В ходе научно-исследовательской практики

№ п/п Разделы практики Виды учебной работы, на практике вклю­чая самостоя­тельную работу студентов и трудоемкость Формы текущего контроля
Подготовительный этап
1. Ознакомиться с программой практики, с распределением по объектам   Участие в работе установочной конференции. Оформить в «Дневнике прак­тики»: • цель и задачи практики, • содержание заданий, • наименование учреждений (баз практики); •адресные данные и ф.и.о.руководителей учреждений.
Рабочий этап
  1. Разработать примерный индивидуальный план работы Выработать общую стратегию деятельности в период прохождения практики, определить время реализации заданий. Оформить в дневнике в виде таблицы.
  2. Выполнить организационную работу. Ознакомиться с названием, адресом учреждения; дать характеристику основным и дополнительным услугам, оказываемых учреждением; определить количество групп (классов), укомплектованность детьми (учащимися). Познакомиться с методистами, ознакомиться с режимом работы психолога и социального педагога. Дать характеристику места работы специалистов. Выполнение отдельных самостоятельных заданий по поручению руководителя практики и куратора в рамках должностных обязанностей специалиста. Оформить в дневнике. Анализ привести в дневнике. Анализ документации специалистов. Провести наблюдение за профессиональной деятельностью психолога, сделать соответствующие записи в дневнике.
3. Провести исследовательскую работу по теме ВКР Подготовить программу исследования, определить методы исследования, апробировать результаты исследования. Разработка, обоснование и проведение исследования, имеющего практическую значимость для учреждения-базы практики. Сбор и обработка информации по исследованию. Частные задачи на практику определяются темой выпускной квалификационной работы и определяются совместно с руководителем. Оформить в отчете результаты исследовательской работы.
Задания по психологии
3. Ознакомиться со спецификой профессиональной деятельности педагога-психолога. Провести анализ документации и программ, реализуемых психологом. Ознакомиться со спецификой работы школьного психолога с учащимися начального, среднего и старшего звеньев. С этой целью необходимо пронаблюдать за проведением психологической консультации, психодиагностической, психокоррекционной деятельности и т.д. Оформить анализ психокоррекционного занятия, психоконсультации, занятий по психологии в дневнике.
4. Оказывать методическую помощь психологу в течение прохождения педагогической практики. В течение всей практики оказывать помощь в оформлении методического материала психологического кабинета. Оказывать помощь в подборе психологической литературе, в оформлении документации, наглядных и стимульных материалов, оформлять психологические брошюры и т.д. Записи оформить в дневнике.
5. Овладеть психолого-диагностической деятельностью. . Провести исследование по психолого-педагогическим проблемам учреждения. Цель исследования и выборка испытуемых определяются исходя из запроса администрации учреждения, методиста, а также из результатов собственных наблюдения. Оформить документацию обследования детей (подростков). Проанализировать результаты диагностической работы, составить заключение. Заполнить протоколы психодиагностического обследования (отдельный протокол на каждого испытуемого при проведении одной методики). Проанализировать результаты диагностической работы, составить заключение. Оформить документы.
6. Овладеть психолого-коррекционной деятельностью. Составить программу психологической коррекции. Цель определяется результатами обследования. Но также студентами на выбор предлагаются следующие темы коррекционной работы: проблема школьной дезадаптации, проблемы общения со сверстниками в подростковом возрасте, проблема профессионального самоопределения старшеклассников, проблема профилактики приобщения к психоактивным веществам. Определить график проведения занятий программы. Организовать проведение психологической коррекции, в том числе 2 зачетных коррекционных занятия. Оценить эффективность коррекционно-развивающих занятий с детьми (подростками0. Оформить записи в дневнике. Отчет о выполнении психологической коррекционной работы.
7. Овладеть психолого-консультационной работой При поступлении запроса психологическую помощь со стороны педагога, учащегося или родителя провести психологическую консультацию. Оформить записи в дневнике. Отчет о выполнении психологического консультирования.
8. Овладеть психолого-профилактической работой.   Подготовить, организовать психолого-профилактическое мероприятие. Проанализировать результаты деятельности. Оформить записи в дневнике. Отчет о выполнении психологической профилактики.
9. Овладеть психолого-просветительской работой.   Подготовить, организовать психолого-просветительское мероприятие, используя вербальные (беседа, коллегиальное обсуждение, лекция, выступление и т.д.) или наглядно-вербальные формы реализации. Проанализировать результаты деятельности. Оформить записи в дневнике. Отчет о выполнении психологического просвещения.  
10. Выполнить методическую работу. Систематически проводить анализ своей деятельности в образовательном учреждении Оформить записи в дневнике
Задания по социальной педагогике
Выявить актуальные социально-педагогические и психологические проблемы учреждения На основе анализа документации социального педагога, беседы, результатов диагностики и личного наблюдения практиканта выявить наиболее актуальные проблемы учреждения Привести в дневнике перечень выявленных социально-педагогических и психологических проблем учреждения.
2. Определить тему педагогического совета и подготовиться к его проведению (методическая деятельность студента-практиканта). Разработать содержание и провести педагогический совет на одну из наиболее актуальных тем по решению социально-педагогических проблем, содержащий практическую часть (например, «Профилактика самоубийства в подростковом возрасте», «Профилактика и коррекция бродяжничества и беспризорности», «Формы и методы работы социального педагога с семьей» и пр.) Провести с пед.коллективом. В дневнике отразить тему, цель и задачи педагогического совета. Конспект мероприятия со списком литературы приложить.
3. Организовать и провести внеклассное мероприятие по запросу учреждения. Разработать и провести внеклассное мероприятие вместе с детьми. Провести и проанализировать подобные формы работы практикующего социального педагога. В дневнике отразить тему, цель и задачи внеклассного мероприятия. Приложить конспект его проведения, самоанализ мероприятия социального педагога.
4. Организовать индивидуальную работу с детьми группы социального риска.. По запросу социального педагога провести индивидуальную работу с детьми группы социального риска различной формы (индивидуальная консультация, беседа, посещение на дому и т.п.) В дневнике отразить форму индивидуальной работы, ее анализ и дальнейшие рекомендации соц.педагогу и родителям.
5. Выполнить методическую работу Систематически проводить анализ своей деятельности в образовательном учреждении. В течение всей практики оказывать помощь в оформлении методического материала кабинета социального педагога. Оформить записи в дневнике.
Итоговый этап
  Обобщить полученные результаты на практике. Написать отчет по практике, оформить всю необходимую документацию, в том числе дневник практики. Сдать характеристику на студента-практиканта (оформляют методисты учреждения). Подготовить доклад об итогах практики к итоговой конференции. Обязательное участие в итоговой конференции. Получить оценку по практике. Соответствующая документация.
  Итого: 180 ч.  




