Тревога, страхи у лиц с нарушениями речи

Одно из наиболее значимых личностных проявлений любой формы психической дезадаптации – тревожность. Это интеграль­ное неспецифическое субъективное отражение неблагополучия личности. Выделяют два основных вида тревожности.

Первый – ситуативная тревожность, по­рожденная конкретной ситуацией, которая объектив­но вызывает беспокойство. Такое состояние может возникнуть у любого человека в предчувствии возможных неприятностей и жиз­ненных осложнений. Это состояние вполне нормально, оно играет положительную роль, являясь своеобразным моби­лизующим механизмом, который помогает человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненор­мальным является снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще свиде­тельствует о недостаточной сформированности самосознания.

Второй вид – личностная тревожность, когда человек склонен к постоянной тревоге в различных ситуациях, в том числе и в таких, которые объективно к этому не располагают. Этот вид тревожности характеризуется состоянием безотчетного страха перед неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.

У тревожных детей наблюдается повышенная чувствительность, низкая самооценка, они беспокойны и постоянно ожидают неприятностей, в том числе со стороны окружающих. Тревожные дети очень болезненно реагируют на свои неудачи, они часто отказываются от той деятельности, в которой испыты­вают затруднения. Обычно они ведут себя по-разному на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосред­ственные дети. На занятиях они зажаты и напряжены, речь их мо­жет быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, они испытывают длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду или какой-нибудь предмет. Тревожные дети нередко имеют вредные привычки невротиче­ского характера. Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают. В наиболее тяжелых случаях у ребенка формируется комплекс неполноценности, который сковывает его поведение и серьезно препятствует исправлению речевого дефекта.

У детей с моторной алалией часто наблюдаются патоло­гические черты невротического круга: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раз­дражительность, обидчивость, слезливость и т.п. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Из-за боязни ошибиться и вызвать насмешку они стараются избе­гать ситуаций, требующих употребления речи, а если это не удается, предпочитают использовать жесты.

Развитие личности ребенка с моторной алалией оказывается заторможенным из-за того, что дефект речи заставляет его вся­чески ограничивать ее употребление, а это, в свою очередь, ограни­чивает его коммуникации, столь необходимые для социализации. У этих детей отмечаются трудности в формировании гнозиса, про­странственного и временного синтеза, праксиса, т.е. психических качеств, опосредованных речью. Для них характерны недостаточность мотивационной и эмоцио­нально-волевой сферы, сниженная наблюдательность, психофи­зическая расторможенность или заторможенность. Дети долго не включаются в выполнение задания, поверхностно оценивают про­блемную ситуацию, не имеют стойких интересов, интеллектуально пассивны. Из-за отсутствия речевого опыта и ограниченной по­знавательной деятельности у них возникают пробелы в знаниях.

Дети с моторной алалией тяжело переживают свой де­фект. Повышенная самокритичность порождает ощущение беспо­мощности, даже отчаяние, что может вылиться в состояние де­прессии. А если окружающие плохо понимают речь ребенка, депрес­сия может усиливаться. Все это также отрицательно влияет на раз­витие личности ребенка.

Дети с сенсорной алалией трудно воспринимают инфор­мацию. Они не могут долго слушать, когда им что-то читают или рассказывают. Не понимая содержания, они теряют интерес и пе­рестают слушать. Новые слова и структуры ребенок осваивает мед­ленно, к речи не критичен, в поведении хаотичен, действует ча­сто импульсивно.

Наши рекомендации