Наблюдение за ребенком в ходе психологической работы
(Михаленкова И. А. , Логинова Л. И. Психологическая коррекция и консультирование. Методические рекомендации по практике для студентов по специальности 031900 «Специальная психология» // Ресурсы Интернета)
Наблюдение за ребенком (детьми) проводиться при реализации каждого психологического мероприятия. При написания анализа психологического мероприятия обязательно отметить на отдельном листе результаты наблюдения.
1. Параметры наблюдения. Наблюдению подвергаются следующие параметры.
Эмоционально-личностная сфера:
- Контакт;
- Интерес;
- Эмоциональный компонент продуктивности;
- Активность;
- Оценка собственных достижений.
Работоспособность:
- Динамика продуктивности;
- Истощаемость;
- Переключаемость;
- Внимание.
Деятельность и речь:
- Ориентировочная деятельность;
- Понимание обращенной речи;
- Экспрессивная речь (высказывание);
- Целенаправленность.
2. Характеристика параметров наблюдения.
Эмоционально-личностная сфера.
Контакт. Под этим параметром подразумевается не только возможность быстрого формирования у ребенка доверительного отношения к занятию, но собственно полноценность контакта, т.е. способность ребенка к сотрудничеству со взрослым, к ориентации на взрослого в процессе совместной деятельности. Кроме того, оценивается динамика этого качества в процессе всего цикла занятий (стабильность контакта, его устойчивость в различных ситуациях). Недооценка значения данного фактора, либо просто констатация «плохого» или «хорошего» контакта в ряде случаев могут отразиться на качестве интерпретации оценки эффективности занятий. Оценка данного параметра строится на учете соответствующих характеристик поведения ребенка как в начале занятий, так и на всем их протяжении (бальные оценки этого и всех других параметров, а также качественное содержание каждой оценки даны ниже при описании схемы анализа).
Интерес. Данный параметр оценивается по степени увлеченности ребенка характером выполняемой работы (отдельных заданий или всей их совокупности), старания добиться результатов. Глубина интереса так же, как и контакта, определяется его устойчивостью к различным изменениям ситуации (затруднения, исправление ошибок взрослым, критика и т. п.). Значение этого показателя в том, что, с одной стороны, он, в известной мере, характеризует особенности познавательной деятельности ребенка, другой – определенную степень его социальной зрелости (стремление добиться результата, т. е. получить одобрение своей деятельности взрослым, преодолевая определенные трудности заданий, часто субъективно малопривлекательных). При оценке этого параметра учитывается отношение ребенка к различным заданиям, процессу работы в целом, а также динамика этого отношения.
Эмоциональный компонент продуктивности. Отражает характер, выраженность и стабильность эмоционального тонуса в процессе занятий, эмоциональные реакции ребенка на затруднения в работе, критику, похвалу, т. е. на оценку своих действий взрослым. Находится в тесной связи с общей продуктивностью деятельности (особенно у детей с признаками психического недоразвития). Материалом к оценке так же служит динамика поведения ребенка в ходе всей работы, но в большей степени – при выполнении субъективно сложных заданий.
Активность. Оценивается по массивности внешней стимуляции с учетом ее причин (нерешительность, действий, невысокий интерес к работе, быстрое пресыщение выполняемой деятельностью, истощение). В известной мере дублирует предыдущие характеристики, однако в ряде случаев может иметь самостоятельное значение (например, высокая активность в сочетании с неупорядоченной, не-рациональной деятельностью). Материал к оценке – процесс выполнения всех заданий.
Оценка собственных достижений. Отражает уровень сформированности критичности – важного показателя интеллектуальной и социальной зрелости ребенка. Выявляется в итоговых работах.
Работоспособность.
Динамика продуктивности. Отражает, как и последующие характеристики этой группы показателей, особенности работоспособности ребенка, ее динамики, однако оценивается не только с точки зрения функционального состояния центральной нервной системы, но и в связи с описанными выше характеристиками эмоционально-личностной сферы. Оценка параметра основывается на учете динамических характеристик деятельности (отраженных в схеме анализа) в процессе всего цикла занятий.
Истощаемость. Является важным показателем работоспособности, учет которого особенно актуален при анализе деятельности детей с признаками органической недостаточно центральной нервной системы. Оценивается по динамике продуктивности деятельности в ряду других признаков. Трудность адекватной оценки данного параметра заключается в дифференциации его от внешне сходных проявлений пресыщаем ости, имеющей, как известно, другое происхождение. Основным материалом для оценки служит деятельность, требующая волевого напряжения и концентрации внимания.
Переключаемость. Характеризует подвижность основных нервных процессов. Нарушение этого качества в достаточно выраженной степени (инертность) традиционно рассматривается как вполне определенный диагностический признак, указывающий на наличие органической недостаточности головного мозга.
Внимание. Характеристика, также признаваемая важной при диагностике психического недоразвития. Определяется по концентрации целенаправленности действий, точности следования инструкциям, прочности и объему оперативной памяти. Довольно трудно дифференцировать внимание и такое качество, как целенаправленность, нарушения которой стоят в тесной связи с особенностями внимания и имеют внешне сходные проявления. Между тем, нарушения указанных качеств возникают не по идентичным причинам. Если качества внимания в большей степени зависят от функционального состояния коры головного мозга, то целенаправленность определяется уровнем сформированности личностных и интеллектуальных структур. Так, например, если задание вызывает интерес, является доступным ребенку, то его действия точны, целенаправлены, рациональны. Однако на фоне этой целенаправленности могут отмечаться в разной степени выраженные, как правило, негрубые нарушения внимания. В иных ситуациях (невысокий интерес, серьезные затруднения в правильном выполнении заданий) возникает быстрое пресыщение деятельностью, дезорганизация ее, выражающаяся в утрате целенаправленности, внешне характеризующейся выраженными дефектами внимания. Несмотря на трудности разграничения этих характеристик деятельности, желательно все же оценивать этот параметр в связи с тем, что он может иметь дифференциально-диагностическое значение. Наиболее показательной деятельностью для этого параметра является последовательное запоминание информации, а так же деятельность, требующая сосредоточенности и концентрации внимания.
Деятельность и речь.
Ориентировочная деятельность. Качество данной характеристики трудно переоценить, так как она в значительной степени отражает общий уровень познавательной активности ребенка. Однако при оценке данного параметра мы учитывали не только внешние проявления ориентировки в новом материале (активность внимания, направленность его на объект), но и ее рациональность, т. е. умение ребенка при первичном анализе выделить из разнообразной информации значимую (способность к планированию деятельности на этапе перцепции).
Понимание обращенной речи. Формулировка в значительной степени условная, так как в обобщенном виде синтезирует в себе множество самых разнообразных составляющих. Качество понимания обращенной речи может быть снижено из-за сложности формулировки обращенного высказывания, инструкции, вопроса, и в связи с недостаточным вниманием слушающего или дезорганизацией субъекта предшествующей ситуацией, утомлением, и т. п. Данный параметр дает достаточную информацию дифференциально-диагностического характера.
Экспрессивная речь (высказывание ребенка). Способность к словесному отчету о выполняемых действиях, позволяющих в общих чертах оценить сформированность речи ребенка.
Целенаправленность. Нарушения целенаправленности деятельности – дефект, достаточно типичный для состояний как выраженного, так и негрубого психического недоразвития, и различающийся как степенью, так и качественным своеобразием у разных групп детей с отклонениями в развитии. В общих чертах под целенаправленностью понимается качество действий и их направленность на достижение конкретной цели, заданной инструкцией. О других характеристиках этого признака говорилось при описании параметра «внимание».