Анализ работы психологической службы ГСКУ АО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Улитка».
Анализ запросов психологической службы ГСКУ АО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Улитка».
Проанализировав журнал консультаций психолога данного учреждения, я пришла к выводам, что запросы, поступающие к психологу, данного учреждения разнообразные, в целом они связаны с личностным развитием ребенка:
· проблемы в поведении (гиперактивность или наоборот заторможенность, аддиктивные формы поведения, аутистические аспекты поведения, пассивность, страхи, тревожность и т.п.);
· кризисные проблемы;
· коммуникативные проблемы (взаимоотношения между детьми, между ребенком воспитателем, между ребенком и родителем; это разнообразные конфликты, драки, игнорирование и т.п.);
· развитие познавательной сферы.
Также психологу приходиться работать с запросами, осуществляемые в рамках деятельности школы приёмного родителя, а это:
· изучение личностных особенностей кандидатов, психологического климата семьи;
· занятия по подготовке граждан, желающих принять в свою семью ребёнка.
Психолог ведет журнал консультаций. Таким образом, все поступающие запросы к педагогу-психологу фиксируются, протоколируются.
Составление плана диагностического исследования. Подбор диагностических методик, подготовка диагностического материала.
Диагностическое обследование я проводила с пятью испытуемыми от восьми до десяти лет. В соответствии с возрастными особенностями я подбирала методики для диагностической работы.
План диагностического исследования:
1. Беседа с психологом и самим ребёнком.
2. Проведение психологического тестирования:
· Методы диагностики познавательных процессов: «корректурная проба», «10 слов», «простые аналогии», «4 лишний».
· Методика «Кактус»
· Шкала явной тревожности
Таким образом, на основе проведенного комплексного диагностического исследования проблемного поведения ребенка будет написано психологическое заключение, характеристика, а также, если потребуется, коррекционная программа и рекомендации для родителей и воспитателей.
Психологические тесты
Методика «4 лишний»
Цель: Выявить способность детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения; уровень развития категориального мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков.
Процедура проведения: ребенку зачитывается четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".
За каждый правильный ответ начисляется 2 балла, за неправильный — 1 балл.
10-8 баллов — высокий уровень развития обобщения;
7-5 баллов — средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;
4 и менее баллов — способность к обобщению развита слабо.
Методика "Простые аналогии" (диагностика мышления)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика интеллектуального развития.
Выполнение методики "Простые аналогии" требует понимания логических связей и отношений между понятиями.
Инструкция дается в форме совместного решения первых трех задач. "Вот посмотрите, - говорят испытуемому, - здесь написано два слова - сверху лошадь, снизу жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок - детеныш лошади. А здесь, справа тоже сверху одно слово - корова, а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно слово, которое также будет относиться к слову "корова", как жеребенок к лошади, т. е. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет... теленок. Значит, нужно раньше установить, как связаны между собой слова, написанные слева, и затем установить такую же связь справа.
Интерпретация Значительным преимуществом являются точные, быстрые подсчеты, которые дает методика «Простые аналогии».
Интерпретация ее в количественном варианте выглядит так:
при 31-32 баллах логическое мышление у ребёнка развито высоко; при 25-30 баллах качество мышления оценивается хорошо, но следует поработать над устойчивостью внимания;
при 15-24 баллах логика и внимание ребенка нуждаются в регулярной тренировке;
при 5-14 баллах можно говорить о ежедневных занятиях по развитию навыков. - \
Интерпретация
Обследуемая 1: 8 лет.
В результате проведенного исследования отмечается:
· Агрессия (наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат);
· Импульсивность (сильный нажим на карандаш);
· Эгоцентризм выражен не очень сильно (рисунок маленький, не по центру).
· Зависимость, неуверенность: выражено.
· Наблюдается явная тревога, так как имеется множество штриховок.
· Женственность – отсутствует.
· Отмечается интровертированность: изображен только один кактус.
· Стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус.
Обследуемая 2: 8 лет.
В результате проведенного исследования отмечается:
· Агрессия не явно выражена (есть иголки, но не большие по размеру). наличие иголок).
· Женственность – наличие цветов.
· Экстравертированность - несколько кактусов.
· Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Обследуемая 3: 9 лет.
В результате проведенного исследования отмечается:
· Агрессия ( изображены большие иголки)
· Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
· Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
· Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
· Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Обследуемая 4: 10 лет.
