Сфера | Параметр | Характеристика параметра |
Эмоционально-личностная сфера | Контакт | легко устанавливающийся, полно-ценный (способствующий совместной деятельности), стабильный на протяжении всего занятия; 4 балла |
постепенно установившийся, в последующем полноценный, стабильный; 3 балла |
относительно полноценный в начале работы, но ухудшающийся по мере столкновения с трудностями, замечаниями психолога либо в связи с появлением пресыщения деятельностью; 2 балла |
легко или постепенно установившийся, но не полноценный (общение есть, но затруднена совместная деятельность, недооценивается значение информации, исходящей от взрослого; ориентация на собственную программу деятельности); 1 балл |
недостаточный, нестойкий, «хрупкий» на протяжении всего занятия из-за негативного отношения к ситуации занятия, не вызывающей у ребенка интереса либо из-за чрезмерной скованности, неуверенности в своих действиях боязни допустить ошибку; 0,5 балла |
Интерес | выраженный, стойкий по отношению к большинству заданий, стимулирует деятельность (ребе-нок работает увлеченно с азартом); 3 балла |
те же качества, но меньше выражены во внешнем плане; 2,5 балла |
достаточно выраженный, но избирательный или угасающий по мере столкновения с трудностями либо после коррекции ошибочных решений психологом; 2 балла |
поверхностный, слабо стимулирует деятельность, но частично компенсируется старанием заслужить положительную оценку взрослого (или просто подчиняется взрослому); 1,5 балла |
выявляется в незначительной степени в силу угнетенности ситуацией или стойкой боязни сделать ошибку; 1 балл |
слабый, поверхностный, ничем не компенсируемый, деятельность возможна лишь при наличии массивной и разно-образной стимуляции; 0 баллов |
| Эмоциональный компонент продуктивности | внешние эмоциональные проявления отчетливо выражены (мимика, высказывания), адекватны, разнообразны; затруднения и ошибки огорчают, но мобилизуют усилия ребенка; поощрения и критика одинаково способствуют продуктивности и деятельности; 3 балла |
адекватные, достаточно выраженные во внешнем плане реакции; затруднения и ошибки, а также явные успехи воспринимаются спокойно, не отражаясь на качестве деятельности; поощрения и критика понимаются в целом правильно, но мало влияют на продуктивность деятельность; 2 балла |
внешние проявления могут быть различными; затруднения и ошибки, а также порицания приводят к некоторой дезорганизации деятельности, как правило, корригируемой; поощрения и успехи улучшают темп и продуктивность деятельности; 1,5 балла |
на фоне адекватных, достаточно выраженных реакций на различные ситуации наличие сензитивных (слезы или близко к ним) либо негативных (вплоть до попыток отказа от работы) реакций на затруднения и критику, грубо дезорганизующих деятельность; 1 балл Стойкий негативизм, подавление положительных эмоций ситуацией (грубая дезорганизация u1076 деятельности); 0,5 балла |
полностью индифферентное отношение к различным ситуациям в силу фактического отсутствия интереса к предлагаемой деятельности; - «аффект благодушия» - неадекватно положительные эмоции вне зависимости от характера ситуации; 0 баллов |
| Активность | работает сам или с незначительной стимуляцией при нерешительных действиях в отдельных заданиях (во всех случаях – положительный эффект от стимуляции); 3 балла |
нуждается в незначительной стимуляции при невысоком интересе к работе или легкая стимуляция при наступлении пресыщения в отдельных заданиях; 2,5 балла необходима незначительная, но постоянная стимуляция при наступлении пресыщения в отдельных заданиях; 2 балла |
незначительная стимуляция в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при нерешительных действиях (эффект не всегда достаточный); 1,5 балла |
наличие незначительной стимуляции в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при невысоком интересе к работе либо в связи с наступающим пресыщением в отдельных заданиях (с эффектом); 1 балл |
необходима массивная, разнообразная стимуляция в большинстве заданий из-за отсутствия интереса к работе, быстрого и грубого пресыщения или крайней, постоянной нерешительности (эффект весьма слабый);1 0,5 балла |
| Оценка собственных достижений | (критика) адекватная самостоятельная аргументированная; 4 балла |
снижение первоначально завышенной оценки после уточняющих вопросов (все ли хорошо сделал? Разве не было трудно? И т. п.); 3 балла |
то же, но после прямых указаний на допущенные ошибки и имевшиеся трудности; 2 балла |
аффективное, неадекватное снижение оценки после указаний на допущенные ошибки; 1 балл |
отказ от оценки; 0,5 балла |
неадекватно завышенная оценка даже после массивной коррекции; 0 баллов |
Работоспособность | Истощаемость | относительно равномерный темп, целенаправленность, продуктивность в целом (возможные нарушения этих качеств не связаны с утомлением, а обусловлены действием других факторов; пресыщаемостью, нерешительностью, колебаниями внимания и т. п.) 3 балла |
