сложная взаимосвязь между уровнем сформированности мнестической деятельности и качеством связной речи у детей с ОНР.

3. Особенности памяти детей с ОНР могут определяться недостаточностью нейродинамических процессов, проявляющейся в инертности, инактивности мнестической деятельности, ее истощаемости, неравномерности, импульсивности; в нарушении регуляции и контроля мнестической деятельности (рост числа ошибок по мере истощаемости); недостаточной эффективностью процесса запоминания словесного материала (медленный темп и сниженный объем запоминаемого материала).

4. Недостатки памяти по различным параметрам являются неотъемлемым компонентом в структуре расстройства у дошкольников с ОНР, при этом недостаточность слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР носит вариативный и неоднородный характер. Выявленные индивидуальные особенности произвольного запоминания словесного материала необходимо учитывать при построении стратегии и разработке содержания коррекционно-развивающего процесса с детьми с ОНР.

Память детей с моторной алалией имеет следующие особенности:

- узкий объем запоминаемого материала;

- пониженная точность воспроизведения словесных раздражителей (присущи парафазии и парамнезии. Лучше запоминают часто слышимые и -употребляемые слова, слова с конкретным значением, эмоционально окрашенные понятия);

- слабая прочность удержания речевых сигналов.

Нарушения слухоречевой памяти находятся в центре синдрома акустико-мнестической афазии. Это проявляется в сужении объема непосредственного воспроизведения. Так, при предъявлении серии из 4 слов больной воспроизводит 1–2 слова. Характерно воспроизведение первых или последних элементов серии, т.е. отчетливо выражен «фактор края».

Аналогичные трудности (сужение объема воспроизведения) можно видеть при запоминании фраз и рассказов. Важным диагностическим критерием является отсутствие увеличения продуктивности воспроизведения при заучивании, которое в ряде случаев может приводить к истощению функции и ухудшению первоначально достигнутых показателей. Выраженность расстройств слухоречевой памяти зависит от характера запоминаемого материала. Вербальный материал, объединенный внутренними смысловыми связями (фразы, рассказы), запоминается афазиками легче, чем серии слов, не связанных между собой. Но и внутри смысловой информации играет роль фактор ее объема: фразы воспроизводятся лучше, чем рассказы.

По результатам выполнения теста зрительной ретенции Бентона (запоминание рисунков различных форм) для нормально говорящих характерны ошибки, связанные с локализацией и пропуском деталей, а для лиц с афазией — с пропуском фигур, деформацией, их зеркальным изображением. У лиц с афазией наблюдается тенденция к воспроизведению меньшего количества слов, чем у нормально говорящих. При этом более медленно нарастает количество воспроизведенных слов по мере повторения.


Наши рекомендации