В результате проведенного исследования отмечается:
· Агрессивность (сильно торчащие большие иголки).
· Эгоцентризм, стремление к лидерству (крупный рисунок, расположенный к центру).
· Оптимизм (изображение радостного кактуса с различными яркими цветами).
· Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Обследуемая 5: 10 лет.
В результате проведенного исследования отмечается:
· Эгоцентризм, стремление к лидерству (изображен большой рисунок ближе к центру).
· Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
· Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Интерпретация
Обследуемая 1.
У ребёнка по результатам диагностики была получена шкальная оценка 7, что указывает на наличие несколько повышенной тревожности. Часто бывает тревожность связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни
Обследуемая 2.
У ребёнка по результатам диагностики была получена шкальная оценка 5, что указывает на нормальный уровень тревожности.
Обследуемая 3.
По результатам диагностики была получена шкальная оценка 5, что также указывает на нормальный уровень тревожности ребёнка, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности.
Обследуемая 4.
По результатам диагностики была получена шкальная оценка 3, что также говорит о нормальном уровне тревожности ребёнка, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности.
Обследуемая 5.
Была получена шкальная оценка 6, что говорит об адекватном уровне тревожности ребёнка, необходимый для адаптации.
Занятие 1
Задачи:
1) знакомство психолога с ребенком и установление доверительного контакта;
2) выявление основных страхов ребёнка.
Оборудование: пластилин, альбом для рисования, краски, карандаши, картинки с зайчиками.
Вводная часть
Беседа:
Давай с тобой поздороваемся, и ты мне скажешь, на что похоже твое настроение
Основная часть
Упражнение 4. «Сказка»
Инструкция: Я тебе прочитаю сказку про тигрёнку Аву, у которого тоже был страх. Послушай внимательно.
Жил на свете маленький тигренок Ава. Жил он со своими родителями в пещере в глубине леса. Папа добывал пищу, а мама работала в лесной школе, учила лесных жителей уму-разуму.
Однажды, когда родители ушли по делам, Ава остался дома один. Он свернулся клубком на мягком ароматном сене и решил вздремнуть. И только он стал засыпать, как вдруг снаружи пещеры что-то страшно загрохотало. Земля содрогнулась, камни посыпались с потолка, вспыхнул яркий свет, лес зашумел, заскрипели деревья.
Перепугался тигренок так, как никогда в жизни. Ужас переполнил тигренка, задрожал он от беспомощности и отчаяния, и подумал, что идет к нему страшное чудище, о котором рассказывал ему дедушка. Страшные мысли приходили ему в голову. Он чувствовал, как огромное чудище подбирается к его дому, которое вот- вот схватит его и утащит к себе в нору. Тигренок ждал своей гибели, как вдруг все затихло. Скоро вернулись родители. Бросился к ним тигренок и рассказал о случившемся.
Рассмеялись родители и сказали: «Чепуха все это, выдумки. Это просто сильный дождь напугал тебя». Поговорил Ава с родителями, выслушал их. Только с тех пор стал он бояться оставаться один. Так и стояло перед глазами то огромное чудище. Когда родители собрались уходить утром по делам, Ава закричал: «Не уходите, я с вами!». Вцепился он в родителей, что тут сделаешь? Пришлось папе и маме пригласить сову-сиделку, чтоб она присматривала за боязливым сыном.
Долго терпели родители страхи Авы, всеми силами пытались убедить Аву, что бояться нечего, но уговоры не помогали. Тогда они пригласили ученых врачей. Но никто из лесных лекарей не смог вылечить Аву.
Родители почти смирились с тем, что тигренок будет бояться всю жизнь. Но однажды забежала в пещеру мышка. Она хотела полакомиться козьим молоком, которое каждое утро приносила мама. Пока спала сова-сиделка, мышка пробежала вглубь пещеры, и только собралась попить молока, как увидела грустного тигренка.
— Ты что такой грустный? – Спросила мышка.
— Боюсь быть один. – Печально ответил Ава. – Боюсь, что придет чудище и заберет меня в свою нору.
Удивилась мышка, и говорит:
— Ты такой большой, а боишься чудища. Их же не существует. Это давняя гроза напугала тебя. – Засмеялась мышка. – Посмотри на меня. Я такая маленькая, каждый может меня обидеть, много опасностей поджидает вокруг, но я смело преодолеваю их. Вот и сейчас я проскользнула мимо совы, которая могла меня съесть. Каждый раз я преодолеваю свой страх и становлюсь еще более смелой и сильной. Ведь сила заключается в умении смело идти вперед вопреки своим страхам. А ты хочешь стать сильным? – Спросила мышка.