выявляется к концу занятий (ухудшение осмысления, ослабление ориентировочной деятельности, нарастание количества ошибок внимания, замедление темпа, снижение качественного уровня решений) в негрубо выраженной форме; 2 балла |
те же явления, в той же степени, но примерно с середины занятия; 1 балл |
То же, но с приобретением грубой выраженности к концу занятия; 0 баллов |
Темп и динамика продуктивности деятельности | темп высокий (умеренный), равномерный на протяжении всего исследования в сочетании с упорядоченной, рациональной деятельностью; 3 балла |
несколько замедленный, равномерный при упорядоченной деятельности; 2,5 балла |
темп вначале несколько замедленный, но постепенно ускоряющийся и до конца занятия стабильно высокий или равномерно умеренный при упорядочении деятельности (замедленная врабатываемость) 2 балла |
высокий или умеренный темп, но замедляющийся при столкновении с трудностями или указаний на ошибки; 1 балл |
ускоренный темп на протяжении всего занятия в сочетании с неупорядоченной, хаотической деятельностью, не меняющей своего характера после столкновения с трудностями или указаний на ошибки; 0,5 балла |
крайне замедленный, не улучшаемый стимуляцией, в сочетании с низкой продуктивностью, не-упорядоченной деятельностью. 0 баллов |
| Переключаемость | Отсутствие даже легких признаков инертности; 3 балла |
Единичные факты застревания на предыдущих действиях. 2 балла |
Отчетливая тенденция к застреванию; 1 балл |
То же, но в сочетании с фактами грубого застревания на предыдущем действии, слабо поддающегося коррекции. 0 баллов |
Внимание | достаточная концентрация, устойчивость и объем внимания на протяжении всего исследования; 3 балла |
негрубо выраженные нарушения внимания в начале исследования, но в последующем постепенно уменьшающиеся или исчезающие (замедленная врабатываемость); 2,6 балла |
негрубо выраженные нарушения внимания к концу исследования; 2 балла внимание нарушается лишь в субъективно сложных заданиях или непривлекательных в связи с быстро наступающим пресыщением; 1,5 балла |
отчетливо выраженные нарушения внимания к концу занятия; 1 балл |
негрубые нарушения внимания, характеризующие весь процесс занятия 0,5 балла |
отчетливо выраженные нарушения внимания в процессе всего занятия. 0 баллов |
Деятельность и речь | Ориентировочная деятельность | выражено активная целенаправленная (внешне активное изучение объекта в сочетании с его рациональным анализом); 4 балла |
внешне сниженная активность при рациональном анализе; 3 балла |
вначале активная и рациональная, но постепенно ухудшающаяся (пресыщение, утомление, дезорганизация); 2 балла |
внешне активная, но при ослабленной направленности поиска, заданного инструкцией; 1,5 балл |
сниженная активность при малопродуктивном поиске; 1 балл |
«псевдоактивная» - выраженная внешняя активность при полном отсутствии рационального анализа объекта; 0 баллов |
Понимание обращенной речи | понимает большинство инструкций и обращений сразу (критерий – выполнение действий по инструкции и правильные ответы на вопросы); 3 балла |
некоторые обращения и инструкции понимает после дополнительного уточнения; 2 балла |
большинство обращений и инструкций требует уточнения, иногда упрощения формулировки или демонстрации нужных действий; 1 балл |
большинство обращений и инструкций понимает после отказа или разнообразных вариаций, упрощающих смысл инструкции или обращения. 0 баллов |
Экспрессивная речь (высказывания ребенка) по возрасту | развернутая, свободная, содержательная и понятная в большинстве случаев 4 балла |
то же, но при наличии единичных, скупых незавершенных высказываний; 3 балла |
скупая, незатрудненная, но не-точная, недостаточно последовательная, иногда не по существу, требует уточнения; 2 балла |
никак не объясняет своих действий или объясняет крайне скупо, односложно, непонятно; добиться улучшения в большинстве случаев невозможно. 0 баллов |
Целенаправленность | точная, стабильная в большинстве заданий (рациональные, упорядоченные действия в соответствии с инструкциями); 4 балла |
точная, но избирательная: зависит от субъективной сложности, привлекательности деятельности, характера предъявляемого материала; 3 балла |
достаточно точная, но нарушаема общей дезорганизацией деятельности при затруднениях или после коррекции ошибочного решения; 2 балла |
относительно точная, но не-стабильная подвержена колебаниям в пределах задания в силу легкой отвлекаемости либо излишней поспешности в действиях; или – вначале относительно точная, но постепенно слабеющая по мере утомления или пресыщения; 1,5 балла |
слабая рассеянная в большинстве заданий, но улучшаемая стимуляцией, повторением инструкций, внешним контролем; 1 балл |
слабая, рассеянная, весьма слабый эффект от внешнего вмешательства. 0 баллов |