Психологические закономерности дизонтогенеза. Типы дизонтогенеза и их психологическая характеристика.
Олигофрения является наиболее типичной моделью психического недоразвития. Выделяют эндогенную (генетическую) и экзогенную этиологию.
В настоящее время среди факторов вызывающих олигофрению, значительная роль придается полигенному типу наследования.
Экзогенные формы олигофрении связаны с: - поражением мозга инфекциями, интоксикациями во внутриутробном и родовом периоде, а также в возрасте 2-3 лет..
Различие первичных и вторичных нарушений.
Первичный дефект всегда вызывается биологическими факторами. Вторичный дефект формируется под влиянием первичного в определенной социально-культурной среде Психологический анализ аномального ребенка включает несколько этапов:
1-Систематизация данных о состоянии ребенка на момент обследования, анализ психологического статуса. Сюда входит квалификация первичного дефекта (распространенность, степень тяжест
2-Квалификация диманики психологического дизонтогенеза.
3-Квалификация психического онтогенеза ребенка (развитие его сенсорной, моторной,эмоциональной сферы и Л в целом) до начала отклонения в развитии. Писхическое недоразвитие. Клинико-психологическая структура дефекта при психическом недоразвитии.
При изучении особенностей нейродинамики были обнаружены слабость замыкательных функций коры головного мозга, затруднение формирования новых сложных условных связей, инертность и слабость нервных процессов.. Олигофрены лучше воспринимают величину и цвет предмета и хуже материал и форму.
. Недоразвитие речи - одно из основных проявлений олигофренического дизонтогенеза. Активный словарь резко ограничен, страдает грамматический строй, часты дефекты произношения, косноязычие. Затруднено понимание смысла слов. Иерархичность - недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти проявляются меньше, чем недоразвитие мышления.
ЗПР психогенного происхождения. Психогенный вариант связан с неблагоприятными условиями воспитания. В условиях безнадзорности формируется патологическое развитие Л - неумение тормозить свои эмоции, желания, импульсивность, отсутствие чувства ответственности и долга. ЗПР церебрально - органического генеза. Сходство с причинами возникновения олигофрении связано с органическим поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза (патология берем, и родов, инфекции, интоксикации, травмы в первые годы жизниЭмоционально-волевая незрелость представлена в виде органического инфантилизма -эмоции харак-тся отсутствием живости и яркости, Эти дети трудно привыкают к школе и детскому колл-ву. Испытывают трудности в обучении и тяжело переживают свою школьную несостоятельность. Специальные исследования доказали нарушения познавательной деятельности -замедленность процессов приема и переработки сенсорной информации, неполноценность пространственной ориентировки. Трудности в овладении чтением и письмом связаны с недоразвитием координации анализаторных систем. При сохранности наглядно-действенного отстает словесно-логическое мышление. Нейропсихологическое исследование ЗПР церебрально-органического генеза. Для исследования детей с ЗПР цереб.органич. генеза разделили на две основныегруппы: с преобладанием явлений органического инфантилизма и с преобладанием нарушений познавательной Д.
Поврежденное психическое развитие. Факторы обуславливающие поврежденное ПР. Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция. связана с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами НС, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга «резидуальную» органическую деменцию, при которой слабоумие представляет собой остаточные явления поражения мозга травмой и «.прогрессирующую» деменцию, обусловленную текущими органическими процессами (хронич. менингиты, энцефалиты, опухоли и т.д.).
Структура психического дефекта проявляется как в интеллектуальной так и в
эмоционально-волевой сфере и личности в целом.
Различные варианты (типы) поврежденного психического развития.
Г.Е.Сухарева выделяет четыре типа органической деменции у детей:
-первый тип - низкий уровень обобщения;
-второй тип - грубые нейродинамические расстройства, резкая замедленость, плохая переключаемость мыслительных процессов, неспособность к напряжению, нарушение логического строя мышления;
-третий тип - недостаточность побуждений к деятельности; вялость, апатия, резкое снижение активности мышления;
-четвертый тип - нарушение критики и целенаправленности мышления, грубые расстройства внимания, резкая отвлекаемость, «полевое поведение»
Дефицитарное псих-кое развитие. Аномалии разв-ия в связи с недос-тью зрения и слуха Этиология дефектов слуха и зрения может быть связана как с экзогенными и эндогенными факторами. Ведущая роль отводится генетическому фактору и наследственной предрасположенности (глухота связанная с медикаментозным лечением). Сложные вторичные нарушения характерны для формирования других психических процессов, эмоциональной сферы, деятельности в целом.
Аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферыБыли выделены следующие формы аномального развития двигательной сферы: 1- "моторная дебильность" - недоразвитие пирамидной системы (нарушения мышечного тонуса.неловкость произвольных движений, синкинезии); 2- "двигательный инфантилизм» отражает замедленную динамику моторного развития (запаздывания в развитии стояния, ходьбы, сидения);
3-экстрапирамидная недостаточность (бедность мимики, жестов, автоматических движений);
4-фронтальная недостаточность с малой способностью выработки двигательных формул, нецеленаправленной расторможенностью.
Закономерности искаженного псих развития хорошо прослеживаются на примере синдрома раннего детского аутизмаК основным растройствам при аутизме относятся энергетическая недостаточность, нарушения инстинктивно-аффективной сферы, низкие сенсорные пороги с выраженным отрицательным фоном ощущений.
Сочетание резкого дефицита психической активности с болезненной гиперстезией и страхами в восприятии окружающей реальности является фундаментом для возникновения защитных аутичных установок.
. При аутизме отчетливо выступают явления асинхронии формирования отдельных функций и систем: развитие речи часто обгоняет развитие моторики; «абстрактное» мышление опережает развитие наглядно-действенного и наглядно- Коррекция психического развития аутичного ребенка.
Первый этап работы - игротерапия включает в себя простые игровые действия с яркими игрушками, манипуляции светом, звуком, цветом, ритмичные игры, танцы. Ритмичные игры уменьшают двигательные расстройства. После этого можно переходить ко второму этапу, на к\р тактика игротерапевта коренным образом меняется. Он обязан всемерно стимулировать ребенка к самостоятельной Д.
Дисгармоничное псих развитие. Клинико-психологическая структура дефекта при психопатиях.
Психопатия (от греч страдание, болезнь) обычно обусловлена врожденной неполноценностью НС. Основные нарушения касаются эмоционально-волевой сферы. Для психопатов характерны неадекватность эмоциональных переживаний, склонность к депрессивным и навязчивым состояниям. Л, их малая обратимость.
Этиологические факторы детских неврозов.
Дисгармония семейного воспитания. Неблагоприятные факторы воспитания подразделяются по типу воспитания и видам родительского контроля.
-Отвергающее (непринятие),-чрезмерная требовательность, -жесткий контроль;
36.Психология в соматической клинике.Роль психического фактора в происхождении заболеваний.
Влияние соматического состояния на психику человека.
Это влияние может быть - патогенный и саногенным. Наибольшее значение имеет патогенное влияние, под к\р понимают нарушение психической деятельности чел в условиях соматической болезниОсновные принципы исследования изменений психики у б-х хр. сомат-ими забол-ями. Характеристика познавательной деятельности больных с хрон сомат заболеванием. У б-ых с выраженными явл-ями почечной недостаточности описан синдром острой энцэфалопатии, к\р проявляется в расстройстве кратковременной памяти, головных болях, головокружении. У б-ых применяющих гемодиализ (не менее года) отмечаются нарушения речи в виде замедленности темпа, трудности называния предметов, галлюцинаторный психоз (синдром диализной деменцииХарактеристика познавательной Д - трудности опосредования. Склонность к детализации, снижение уровня обобщения (степень их выраженности зависит от тяжести заб-ия). Изменения личности у б-ых с хроническими соматическими заболеваниями. Особенности аномальной Л проявляются не сразу а проходят ряд критериев по к\р Л б-го определяют как измененную: 1- изменение содержания ведущего мотива Д (формирование нового мотива - патол голодание); 2-Замена содержания ведущего мотива содержанием более низкого порядка; 3-снижение уровня опосредованности; 4-сужение основного круга отношений с миром; 5-нарушение степени критичности. Представление о «внутренней картине болезни» -работы Р. А. Лурия. Луриявслед за Гольдшейдером тоже выделил эти два уровня (сензитивный и интел), но при этом особое значение придает именно интеллектуальному уровню, считая, что именно он имеет большее влияние на лечение патологического процесса.
Вал. Вас. Николаеварассматривает ВКБ как сложно структурированное образование, которое включает в себя 4 уровня психического отражения болезни:
- чувственный (сензитивный) - это отражение болезни на уровне ощущений; 'эмоциональный: интеллектуальный и мотивационный.
ВКБ - это основной комплекс вторичных, психол по своей природе симптомов заболевания. к р могут осложнить течение болезни, препятствовать успешности леч мероприятий, стать