Схема наблюдений за ребенком

Сфера Параметр Характеристика параметра
Эмоционально-личностная сфера Контакт легко устанавливающийся, полно-ценный (способствующий совместной деятельности), стабильный на протяжении всего занятия; 4 балла
постепенно установившийся, в последующем полноценный, стабильный; 3 балла
относительно полноценный в начале работы, но ухудшающийся по мере столкновения с трудностями, замечаниями психолога либо в связи с появлением пресыщения деятельностью; 2 балла
легко или постепенно установившийся, но не полноценный (общение есть, но затруднена совместная деятельность, недооценивается значение информации, исходящей от взрослого; ориентация на собственную программу деятельности); 1 балл
недостаточный, нестойкий, «хрупкий» на протяжении всего занятия из-за негативного отношения к ситуации занятия, не вызывающей у ребенка интереса либо из-за чрезмерной скованности, неуверенности в своих действиях боязни допустить ошибку; 0,5 балла
Интерес выраженный, стойкий по отношению к большинству заданий, стимулирует деятельность (ребе-нок работает увлеченно с азартом); 3 балла
те же качества, но меньше выражены во внешнем плане; 2,5 балла
достаточно выраженный, но избирательный или угасающий по мере столкновения с трудностями либо после коррекции ошибочных решений психологом; 2 балла
поверхностный, слабо стимулирует деятельность, но частично компенсируется старанием заслужить положительную оценку взрослого (или просто подчиняется взрослому); 1,5 балла
выявляется в незначительной степени в силу угнетенности ситуацией или стойкой боязни сделать ошибку; 1 балл
слабый, поверхностный, ничем не компенсируемый, деятельность возможна лишь при наличии массивной и разно-образной стимуляции; 0 баллов
  Эмоциональный компонент продуктивности внешние эмоциональные проявления отчетливо выражены (мимика, высказывания), адекватны, разнообразны; затруднения и ошибки огорчают, но мобилизуют усилия ребенка; поощрения и критика одинаково способствуют продуктивности и деятельности; 3 балла
адекватные, достаточно выраженные во внешнем плане реакции; затруднения и ошибки, а также явные успехи воспринимаются спокойно, не отражаясь на качестве деятельности; поощрения и критика понимаются в целом правильно, но мало влияют на продуктивность деятельность; 2 балла
внешние проявления могут быть различными; затруднения и ошибки, а также порицания приводят к некоторой дезорганизации деятельности, как правило, корригируемой; поощрения и успехи улучшают темп и продуктивность деятельности; 1,5 балла
на фоне адекватных, достаточно выраженных реакций на различные ситуации наличие сензитивных (слезы или близко к ним) либо негативных (вплоть до попыток отказа от работы) реакций на затруднения и критику, грубо дезорганизующих деятельность; 1 балл Стойкий негативизм, подавление положительных эмоций ситуацией (грубая дезорганизация u1076 деятельности); 0,5 балла
полностью индифферентное отношение к различным ситуациям в силу фактического отсутствия интереса к предлагаемой деятельности; - «аффект благодушия» - неадекватно положительные эмоции вне зависимости от характера ситуации; 0 баллов
  Активность работает сам или с незначительной стимуляцией при нерешительных действиях в отдельных заданиях (во всех случаях – положительный эффект от стимуляции); 3 балла
нуждается в незначительной стимуляции при невысоком интересе к работе или легкая стимуляция при наступлении пресыщения в отдельных заданиях; 2,5 балла необходима незначительная, но постоянная стимуляция при наступлении пресыщения в отдельных заданиях; 2 балла
незначительная стимуляция в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при нерешительных действиях (эффект не всегда достаточный); 1,5 балла
наличие незначительной стимуляции в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при невысоком интересе к работе либо в связи с наступающим пресыщением в отдельных заданиях (с эффектом); 1 балл
необходима массивная, разнообразная стимуляция в большинстве заданий из-за отсутствия интереса к работе, быстрого и грубого пресыщения или крайней, постоянной нерешительности (эффект весьма слабый);1 0,5 балла
  Оценка собственных достижений (критика) адекватная самостоятельная аргументированная; 4 балла
снижение первоначально завышенной оценки после уточняющих вопросов (все ли хорошо сделал? Разве не было трудно? И т. п.); 3 балла
то же, но после прямых указаний на допущенные ошибки и имевшиеся трудности; 2 балла
аффективное, неадекватное снижение оценки после указаний на допущенные ошибки; 1 балл
отказ от оценки; 0,5 балла
неадекватно завышенная оценка даже после массивной коррекции; 0 баллов
Работоспособность Истощаемость   относительно равномерный темп, целенаправленность, продуктивность в целом (возможные нарушения этих качеств не связаны с утомлением, а обусловлены действием других факторов; пресыщаемостью, нерешительностью, колебаниями внимания и т. п.) 3 балла
выявляется к концу занятий (ухудшение осмысления, ослабление ориентировочной деятельности, нарастание количества ошибок внимания, замедление темпа, снижение качественного уровня решений) в негрубо выраженной форме; 2 балла