Отчетная документация студента-практиканта

ü отчет прохождения практики;

ü записи в контрольно-учетной книжке: записи о выполнении работ, характеристика студента-практиканта, оценки методистов;

ü дневник, заверенный подписями методиста, руководителем и печатью учреждения;

по психологии:

ü протоколы психодиагностического обследования, анализ результатов диагностической работы, заключение.

ü отчет по выполнению психологического консультирования;

ü отчет по выполнению психологического просвещения;

ü психолого-педагогический анализ мероприятия.

по социальной педагогике:

ü конспект внеклассного мероприятия и самоанализ;

ü анализ воспитательного мероприятия социального педагога учреждения;

ü план-конспект индивидуальной формы работы с детьми группы «социального риска»;

ü отчет-анализ двух конкретных случаев из практики по работе с детьми и подростками;

ü описание технологии работы с детьми группы риска;

по выпускной квалификационной работе:

ü материалы к выпускной квалификационной работе;

ü аналитический отчет по практике по результатам проводимой научно-исследовательской работы (место и время прохождения практики; обоснование актуальности выбранной для выполнения выпускной квалификационной работы проблемы; систематизированный, классифицированный материал, отражающий состояние изученности данной проблемы; обоснование теоретической и практической значимости выпускной квалификационной работы; описание возможностей и перспектив применений результатов выпускной квалификационной работы);

ü описание технологии работы с детьми группы риска.

Литература

1. Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студен­тов. – М., 2003.

2. Золотарева Т.Ф. Практика в системе подготовки специалистов социальной работы в вузе. – М.: Дашков и К, 2006.-125с.

3. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики (учеб. пособие). – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

4. Педагогическая практика студентов /Под ред. Ю.И. Юрички. – Бирск, 2009

5. Программа и методические указания к педагогической практике /Авт.-сост.: О.С. Батурина, Л.Г. Васенкова, В.А. Волков и др. – Бирск: БирГСПА, 2006.

6. Сысоева М.Е. Педагогическая практика. Справочник. Учебно-методическое пособие. М., 2003.

7. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога .-М. :Владос,2007. – 399 с.

8. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога:-М.: Академия,2002. – 208 с.

9. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. –М.: Академия, 2001. – 160 с.

10. Методика и технологии работы социального педагога:/Б.Н.Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др. Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева; МГСУ.М.:Академия,2006. – 192 с.

