Шкала оценок организаторских склонностей
К | Оценка | Уровень |
0,20—0,55 | Низкий | |
0,56—0,65 | Ниже среднего | |
0,66—0,70 | Средний | |
0,71—0,80 | Высокий | |
0,81—1,00 | Очень высокий |
Испытуемый, получивший оценки 1, имеет крайне низкий уровень проявления организаторских или коммуникативных склонностей.
Испытуемый, получивший оценки 2, не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.
Испытуемый, получивший оценки 3, стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Испытуемый, получивший оценки 4, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации.
Испытуемый, получивший оценки 5, активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.
Методика констатирует лишь наличный уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей в данный период развития личности. Они не останутся неизменными в процессе дальнейшего развития людей. При наличии мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.
2. Методика исследования самооценки и определения референтных ценностей данной группы. Автор М. Мнацакян.
Педагог-психолог может достаточно точно определить количество учащихся с неверной самооценкой. Эти данные требуются работникам школ, особенно классным руководителям, для того чтобы вести с учащимися конкретную работу по формированию самооценки (см. Взаимодействие с педагогическим коллективом).
На первом этапе школьникам (в каждом классе отдельно) предлагается назвать качества личности, которым они отдают предпочтение, и расположить их в порядке значимости. Получается примерно такой список:
Честность — в это понятие входят такие составляющие, как прямота, искренность, порядочность, откровенность, справедливость, добросовестность, правдивость, принципиальность.
Доброта: душевность, дружелюбие, сердечность, человечность.
Воспитанность: культура, вежливость, интеллигентность, тактичность, деликатность.
Отзывчивость: чуткость, внимательность, способность понимать других людей, проявление заботы о них.
Трудолюбие: старательность, усердие, прилежность.
Скромность.
Ум: интеллект, талантливость, изобретательность, сообразительность, находчивость.
Эрудиция: образованность, начитанность, широкий кругозор.
Общительность: умение разговаривать с людьми.
Приятная наружность (внешность): аккуратность, опрятность.
Сила воли: стойкость, самообладание, твердость, терпение, упорство, настойчивость.
Способности.
Верность: доверие, преданность.
Далее выбираются десять качеств, которые в ответах ребят встречались чаще всего. Эти качества также упорядочиваются по степени их значимости.
Полученные таким образом ряды личностных качеств заносятся в специальные оценочные листы под номерами, соответствующими их значимости, и эти листы вновь предлагаются школьникам, для того чтобы оценить себя и своих одноклассников по семибалльной системе с точки зрения развитости соответствующих качеств личности.
Фамилия ученика | Порядковый номер оцениваемого качества личности | |||||||||
Афанасьев Б. | ||||||||||
Боровиков С. | ||||||||||
Глазунов И. | ||||||||||
Дементьев В. | ||||||||||
И т. д. |
Для удобства обработки заполненные оценочные листы можно разрезать по горизонтали на полосы таким образом, чтобы на каждой осталась фамилия одного учащегося и его оценки. Полосы с оценками, полученными школьником от всех товарищей по классу, наклеиваются на отдельный лист бумаги. Такие листы называются протоколами.
Процедура получения средней самооценки предельно проста: сложить все самооценки учащегося и разделить на 10.
Для расчета средней оценки каждого качества нужно просуммировать все оценки и разделить на число принявших участие в опросе. Для облегчения этой процедуры вычерчивается таблица, включающая семь столбцов (по количеству баллов, содержащихся в использованных оценочных шкалах) и десять строк (по числу качеств личности, которые оценивались). В эту таблицу записывается количество соответствующих оценок по каждому качеству. Допустим, по первому качеству ученик получил четыре семибалльные оценки, четыре оценки по шесть баллов, две — пятибалльных и т. д. Эти данные перемножаются, что даст соответственно 28, 24, 10 и т. д., и полученные произведения суммируются по строкам таблицы. Результаты записываются в правом крайнем столбце.
№ оцениваемого качества | Баллы | |||||||
И т. д. |
Каждая из полученных таким образом промежуточных сумм делится на количество учащихся, участвующих в опросе. Результат записывается в верхней части протокола соответствующего школьника. Это и есть средняя объективная оценка по каждому качеству. Затем выводится общая средняя оценка школьника.
Афанасьев Б. | 4,4 | 4,2 | 3,4 | 4,8 | 4,6 | 3,6 | 4,5 | 4,3 | 4,5 | 5,0 | 4,3 |
4,8 |
В этой таблице последние числа 4,3 и 4,8 соответственно средняя оценка и средняя самооценка ученика.
На основе сравнения средних самооценок и средних оценок, полученных от товарищей, делается вывод о том, является ли самооценка данного школьника нормальной, завышенной или заниженной.