Опросник самооценки групповой работы.
(Адаптированный вариант опросника, данного в книге Карла Роджерса „О групповой психотерапии" [Роджерс, 1993]. Для работы со старшеклассниками изменены вопросы — 1г, 1д, 2а, в инструкции предложено заполнение листа ответов.)
Инструкция. Вам следует ответить на предложенные вопросы. Для этого в листе ответов укажите к каждому из 4-х пунктов тот вариант, с которым вы согласны. Объем ответа — на ваше усмотрение. При желании можно дать полный, развернутый ответ. Главное, постарайтесь ответить как можно откровеннее. Подписывать лист ответов не обязательно.
Вопросы
1. Что касается общего влияния участия в группе на мое поведение, могу сказать следующее (выбрать нужное):
а) поведение изменилось, но так, как мне не хотелось бы;
б) значительных изменений нет;
в) сначала поведение изменилось, но потом стало прежним;
г) в поведении произошли значительные изменения временного характера, часть их проявляется и сейчас;
д) я веду себя иначе (уточнить положительно или отрицательно)
д1 — с родителями,
д2 — с друзьями,
д3 — с одноклассниками,
д4 — с учителями.
2. Что касается влияния участия в группе на меня самого, могу сказать следующее:
а) вызвало крайне неблагоприятное ощущение (уточнить — подавляющее или раздражающее ощущение или их сочетание);
б) скорее помешало, чем помогло;
в) нейтральное или очень незначительное;
г) скорее помогло, чем помешало;
д) оказалось весьма плодотворным;
е) дало высокоэффективныые результаты, обогатило положительный опыт;
ж) сбило с толку, пока не берусь судить.
3. Что касается влияния общих встреч, взятых в отдельности, то могу сказать следующее:
а) вызвали чувство опустошенности, смущение, раздражение, скуку и прочие отрицательные ощущения;
б) не вызвали никакого чувства, интереса, прошли почти бесследно;
в) в чем-то помогли;
г) оказались плодотворными, определенно помогли;
д) оставили глубокий след, обогатили положительный опыт.
4. Что касается влияния обучения в группе на осознание собственных чувств и чувств других людей, то могу сказать следующее:
а) я стал (а) восприимчивым (ой) к собственным чувствам и чувствам других людей и это для меня ново;
б) осознав свои чувства, я стал(а) охотнее делиться ими с друзьями (уточнить — положительными или отрицательными; и положительными, и отрицательными);
в) я и раньше осознавал (а) свои чувства, но не так глубоко.
г) заметных изменений нет;
д) я стал (а) лучше осознавать свои чувства и жалею об этом.
Данный опросник рекомендуется использовать в конце курса занятий для объективизации полученного результата работы.
Диагностика может проводиться как отдельным блоком работы педагога-психолога, так и в рамках одного занятия. При этом " наряду со стандартными методиками в качестве диагностического материала могут использоваться специально создаваемые диагностические ситуации, тексты художественных произведений, сказки, притчи, пословицы. Выявление индивидуального отношения к предложенному материалу и будет результатом такой диагностической работы. Обсуждение индивидуальных точек зрения, соотнесение с ними своей собственной — это процесс самодиагностики и самопознания. Для организации этого процесса необходима постановка целей диагностики, соответствующих задачам курса, через заключение психологического контракта.
Пример занятия
(с использованием диагностической методики)
Тема. Самопознание — формы и методы.
Цели: создать в группе атмосферу доброжелательности, развить способности к игровому поведению, навыки социального взаимодействия (слушать, формулировать и высказывать свою точку зрения и т. д.), организовать процесс самопознания.
Порядок работы.
1. В начале занятия в качестве разминки проводится игра-приветствие. Участники группы по очереди, не говоря, кому они адресуют, произносят какое-либо приветствие. Все участники должны угадать, кому данное приветствие адресовано, и назвать хором его имя. Если звучат разные имена, то автор приветствия сообщает, кому оно было адресовано. Затем в игру вступает его сосед. Приветствия могут быть самые разные:
„Привет тому, у кого всегда хорошее настроение!" Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы имена всех членов группы, плюс один-два хода.
