Тема 2. Примитивный стиль общения

Для разработки данной темы предлагаются материалы хрестоматии (стр. 104—128) и описание игры „Скверная компания" (№ 49 в „Банке упражнений…", см. стр. 154—156).

Тема 3. Манипулятивный стиль общения

Занятие № 1. Причины выбора манипулятивного стиля общения.

Цель: показать зависимость выбора стиля общения от внутреннего состояния человека.

В начале занятия важно обосновать его цель. Это можно сделать в свободной беседе либо использовать тексты популярных книг по практической психологии (например, „Как стать несчастным без посторонней помощи" Павла Вацлавика). Необходимо отметить, что множество честных людей страдает от всевозможных манипуляций, что этот вид деструктивного поведения в общении оказывает наиболее пагубное влияние на здоровье человека. А для того чтобы научиться методам „противоманипулятивной защиты", важно понять причины выбора человеком этого стиля.

Упражнение 1.

Группа делится (произвольно) на две подгруппы. Первая подгруппа должна найти и записать причины, по которым человеку иногда бывает выгодно преувеличивать свою силу. Вторая подгруппа должна раскрыть причины, по которым человеку бывает выгодно преувеличивать и демонстрировать свою слабость. Перечисленные причины должны быть проиллюстрированы случаями из жизни. После окончания работы представители подгрупп предъявляют ее результаты.

Упражнение 2. «Несчастная Лисонька» и «„Крутой" Волк-рэкетир».

Инструкция: учащиеся придумывают сценки с произвольным сюжетом на заданную тему. Организуются две творческие группы. Можно использовать предыдущее разделение. Группа, которая анализировала причины преувеличения человеком собственной силы, работает над сценой «„Крутой" Волк-рэкетир». Группа, отвечавшая на вопрос о „выгоде" преувеличения собственной слабости, сочиняет сцену «Несчастная Лисонька». „Сценаристы" сами должны наполнить сюжеты различными персонажами.

Основное условие — главную роль играют два человека. Один показывает внешнее манипулятивное поведение (соответствующие жесты, реплики, позу), другой за спиной первого (или рядом с ним) демонстрирует истинное внутреннее состояние героя (Волка или Лисы), также используя и жесты, и мимику, и реплики, отражающие скрытые чувства и намерения. При демонстрации этих сцен желательна видеозапись. Обсуждение может идти параллельно с просмотром видеоматериалов.

Рефлексия.

Полезно обратить внимание на чувства „раздвоившихся" актеров. Какое отношение возникло к своему партнеру — „истинному" лицу? Хотелось ли поменяться ролями? При обсуждении упражнения необходимо обратить внимание на нарушение целостности личности и угрозу душевному здоровью человека, если манипулятивный стиль закрепляется в качестве основного.

Домашнее задание: Прочитать (или перечитать) роман Ф. М. Достоевского „Двойник".

Занятие № 2 (2 часа). Общение преподавателя и абитуриента на экзамене.

Цели: показать проявления манипуляций в ситуации взаимодействия абитуриента и преподавателя во время экзамена; проанализировать взаимообусловленность манипуляций и внутреннего состояния абитуриента и экзаменатора, показать стереотипные способы общения в ситуации повышенной эмоциональной напряженности; научиться находить варианты замены манипулятивного способа общения конструктивным.

Порядок работы.

Ведущий предлагает исследовать общение экзаменатора и экзаменующегося в ситуации, максимально приближенной к „боевой". Эту ситуацию группа должна создать „здесь и сейчас". Слова ведущего: «Мы должны будем проиграть некоторые ситуации, с которыми вы можете встретиться через несколько месяцев на вступительных экзаменах в вуз или на выпускных экзаменах в школе».

Упражнение 1. „Моделирование ситуации экзамена".

На роли членов экзаменационной комиссии выбираются 2—3 человека. Один из них назначается „ведущим преподавателем", второй — „ассистентом", третий может быть присутствующим на экзаменах „директором школы". На роль экзаменующихся или абитуриентов выбираются два человека. За дверью им дается инструкция: выбрать из знакомого школьного материала два вопроса, которые они хорошо знают, по которым могут легко говорить. При необходимости им разрешается заменить речь, содержащую информацию, на повторение слогов (например, „ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля") с соответствующей моменту интонацией.

Обратить особое внимание на то, что по обоим вопросам абитуриенты должны демонстрировать уверенность в своих знаниях, стараясь добиться максимальной оценки.

Пока абитуриенты „готовятся" в классе, вызывается комиссия и ей дается другая инструкция: как бы ни отвечали абитуриенты, экзаменаторы должны с особой теплотой и поддержкой слушать первый вопрос и совершенно равнодушно — второй. Они могут помогать взглядом, наводящими вопросами во время ответа по первому вопросу и демонстрировать свою незаинтересованность, когда абитуриент перейдет ко второму. В конце ответа экзаменатору нужно сказать абитуриенту примерно следующее: «Да, конечно, по первому вопросу вы ответили блестяще (отлично, прекрасно). По второму же не так хорошо, но, в общем, спасибо, пригласите, пожалуйста, следующего…». Дословно эту фразу воспроизводить не обязательно, но, главное, нужно непременно подчеркнуть, что первый вопрос был изложен лучше, чем второй.

Оставшейся части группы — „зрителям" — дается задание: отметить то, что в диалоге абитуриента с членами экзаменационной комиссии способствует взаимопониманию, а что его разрушает.

