Моторная алалия и легкая степень умственной отсталости
(интеллектуальной недостаточности)
Дети-алалики | Дети с легкой умственной отсталостью |
Раньше начинают понимать речь окружающих; понимание тонких грамматических изменений слов улучшается по мере развития их речи и в какой-то мере приближается к норме | Несмотря на расширение лексики и овладение фразой, понимание их речи никогда не достигает нормы |
Активно используют имеющиеся словесные средства общения, например, лепетные слова, звукоподражания, отдельные общеупотребительные слова, обрывки лепетных предложений и др., а также паралингвистические средства: жесты, мимику, пантомиму, интонацию | Используют примитивные жесты, которые не могут заменять речевое общение, сопровождать его |
Пассивный словарь пополняется очень быстро и значительно шире активного | Нет резкого расхождения между активным и пассивным словарем |
Характерна вариативность слов, отсутствуют штампы в речи; | Противоположные явления |
Постепенно начинают пользоваться фразой, но речь всегда содержательна, например: «Мама лес пошла» | Во фразе нет смысла, хотя аграмматизм может и не быть, например: «Доброта пошла гулять в лес» |
Хорошо ориентируются в невербальных заданиях | Из-за недостатков мышления и познавательной деятельности плохо ориентируются в предъявляемом им незнакомом задании |
Произношение звуков автоматизируется быстрее, лучше; часть звуков, сложных в произношении, появляется спонтанно по мере расширения словаря и не требует логопедической коррекции | Произношение звуков автоматизируется долго, артикуляционные уклады звуков могут распадаться |
В играх, в учебной деятельности действуют целенаправленно, хорошо используют помощь, контролируют себя | В играх, в учебной деятельности действуют нецеленаправленно, не используют помощь, не контролируют себя |
Моторная алалия и задержка речевого развития (ЗРР)
Дети-алалики | Дети с задержкой речевого развития |
Алалия связана с органическим поражением центральной нервной системы | Задержка речевого развития может быть связана с соматической ослабленностью, педагогической запущенностью |
У алаликов нарушена программа речевой деятельности; не сформирована мотивация речи; они не могут связно рассказывать; нарушена слоговая структура слов, структура фразы | У детей с задержкой речевого развития имеется программа высказывания; сформирован мотив деятельности; нет речевого негативизма; нет структурных нарушений |
Недоразвитие речи у алалика не преодолевается спонтанно; необходима коррекционно-педагогическая работа, которая должна носить системный характер | Задержка речевого развития может преодолеваться спонтанно |
Речевое недоразвитие у алаликов не преодолевается полностью даже при систематических логопедических занятиях | Дети с задержкой речевого развития могут полностью преодолеть отставание в развитии речи и обучаться в массовой школе |
Алалия и псевдоалалический синдром
В числе детей с ДЦП могут быть дети с алалией и дети с псевдоалалическим (ложным алалическим) синдромом. Так, речь детей с псевдоалалическим синдромом развивается с задержкой. В возрасте от 1 года до 3 лет эти дети по картине развития речи напоминают алаликов. В 4 года отмечается выраженное отклонение от нормального речевого развития. К 7 годам речь таких детей приближается к норме.
При псевдоалалическом синдроме имеют место такие симптомы:речевой негативизм; повышенная тормозимость речевой функции: пугливы, затрудняются при необходимости высказаться (знают, а высказать не могут); испытывают трудности при заучивании наизусть; их пассивный словарь значительно шире активного. В отличие от алаликов, у детей с псевдоалалическим синдромом нарушения устной речи не всегда проявляются на письме.
Алалия и афазия
Общее при алалии и афазии:
· характеризуются полным или частичным нарушением всей речевой системы, всех ее компонентов и сторон, что делает в той или иной степени невозможным осуществление основной функции речи – общения с окружающими;
· как вторичные явления имеют место нарушения процессов мышления и изменения всей личности, поведения человека; в результате сложности нарушений наблюдаются различные степени тяжести и большое разнообразие форм алалии и афазии;
· все исследователи выделяют две основные формы алалии и афазии: моторную и сенсорную; такое деление не отражает всего многообразия этих нарушений, но является оправданным, т.к. основными конструктивными компонентами речевой системы являются моторный (двигательный) и слуховой (сенсорный).