— Да, конечно. – Ответил тигренок.
— Тогда не прячься в пещере. Пойдем, я покажу тебе мир.
Тигренок с мышкой прокрались мимо спящей совы и выбежали в лес. А в лесу стоял теплый солнечный день, чирикали птицы, жужжали пчелы. И казалось, что не было никогда той страшной грозы. А про выдумки о чудище тигренок уже забыл. Он только спросил у мышки:
— Если это было не чудище, что же тогда грохотало вокруг?
— Это гром напугал тебя. – Ответила мышка.
— А что же так ярко сверкало?- Продолжал Ава.
— Это молнии освещали небо. – Подсказывала мышка.
— А что так таинственно шумело и скрипело?
— Это деревья гнулись под порывами ветра.
Тогда понял Ава, что он испугался того, чего на самом деле не было. Он поблагодарил мышку и побежал на поляну играться с бабочками и собирать для родителей яркий букет цветов.
Теперь он чувствовал себя просто чудесно. И ему очень нравилось, что он смог преодолеть страх и стать настоящим смелым тигром. Теперь, когда начинал греметь гром, он только улыбался, ожидая свежий летний дождь, который принесет прохладу и приятный сырой запах.
Беседа:
1.Чего боялся тигрёнок Ава?
2.А почему он его боялся?
3.Как ты думаешь он поборол свой страх?
4.Он стал теперь смелым и храбрым?
5.А ты хочешь быть таким?
Упражнение 6.
Инструкция: Я тебе предлагаю, что – нибудь сделать со своим рисунком, где ты изобразил страх. Что ты хочешь с ним сделать? Можешь его смять , разорвать на мелкие кусочки.
Заключительная часть
Занятие 2
Задача:
1.Работа со страхами ребёнка.
Оборудование: краски, альбом, ватман, пластилин.
Вводная часть
Упражнение 5. «Радуга силы»
На листе акварельной бумаги нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки, повторяя вслух: «я смелый», «я сильный». «я смелый» — дети повторяют, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» — размазывая пластилин левой рукой.
Заключительная часть
Занятие 3
Задача:
1.Работа со страхами ребёнка.
Оборудование: пластилин, бумага, карандаши.
Вводная часть
Занятие 4
Задача:
1.Развитие уверенности в себе.
Оборудование: листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, подушка, надувной мяч, бисер, фольга, бусины.
Вводная часть
Беседа:
1.Как ты себя чувствуешь после прошлого занятия?
2.Мы сегодня будем продолжать заниматься с тобой, ты готов?
Упражнение 1. «На что похоже моё настроение?»
Инструкция: Скажи, пожалуйста, на что похоже теперь твоё настроение? Оно изменилось? Как ты себя чувствуешь? Какое упражнение тебе понравилось?
Основная часть
Упражнение 2. Игра "Моё имя"
Тебе нравится твоё имя?
Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?
При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившиеся.
Психолог говорит: "Известно ли тебе, что имена растут вместе с людьми? Сегодня ты маленький и имя у тебя маленькое. Когда ты подрастешь, и имя подрастёт вместе с тобой и станет полным, например: Маша – Мария; Дима – Дмитрий и т.д.
Занятие 5
Задача:
1.Развитие уверенности в себе.
Оборудование: листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски.
Вводная часть
Беседа:
1.Как ты себя чувствуешь после прошлого занятия?
2.Мы сегодня будем продолжать заниматься с тобой, ты готов?
Упражнение 1. «На что похоже моё настроение?»
Инструкция: Скажи, пожалуйста, на что похоже теперь твоё настроение? Оно изменилось? Как ты себя чувствуешь? Какое упражнение тебе понравилось?
Основная часть
Упражнение 4. «Ладошки»
Инструкция: Я тебе предлагаю положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем по центру на ладошке напиши, за что ты любишь самого себя. Что у тебя хорошо получается делать, за что ты являешься мастером своего дела. А на каждом пальчике напиши, за что тебя любит твои мама, папа, сестра, брат, дедушка и бабушка.
Беседа:
1.Расскажи, что ты написал?
2.Что ты чувствовал, когда выполнял это упражнение?