11. Методика работы социального педагога/Сост.Г.С. Семенов.- М.: Школьная Пресса,2006. – 96 с.

6. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога:-М.:Академия,2002. – 272 с.

12. Психологический комфорт в школе: как его достичь: Акции, тренинги, семинары/Авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко.-Волгоград:Учитель,2009 .-239с. :ил

13. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: Тренинговые программы/В.Р. Шмидт.-М.:ТЦ "Сфера",2007.-250с.

14. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе:Лекции, консультирование, тренинги/Н.В. Самоукина.-3-е изд., испр.-М.: Психотерапия, 2008.-242с.

15. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении:учеб. пособ. для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии/Е.И. Изотова .-М. :Академия,2007 .-288с.

16. Серебрякова К.А. Психологическое консультирование в работе школьного психолога: учеб. пособ. для студ. вузов/К.А. Серебрякова.-М.:Академия,2010 .-285с.

17. Психолого-педагогический медико-социальный центр в школе [Электронный ресурс].-Волгоград:Учитель, 2008.-1 электрон.опт.диск(CD-ROM)

18. Психологический практикум и тренинг:Профилактика насилия в семье и школе/Авт.-сост. Л.В. Прикуль.-Волгоград:Учитель,2009.-217с.

19. Абдуллина О.А., Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов. - М., 1989.

20. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.

21. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. - 352 с.

22. Основы методического обеспечения педагогического всеобуча родителей (методические рекомендации) /Состав.: Алферов А. Д., Богза В. В., Павленко В. Г., Фотов В. Г. - Ростов-на-Дону, 1984.- 69 с.

23. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие [Текст] / Е. И. Рогов. — М. : ВЛАДОС, 1996. — 529 с.

24. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. пед. учеб.зав. /А.В.Мудрик.-4-е изд.,доп .-М. :Академия, 2003. – 200 с.

25. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики .-М.: Академический Проект,2003. – 528 с.

26. . Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник.-М.: Гардарики, 2006.-269 с.

27. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие студ. пед. вузов/ Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова.-3-е изд., стереотип. - М.: Академия,2008. – 439 с.

28. Социальный педагог в образовательном учреждении/Авт.-сост.В.Г. Дмитриева, Ф. П. Черноусова, И.В.Яркова. -М.: Педагогическое общество России, 2007. – 96 с.

29. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2003. - 415 с.

30. Никитина Л.Е. Социальная педагогика. - М.: Академический проект, 2003. - 272 с.

31. Штинова Г.Н. Социальная педагогика:учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Соц. педагогика"/Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова; под общ. ред. М.А. Галагузовой.-М.:Владос,2008.-447с.

32. Болотникова, О.П., Порваткина, О.В., Чикирева, Э.Ю. Психолого-педагогическая практика: учебно-методическое пособие для студентов и методистов по практике факультета психологии / О.П. Болотникова, О.В. Порваткина, Э.Ю. Чикирева. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. — 136 с.

33. Нормативно-правовые документы для педагогов-психологов образования / Сост. И.М. Каманов. Выпуск 1. – М., 2003.

34. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.

Приложения

Приложение 1

ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ

От 25 марта 2003 г. № 1154

«Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования»

I. Общие положения

1. Практика студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее — высшее учебное заведение, вуз) является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Цели и объемы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования (далее — ГОС ВПО).

2. В соответствии с требованиями к организации практики, содержащимися в ГОС ВПО, а также настоящим Положением вузы самостоятельно разрабатывают и утверждают документы, регламентирующие организацию практического обучения студентов, с учетом специфики подготовки специалистов.

3. Программы практики разрабатываются и утверждаются вузом самостоятельно на основе ГОС ВПО, с учетом рабочих учебных планов по направлениям подготовки (специальностям) и примерных программ дисциплин. Программы практик могут предусматривать сдачу квалификационных экзаменов с целью присвоения разрядов студенту по профессии начального профессионального образования.

4. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные учреждения высшего профессионального образования, могут разрабатывать на основе настоящего Положения рекомендации по проведению практики студентов с учетом особенностей отрасли.

II. Виды практики

5. Основными видами практики студентов высших учебных заведений, обучающихся по основным образовательным программам высшего профессионального образования, являются: учебная, производственная, включая преддипломную практику.

5.1. Учебная практика может включать в себя несколько этапов: практика по получению первичных профессиональных умений, ознакомительная и другие. Перечень этапов учебных практик в учебных мастерских по основной образовательной программе высшего профессионального образования определяется вузом.