те же явления, в той же степени, но примерно с середины занятия; 1 балл
То же, но с приобретением грубой выраженности к концу занятия; 0 баллов
Темп и динамика продуктивности деятельности темп высокий (умеренный), равномерный на протяжении всего исследования в сочетании с упорядоченной, рациональной деятельностью; 3 балла
несколько замедленный, равномерный при упорядоченной деятельности; 2,5 балла
темп вначале несколько замедленный, но постепенно ускоряющийся и до конца занятия стабильно высокий или равномерно умеренный при упорядочении деятельности (замедленная врабатываемость) 2 балла
высокий или умеренный темп, но замедляющийся при столкновении с трудностями или указаний на ошибки; 1 балл
ускоренный темп на протяжении всего занятия в сочетании с неупорядоченной, хаотической деятельностью, не меняющей своего характера после столкновения с трудностями или указаний на ошибки; 0,5 балла
крайне замедленный, не улучшаемый стимуляцией, в сочетании с низкой продуктивностью, не-упорядоченной деятельностью. 0 баллов
  Переключаемость Отсутствие даже легких признаков инертности; 3 балла
Единичные факты застревания на предыдущих действиях. 2 балла
Отчетливая тенденция к застреванию; 1 балл
То же, но в сочетании с фактами грубого застревания на предыдущем действии, слабо поддающегося коррекции. 0 баллов
Внимание достаточная концентрация, устойчивость и объем внимания на протяжении всего исследования; 3 балла
негрубо выраженные нарушения внимания в начале исследования, но в последующем постепенно уменьшающиеся или исчезающие (замедленная врабатываемость); 2,6 балла
негрубо выраженные нарушения внимания к концу исследования; 2 балла внимание нарушается лишь в субъективно сложных заданиях или непривлекательных в связи с быстро наступающим пресыщением; 1,5 балла
отчетливо выраженные нарушения внимания к концу занятия; 1 балл
негрубые нарушения внимания, характеризующие весь процесс занятия 0,5 балла
отчетливо выраженные нарушения внимания в процессе всего занятия. 0 баллов
Деятельность и речь Ориентировочная деятельность выражено активная целенаправленная (внешне активное изучение объекта в сочетании с его рациональным анализом); 4 балла
внешне сниженная активность при рациональном анализе; 3 балла
вначале активная и рациональная, но постепенно ухудшающаяся (пресыщение, утомление, дезорганизация); 2 балла
внешне активная, но при ослабленной направленности поиска, заданного инструкцией; 1,5 балл
сниженная активность при малопродуктивном поиске; 1 балл
«псевдоактивная» - выраженная внешняя активность при полном отсутствии рационального анализа объекта; 0 баллов
Понимание обращенной речи понимает большинство инструкций и обращений сразу (критерий – выполнение действий по инструкции и правильные ответы на вопросы); 3 балла
некоторые обращения и инструкции понимает после дополнительного уточнения; 2 балла
большинство обращений и инструкций требует уточнения, иногда упрощения формулировки или демонстрации нужных действий; 1 балл
большинство обращений и инструкций понимает после отказа или разнообразных вариаций, упрощающих смысл инструкции или обращения. 0 баллов
Экспрессивная речь (высказывания ребенка) по возрасту развернутая, свободная, содержательная и понятная в большинстве случаев 4 балла
то же, но при наличии единичных, скупых незавершенных высказываний; 3 балла
скупая, незатрудненная, но не-точная, недостаточно последовательная, иногда не по существу, требует уточнения; 2 балла
никак не объясняет своих действий или объясняет крайне скупо, односложно, непонятно; добиться улучшения в большинстве случаев невозможно. 0 баллов
Целенаправленность точная, стабильная в большинстве заданий (рациональные, упорядоченные действия в соответствии с инструкциями); 4 балла
точная, но избирательная: зависит от субъективной сложности, привлекательности деятельности, характера предъявляемого материала; 3 балла
достаточно точная, но нарушаема общей дезорганизацией деятельности при затруднениях или после коррекции ошибочного решения; 2 балла
относительно точная, но не-стабильная подвержена колебаниям в пределах задания в силу легкой отвлекаемости либо излишней поспешности в действиях; или – вначале относительно точная, но постепенно слабеющая по мере утомления или пресыщения; 1,5 балла
слабая рассеянная в большинстве заданий, но улучшаемая стимуляцией, повторением инструкций, внешним контролем; 1 балл
слабая, рассеянная, весьма слабый эффект от внешнего вмешательства. 0 баллов




Оценочная шкала

Наименование показателей Норма (баллы) Задержка психического развития (баллы) Умственная отсталость (баллы)
  Средний суммарный балл для группы Возможные диапазоны суммарных оценок Средний суммарный балл для группы Возможные диапазоны суммарных оценок Средний суммарный балл для группы Возможные диапазоны суммарных оценок
Эмоционально-личностная сфера 10-18 6-12 5,5 3-7
Работоспособность 9,6 7-12 6,5 5-9 5,5 3-7
Деятельность и речь 9-15 6-11 4,5 3-6

Наши рекомендации