Упражнение 5. «Похвалинки».
Инструкция: Я тебе предлагаю вспомнить и написать как этих цветных карточках свой добрый поступок. Например, ты помог другу в детском саду. Или помог маме помыть посуду. Только мне пока не говори, что ты написал.
Затем садишься на этот королевский трон и рассказываешь о своих успехах.
Беседа:
1.Что ты чувствовал, когда выполнял это упражнение?
2.Как ты думаешь, все люди обладают определёнными талантами?
3.Что ты скажешь, зачем помогать другим людям? Брату сестре, маме, другу?
Заключительная часть
Анализ работы психологической службы ГСКУ АО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Улитка».
Я проходила практику в ГСКУ АО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Улитка" с 29 июня по 26 июля.
Центр для девочек «Улитка» начал свою деятельность в 1995 году и был создан по инициативе комитета по делам семьи, детства и молодежи Астраханской области. Центр стал по настоящему добрым и надежным причалом для многих девчонок, которые впервые в своей жизни узнали, какой должна быть настоящая семья.
Основной целью деятельности Центра является временное содержание несовершеннолетних девочек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 1,5 до 18 лет и оказание содействия в их дальнейшем устройстве (с приоритетным использованием различных форм передачи на воспитание в семью) в установленном законодательном порядке.
Рассмотрев модель работы психологической службы учреждения, было выяснено, что в настоящее время в данном учреждении существует несколько отделов, в которых работают психологи. К таким отделам относятся: школа приёмных родителей, служба психолого-педагогической помощи, отделение лечебной педагогики, комплексной экспертизы и диагностики, социального сопровождения.
Проводятся такие виды деятельности, как:
1. Психолого- педагогическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе реализация мероприятий по оказанию им психологической (психолого-педагогической) помощи, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, психологической помощи воспитанникам, возвращенным в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после устройства на воспитание в семью, на основе гуманистического воспитания;
2. Оказание детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, квалифицированной помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в развитии;
3. Организация содействия устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью;
4. Оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, удочерившим или принявшим под опеку (попечительство) ребенка;
5. Консультативная, психологическая, педагогическая, социальная и иная помощь родителям детей в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав.
Проводится диагностическая, и коррекционная, и развивающая, и профилактическая деятельность. В работе практического психолога в детском учреждении интернатного типа есть своя специфика, продиктованная, с одной стороны, условиями обучения и воспитания детей в таких учреждениях, а с другой стороны, особенностями их психического развития, личности и поведения.
Другой немаловажной проблемой работы психологической службы интернатов выступает процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как правило такие дети не получают того социального опыта, который имеют их сверстники, воспитывающиеся в семьях. Поэтому покидая интернаты, им гораздо сложнее адаптироваться в совершенно новых для них условиях социального мира.
Контингент воспитанников учреждения имеет определенные особенности когнитивного, эмоционального, социального развития, учет которых является обязательным при выборе методов и средств проводимой коррекционной работы с ними.
Особое значение приобретает подготовка выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни в обществе. Поэтому психолог целенаправленно работает по формированию у воспитанников своего образа будущего, в котором центральное место должно занимать профессиональное и личностное самоопределение, основывающиеся на социальных ценностях.
Психолог, формируя у детей способности к установлению социальных контактов через общение, совместную деятельность и т.п., в ходе проводимых групповых занятий, непосредственном контакте с воспитанниками в ходе их жизни в учреждении.
Деятельность психологической службы имеет этические аспекты. Психологи прилагают все усилия для повышения стандартов и определения границ компетентности своей работы. Они занимаются только той деятельностью и используют только те методы, по которым они имеют документально подтверждаемую квалификацию и личный опыт. Они повышают свою квалификацию применительно к областям своей деятельности и вовремя распознают необходимость дополнительного обучения.
Психологи стараются осуществлять порядочность в науке, обучении и практике психологии. В своей деятельности они честны, доброжелательны и уважительны к другим. Психологи стараются избегать неправильных и потенциально опасных двусмысленных отношений.
Психологи поддерживают профессиональные стандарты работы, несут ответственность за свою профессиональную и научную деятельность, стараясь использовать свои методы дифференцированно. При необходимости психологи консультируются с коллегами для того, чтобы предотвратить неэтичные действия.
В своих профессиональных действиях психологи учитывают благополучие и права своих пациентов, клиентов, студентов и других лиц.