Производственная практика включает в себя, как правило, следующие этапы: практика по профилю подготовки (технологическая, исполнительская, лаборантская и т. п.), научно-исследовательская, научно-педагогическая и преддипломная практики. Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения.

III. Организация практики

6. Требования к организации практики определяются ГОС ВПО. Организация учебной и производственной практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

7. Учебная практика может проводиться в структурных подразделениях высшего учебного заведения или на предприятиях, в учреждениях и организациях. Производственная, в том числе преддипломная, практика студентов проводится, как правило, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

8. Для руководства практикой студентов назначаются руководители практики от высшего учебного заведения и от предприятий (учреждений, организаций).

В тех случаях, когда учебная практика является продолжением (частью) изучения дисциплин, она проводится преподавателями соответствующих кафедр. Перечень учебных практик, являющихся продолжением учебных дисциплин, определяется вузом.

Учебная и производственная практика, предусмотренная государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, осуществляется на основе договоров между высшими учебными заведениями и предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, и финансируется за счет средств соответствующего бюджета.

9. Руководители практики от высших учебных заведений:

ü устанавливают связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составляют рабочую программу проведения практики;

ü разрабатывают тематику индивидуальных заданий; принимают участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещения их по видам работ;

ü несут ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;

ü осуществляют контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием; оказывают методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускной (квалификационной работе);

ü оценивают результаты выполнения студентами программы практики.

10. При наличии вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики. Допускается проведение практики в составе специализированных сезонных или студенческих отрядов и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию.

Администрация высшего учебного заведения своевременно распределяет студентов по местам практики и обеспечивает отъезжающих на практику студентов билетами на проезд и денежными средствами.

11. Студенты, заключившие договор с предприятиями, учреждениями и организациями на их трудоустройство, производственную и преддипломную практики, как правило, проходят в этих организациях.

12. Сроки проведения практики устанавливаются высшим учебным заведением с учетом теоретической подготовленности студентов, возможностей учебно-производственной базы высшего учебного заведения и организаций и в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком.

Учебная и производственная практики могут осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.

13. Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, по решению соответствующих кафедр на основе промежуточной аттестации может быть зачтена учебная и производственная (за исключением преддипломной) практики. На преддипломную практику они направляются в установленном порядке.

14. Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более
36 часов в неделю, в возрасте от 18 лет — не более 40 часов в неделю. Для студентов в возрасте от 15 до 16 лет продолжительность рабочего дня при прохождении практики в организациях составляет не более 24 часов в неделю.

С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.

15. Форма и вид отчетности (дневник, отчет и т. п.) студентов о прохождении практики определяются высшим учебным заведением.

16. Формы аттестации результатов практики устанавливается учебным планом вуза с учетом требований.

17. Оценка по практике или зачет приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

18. Студенты, не выполнившие программы практик по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

Студенты, не выполнившие программы практик без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из высшего учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза.

IV. Материальное обеспечение

19. В период прохождения практики за студентами-стипендиатами, независимо от получения ими заработной платы по месту прохождения практики, сохраняется право на получение стипендии.

20. Оплата труда студентов в период практики при выполнении ими производительного труда осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством для организаций соответствующей отрасли, а также в соответствии с договорами, заключаемыми высшими учебными заведениями с организациями различных организационно-правовых форм.

21. За период прохождения всех видов практики, связанных с выездом из места расположения высшего учебного заведения, выплачиваются суточные в размере 50 % от нормы суточных, установленных действующим законодательством для возмещения дополнительных расходов, связанных с командировками работников предприятий, учреждений и организаций за каждый день, включая нахождение в пути к месту практики и обратно. Проезд к месту практики и обратно оплачивается в полном размере.

22. Проезд студентов, обучающихся по очной форме, направляемых к месту проведения практики железнодорожным или водным транспортом и обратно, оплачивается за счет средств вуза.

23. Проезд студентов в места прохождения практики, не связанные железнодорожными и водными путями с местом нахождения вуза, оплачивается высшим учебным заведением на основании предъявленных документов.

24. На студентов, принятых в организациях на должности, распространяется Трудовой кодекс Российской Федерации, и они подлежат государственному социальному страхованию наравне со всеми работниками.

25. Студентам, принятым на период практики на штатные должности в геологических партиях, экспедициях, в составе экипажей судов и получающим кроме заработной платы полевое довольствие или бесплатное питание, выплата суточных не производится.

Если учебная практика студентов проводится в структурных подразделениях вуза, расположенных по месту нахождения высшего учебного заведения, суточные не выплачиваются.

Приложение 2

Наши рекомендации