Алалия и афазия
Алалия | Афазия |
Термином «алалия» принято называть случаи глубокого системного недоразвития речи | Термином «афазия» называют системный распад уже сформировавшейся речи |
Работу с алаликами характеризуют как воспитание речи | Работу с афазиками характеризуют как восстановление речи |
У алалика нет желания говорить, речь может практически отсутствовать | У афазика (в незапущенных случаях) сохранено стремление говорить, остаются некоторые слова, фразы; может сохраняться письменная речь, это облегчает восстановление и дальнейшее развитие речи |
Распространенной ошибкой является отнесение любого неговорящего ребенка (алалика)к категории аутистов.Дифференциальная диагностика в этом случае сложна, так как объектом является маленький ребенок, поведение которого еще не имеет стойких и четко определяемых патологических признаков, по которым можно было бы однозначно установить диагноз. Стандартные методики исследования интеллекта говорят о том, что примерно 2/3 аутичных детей имеют задержку умственного развития, а примерно 10% обладают развитыми способностями в какой-нибудь области: математические вычисления, музыка, рисование, поговорки, мозаики, некоторые обладают энциклопедическими знаниями в интересующей их области.
Ранний детский аутизм (РДА) и алалия
РДА | Алалия |
Нарушено формирование эмоционального личностного контакта с окружающим миром | Указанное нарушение не наблюдается совсем или оно не имеет резко выраженного «глобального» характера |
Практически не используется «язык» мимики и жестов | Мимика и жестикуляция достаточно развиты и используются вместо словесной речи |
Поведение и реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны | Отмечаются, как правило, дифференцированные и адекватные реакции; дети в состоянии учитывать изменения ситуации |
Характерны разнообразные нарушения «моторного» поведения: своеобразное вращение кистей рук перед глазами, потряхивание руками и предметами, раскачивание туловища, необычные повороты тела | Наблюдаются различные нарушения двигательной сферы как в области общей, так и мелкой моторики. Своеобразные неадекватные стереотипичные движения отсутствуют |
Могут наблюдаться различные варианты интеллектуального развития: нормальное, ускоренное, резко задержанное и неравномерное, различные степени умственной отсталости | Наблюдается картина своеобразной задержки интеллектуального развития; при этом, прежде всего, страдают интеллектуальные процессы, связанные с речевой деятельностью |
Речь (речевая деятельность) на ранних этапах онтогенеза может развиваться нормально, а затем (обычно в возрасте до 30 мес.) ребенок может перестать пользоваться устной речью | Выраженная в той или иной степени задержка в овладении речью, замедленное формирование речевой деятельности. Отмечаемый у некоторых детей речевой негативизм не приводит к полному отказу от речевого общения |
Невозможность или боязнь взглянуть в лицо человека, в его глаза, общения с ним один на один. При настойчивом стремлении войти в контакт у ребенка может нарастать тревога, страх, может начать вести себя агрессивно по отношению к себе или к другим людям. | В большинстве ситуаций активно используют зачатки речи, как вербальной, так и невербальной, имеют хорошо развитую мимику и жестикуляторную речь |
Возникает ряд трудностей в дифференциации моторнойи сенсорной алалий.
Моторная алалия | Сенсорная алалия |
Сохранное восприятие речи на перцептивном уровне; обращенную речь понимает, причем понимание возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции | Восприятие речи нарушено; обращенную речь не понимает |
Хорошее слуховое внимание к речи | Безразличен к звукам человеческого голоса, наблюдается явление «гиперакузии» – повышенной чувствительности к неречевым звукам (капание воды, шум открывающейся двери и др.), к которым безразлично относятся окружающие |
Отсутствует эхолалия | Присутствует эхолалия |
Невозможность повторения слогов, слов, фраз | Многое повторяют, но не понимают повторенного |
Наблюдается более активное речевое поведение, широко используют мимико-жестикуляторную речь, мелодику, звукоподражания, «звуковые жесты». | Не вступают в контакт, не пользуются мимикой, жестами |
Более выражена динамика в усвоении языка при его спонтанном и направленном формировании. | Менее выражена динамика в усвоении языка при его спонтанном и направленном формировании |