Участников следует ориентировать на то, чтобы приветствия были яркими, образными, но в то же время закамуфлированными. (При проведении игры могут возникнуть трудности с формулированием приветствия, включением членов группы в игровую ситуацию. Если эти трудности серьезны, игру следует прекратить, как и в том случае, когда вы увидите, что интерес к ней пропал.) Поскольку цель игры — приветствие друг друга, создание доброжелательной атмосферы в группе, рефлексией после ее проведения можно не заниматься.
2. Выявление референтных ценностей и исследование самооценки. (Примечание: обратная связь дается в индивидуальном порядке!)
Предлагается обсудить вопрос о совместимости людей друг с другом в процессе общения (очень высокая уверенность человека в себе и низкая уверенность приводят к похожему результату — трудности в общении). Предлагаются вопросы для обсуждения:
Как в поведении проявляется чрезмерная уверенность человека в себе?
Как в поведении проявляется низкая уверенность человека в себе?
Как описать поведение человека, с которым приятно общаться? Все предлагаемые в процессе групповой дискуссии ответы записываются в две колонки:
Внешние проявления (жесты, слова, мимика, интонационная выразительность речи) | Внутренние проявления (чувства, эмоции) |
3. У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: „Разделяют ли другие мою точку зрения?". Участникам группы предлагается разделить лист бумаги на три графы по вертикали:
в 1-й графе ответить на вопрос: „Кто я?". Для этого быстро написать 10 слов-эпитетов, писать следует так, как они приходят в голову;
во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, знакомые (любой значимый другой);
в 3-й графе — отвечает на тот же вопрос кто-то из группы. Для этого можно всем положить свои подписанные листочки на стол, перемешать, затем каждый, не глядя, берет листочек со стола и пишет о том человеке, чей листочек ему попался. Затем листочки снова складываются на стол и каждый забирает свой. При обсуждении результатов данной процедуры можно обратить внимание на следующие аспекты:
повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;
о чем это может говорить (например об открытости человека в общении);
насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в первой графе);
отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов);
совпадают или не совпадают Я-концепция и представления других обо мне;
из чего складывается представление других обо мне (здесь возможно обсуждение вопроса ответственности человека за презентацию себя другим людям) и т. д.
Возможно, что в процессе обсуждения полученных результатов будет уместно чтение притчи „Ворона и павлин" Носсрата Пезешкяна.
«В парке дворца на ветку апельсинового дерева села черная ворона. По ухоженному газону гордо расхаживал павлин. Ворона прокаркала: „Кто помог такой нелепой птице появиться в нашем парке? С каким самомнением она выступает, будто это султан собственной персоной! Взгляните только, какие у нее безобразные ноги, а ее оперение — что за отвратительный синий цвет. Такой цвет я бы никогда не носила. Свой хвост она тащит за собой, будто лисица". Ворона замолчала, выжидая. Павлин помолчал какое-то время, а потом ответил, грустно улыбаясь: „Думаю, что в твоих словах нет правды. То плохое, что ты обо мне говоришь, объясняется недоразумением. Ты говоришь, что я гордец, потому что хожу с высоко поднятой головой, так что перья на плечах у меня поднимаются дыбом, а двойной подбородок портит мне шею. На самом же деле, я — все что угодно, только не гордец. Я прекрасно знаю все, что уродливо во мне, знаю, что ноги кожисты и в морщинах. Как раз это больше всего и огорчает меня, потому-то я и поднимаю так высоко голову, чтобы не видеть своих безобразных ног. Ты видишь только то, что у меня некрасиво, и закрываешь глаза на мои достоинства и мою красоту. Разве тебе это не пришло в голову? То, что ты называешь безобразным, как раз больше всего нравится людям…»
4. В конце занятия члены группы пишут в свободной форме самоотчеты о занятии.