Перед началом упражнения нужно убедиться, что все основные участники правильно поняли свои роли, ответить на их вопросы. На выполнение упражнения потребуется 10—15 минут.

Обсуждение.

Какие стратегии выбирали абитуриенты, пытаясь увеличить шансы на повышение оценки?

Какие чувства это вызывало у членов экзаменационной комиссии?

Как чувствовали себя абитуриенты в различные моменты взаимодействия с экзаменационной комиссией?

Чем эмоциональное состояние членов комиссии во время ответа на первый вопрос отличалось от их эмоционального состояния во время ответа на второй вопрос?

Как отразилась на эмоциональном состоянии абитуриента фраза „ведущего преподавателя" о явном преимуществе качества ответа по первому вопросу по сравнению со вторым?

Ведущий предлагает пофантазировать на тему: «Какие чувства прячутся за манипулятивными приемами абитуриентов и преподавателей?»

Особое внимание уделяется самоанализу эмоционального состояния абитуриентов. Им предоставляется возможность высказаться. Нужно отметить, что у одних в подобной ситуации возникает чувство бессилия, они чувствуют себя „жертвой", другие с помощью защитной агрессии пытаются восстановить справедливость.

Упражнение 2.

Учащиеся делятся на группы по 3 человека. Ведущий предлагает ответить на вопросы: «Что могло повлиять на эмоциональное состояние экзаменатора и снижение интереса ко второму вопросу? Что может сказать абитуриент в подобной ситуации, чтобы получить шанс на продолжение ответа и улучшение общей оценки?

После 5—7 минутной подготовки группы предлагают свои варианты объяснения ситуации и выхода из нее.

Рефлексия.

В общем кругу участники обсуждают „плюсы" и „минусы" каждого из вариантов. Педагог-психолог может отметить, что манипулятивный стиль общения может быть оправдан, если речь идет о жизненно важной ситуации. Можно привести пример о птице, имитирующей ранение и отвлекающей неуклюжим порханием хищника от гнезда с птенцами. Важно провести грань между осознанными действиями в экстремальной ситуации и стереотипными реакциями в обычной жизни.

Если ни одна из групп не предложила конструктивного сочетания честного выражения чувств абитуриента с безоценочным описанием ситуации, то предложить свои варианты.

Например: «Мне очень помогли ваши вопросы (поддержка) по первой части. Я буду рад любому, самому трудному вопросу». «Мне самой не нравится, как я ответила по второму вопросу… В беседе с вами результат был лучше. Если найдется трудный вопрос, постараюсь реабилитироваться…»

Упражнение 3.

Ведущий предлагает учащимся принять определенную позу. Инструкция примерно такая: «Согните спину, втянув голову в плечи, сведите плечи внутрь, как бы пытаясь свернуться в клубочек, слегка опустите голову и взгляните на меня исподлобья… (Ведущий может одновременно показывать эту позу.) О чем говорит эта поза?»… Реплики учащихся «Мама, я боюсь!», «Не подходи, укусит!» полезно обговорить.

Можно поставить вопрос: «Что заставляет нас бояться? Реальная угроза или „память" наших мышц о страхе?»

Задания для самостоятельной работы:

Написать сочинение на тему: «Почему учитель хочет, чтобы моя оценка на экзамене была хорошей?» При наличии времени возможен устный вариант этого упражнения в виде беседы.

Упражнение 4. „Ассоциативный ряд".

а) Учащиеся должны представить ситуацию экзамена, вспомнить свое внутреннее состояние, соответствующее этой ситуации, и описать его с помощью ряда ассоциаций.

б) Участники высказываются через эстафету. Инструкция.

Вспомните ваше обычное состояние накануне экзамена или во время экзамена. С чем ассоциируется это состояние? В виде чего его можно представить?

Упражнение 5. „Работа с измененным состоянием сознания."

Инструкция.

Прошу сесть удобно, ноги под прямым углом, свободно расставлены, спина расслабленная, округлая… Это знакомая вам поза для аутогенной тренировки (пауза; участники принимают необходимую для выполнения упражнения позу).

Сейчас вы можете закрыть глаза и приготовиться к путешествию в недавнее прошлое. Я прошу вас вспомнить себя 10—15 минут назад, когда вы шли на этот урок (пауза). Теперь вернемся еще чуть-чуть назад, когда вы шли в школу (пауза). А теперь вспомните свое пробуждение сегодня утром. Представьте свое состояние, когда вы только начинаете просыпаться (пауза). Не хочется шевелить руками и ногами. Мысли протекают, едва задевая сознание. Не хочется ни о чем думать (пауза).

Сегодня у вас экзамен. От него во многом будет зависеть ваше будущее. Представьте, как вы ждете в коридоре своей очереди, повторяя наиболее трудные вопросы (пауза).

Сейчас ваша очередь. Вы открываете дверь. Видите стол. На нем стоят цветы. На краю стола разложены экзаменационные билеты (пауза). Вы повторяете про себя: «Я уверен в себе. Я уверен в успехе». Сейчас понадобятся вся ваша энергия и решительность (пауза).

Через минуту вы откроете глаза. Я буду считать до десяти. На счет „десять" вы хорошенько потянетесь и только после этого откроете глаза (пауза).

Постепенно начинайте сжимать пальцы рук в кулаки — один, два… Сжимайте руки… три, четыре. Кулаки сжаты… пять, шесть… Руки напряжены… семь… Плечи напряжены… восемь. Ногами упираетесь в пол, ноги напряжены… девять. Все тело как пружина… десять! Потянитесь хорошенько и откройте глаза!

Наши рекомендации